Без незнакомцев и запугиваний: проверяем, как ребенок усвоил правила безопасности на улице
Ольга Бочкова — клинический и системный семейный психолог, педагог, тренер, основатель «Академии безопасности Ольги Бочковой» bochkova.academy, автор бестселлера «Не дам себя в обиду! Правдивые истории из жизни Никиты».
Важное правило для родителей: для проверки вы можете привлекать разделяющих ваши ценности друзей и родственников, учителей и тренеров, отдельные организации по безопасности.
Но только никогда не проводите эксперименты с незнакомцами без ведома ребенка!
Чем может обернуться проверка ребенка с участием незнакомцев
• после подобной проверки реальную опасность ребенок может принять за очередную игровую ситуацию;
• дошкольников такой эксперимент вводит в заблуждение и пугает;
• если ребенок узнает, что вы его проверяли, он потеряет доверие к вам;
• когда ребенок поймет, что ушел с незнакомым, это вызовет у него чувство вины и стыда перед родителями и осознание, что он плохой;
• сам по себе эксперимент не учит, а пугает;
• обычно подобные эксперименты травмируют родителя, убедившегося, что его ребенок очень уязвим перед незнакомцами, и потом он кричит на ребенка, ругает его за то, что тот ушел.
Запомните! Детей всегда нужно предупреждать о возможных экспериментах. Это формирует у них некое состояние настороженности и бдительности, а значит, тренирует внутреннюю систему безопасности и умение распознавать внешние тревожные звоночки — как раз то, что нам нужно.
Как заниматься с ребенком вопросами безопасности
- Обсуждение различные ситуаций на улице. Этот способ требует от вас довольно серьезного внимания к тому, что происходит вокруг.
-
Решение тематических задач. Вы заранее готовите задачи для тренировок. Это могут быть ситуации из вашего прошлого, но оформлять надо в таком виде: «дано» (например, «Ты стоишь на остановке и ждешь троллейбуса. На улице идет дождь, и ты очень хочешь домой»), «проблема» (например, «К тебе подходит мужчина и предлагает отвезти до твоего дома»), «вопрос» (например, «Что ты должен ответить этому человеку?»).
-
Просмотр и анализ видео — ситуации из фильмов, мультфильмов.
-
Создание задач с позиции злоумышленника: как заманить жертву? Это важно, чтобы понимать логику преступника и ход его мыслей.
-
Тренировка в реальных условиях: в парках, торговых центрах, на улицах, для того, чтобы ребенок в естественных условиях мог отработать правила поведения, а также переставал стесняться, когда надо в чем-то отказать незнакомым взрослым.
Для этих игр ребенку нужен партнер. Партнером можете быть вы сами — некоторые дети с охотой и вполне серьезно тренируются с родителями (редкие смешки вполне нормальны). Иногда требуется сторонний человек, который сможет серьезно отработать некоторые правила безопасности.
В любом случае лучше, чтобы ребенок отзанимался с вами, а затем еще раз прошел то же самое с другим человеком для закрепления.
Это принесет пользу: ведь посторонние люди будут вести себя отстраненно и нейтрально, а значит, их взаимодействие будет максимально напоминать реалистичное.
Как говорить с ребенком о безопасности
⠀ Важно учитывать возраст и предыдущий опыт ребенка. Влиять на него может все, что угодно, в том числе и развод, потеря близкого, переезд. Разговоры про безопасность всегда тревожны: ребенок может чувствовать, что он теряет и без того утерянный контроль за происходящим, поэтому может беспокоиться и избегать подобных бесед. ⠀ Имеет значение и форма подачи. Родитель порой не знает, как обозначить важность разговора, видит у ребенка безразличие и начинает намеренно придавать теме излишнюю серьезность, волнение, передает свое беспокойство, надеясь, что так ребенок осознаннее подойдет к правилам. Такой подход нежелателен, он только вселяет страх.
В разговоре не стоит делать акцент на страшных ситуациях, когда надо обороняться, кричать или вырываться – так у ребенка может пропасть желание вас слушать.
Для сравнения представьте себе такую ситуацию: вы садитесь за руль, начинаете неуверенно водить, и тут инструктор вас решает научить: «Представь себе, едешь ты спокойно по дороге, и тут тебе под колеса пассажир бросается, или тебя начинает крутить на дороге, или на встречу несется Камаз. Что-что? Такого не будет? Ишь, какая самоуверенная! А если вдруг все-таки так случится?» ⠀ Скорее всего, после таких слов захочется никогда больше не водить или хотя бы сменить инструктора.
Безопасность – это про профилактику опасных ситуаций. Ваша задача, в первую очередь, рассказывать не про «кричать и бежать», а делать безопасность частью поведения, начиная с базы. Уважайте личные границы ребенка, так он сам будет их ценить, учите говорить «Нет», и понимать, с кем и как можно общаться, а кто должен находиться за пределами круга доверия.
Обсуждайте, как поступить в той или иной ситуации на примерах фильмов, книг, историй с одноклассниками, слушайте мнение ребенка.
Это как с вождением: сначала научите «уверенно водить» и потом переходите к обучению «экстренному вождению».
Как нельзя учить ребенка безопасности
Многие родители совершают ошибку, когда учат безопасности своих детей следующим образом.
-
Просят знакомого украсть ребенка.
-
Рассказывают подробно, что сделают с детьми похитители – засунут в багажник, свяжут, сделают больно, запрут в темной комнате и так далее.
-
Пугают, что ребенок больше никогда не увидит маму.
-
Специально прячутся от ребенка в парке или в торговом центре. Один раз потерялся – испугался, больше не убежит или не уедет на самокате.
-
Гиперопекают или используют чрезмерно жесткие формы воспитания.
-
В то же время не верят рассказам ребенка, когда действительно нужна помощь.
Последствия всего этого самые неприятные. Дети перестают доверять людям вообще, смущаются и боятся ответить, не хотят оставаться одни дома, боятся быть одни на улице. Каждый раз внутри себя они всего заранее боятся, поэтому проигрывают.
Потому что страх никому еще не добавлял силы.
Не забывайте, что один из главных принципов в обучении детей: без запугивания.
Фото: Pixabay