Психология

8 марта. Клара и Роза, судьба двух женщин

8 марта. Клара и Роза, судьба двух женщин

Девочки, которым в будущем суждено было стать закадычными подругами, соратницами в борьбе за равноправие женщин, и даже на непродолжительный срок – врагами, появились на свет в разных странах с разницей в 14 лет. Их семейная жизнь сложилась довольно необычно даже по современным меркам.

Послушная девочка, примерная ученица, верная жена, заботливая мать… А может быть любознательная непоседа, великий ученый или продолжательница дела отца? Пожалуй, в мечтах немецкого сельского учителя Эйснера и еврейского коммерсанта Люксенбург вырисовывались именно такие картины, когда они задумывались о будущем своих любимых дочерей. Но Клара и Роза избрали для себя иной путь – совсем неожиданный для их семьи, да и для мира, пожалуй, тоже.

От «Илиады» до партийного устава

Маленькая Клархен с детства поражала своего отца – преподавателя приходской средней школы в саксонском Видерау удивительными способностями. Мало того, что малышка рано научилась читать, писать, считать и даже играть на органе, ее приняли на бесплатное обучение в знаменитую Лейпцигскую женскую гимназию Августы Шмидт. Стоит ли говорить, что юное дарование уже в 9 лет прочла всего Гомера и Шекспира, Шиллера и Гете? В том, что Клара Эйснер станет блестящим педагогом, не сомневался никто… кроме самой девочки и ее матери. В отличие от своего супруга – примерного христианина, Жозефина в душе была бунтаркой. Да и не только в душе… Все детство мать будущей революционерки провела со своим отцом Жаном Домиником Витале, который никогда не отличался спокойным и умиротворенным характером. В свое время он был адъютантом Наполеона, а, когда переквалифицировался в педагоги и переводчики, постоянными гостями в его доме стали представители «Молодой Германии». Рассказы о женской эмансипации стали любимой «детской сказкой» маленькой Жозефины. Так что страсть к революции Кларе Эйснер передалась в прямом смысле «с молоком матери». Да и постоянное коротание вечеров в семейной библиотеке, где отцовское собрание литературных классиков мирно соседствовало с любимой и не совсем женской книжной подборкой матери, только лишь укрепило в девочке желание к борьбе за освобождение женщин из «рабства».

Клара

Вручая на выпускном вечере диплом об окончании гимназии, директор и не подозревала, что ее самая способная и любимая ученица, на которую возложено так много надежд, уже давно была завсегдатаем тайных собраний социал-демократов. Последней каплей для родителей стал семейный ужин в 1878 году, во время которого Клара с гордостью продемонстрировала всем собравшимся партийный билет. Но даже домашний арест не вынудил девушку отказаться от своих бунтарских идей. Она сбежала из дома, оставив на прощание записку о своем желании распрощаться с буржуазным прошлым.

В то время, как Клара Эйснер цитировала одноклассникам «Историю французской революции» и «Историю освободительной войны швейцарцев», маленькая полячка еврейского происхождения – Розалия только-только пыталась научиться ходить. К сожалению, попытки долгожданного и любимого пятого ребенка в семье зажиточного коммерсанта Люксенбурга не приносили успеха. Вплоть до десяти лет девочка основную часть своей жизни проводила в постели. Малышка родилась с вывихом тазобедренного сустава, поэтому об игре в «салочки» с братьями и сестрами она могла только мечтать. Роза, Роза Люксенбург – звучит так красиво и величественно, что волей-неволей представляешь, что так могут звать разве, что коронованную особу – такую высокую, статную и грациозную… Но девочка была плохо сложена, хромала, а ее голова была настолько большой по сравнению с телом, что даже родители, которые любили ее всей душой, понимали – женская судьба их любимого «последыша» сложится не просто.

Роза Люксембург

Роза это предчувствовала. Пожалуй, во многом именно из-за осознания своей непривлекательности и непохожести на других, она с огромным рвением целыми днями читала. Науки давались девочке легко, в классе она всегда была первой ученицей. Ее отец мечтал, что маленькая Розалия, как настоящая еврейская женщина, станет мудрой и тактичной женой, опорой и тылом семьи. Наверняка, она такой бы и стала, но свои недостатки Роза во что бы то ни стало решила превратить в достоинства. Маленький рост и непривлекательные черты лица забывались мгновенно, стоило ей только заговорить. Ее высокий и напряженный голос, острый как бритва ум, невероятная логика и сарказм сделали Розу Люксенбург королевой пролетарской революции!

Несмотря на то, что в жизни Клары и Розы были увлечения поважнее каких-то мужчин, любовь пришла к ним в свое время. В один прекрасный вечер, заглянув в гости к друзьям – российским эмигрантам, 21-летняя Клара увидела Его – одесского еврея, журналиста, укрывавшегося в Германии от преследований за связи с народниками. Осип Цеткин был всего на 4 года старше ее, но постоянное бегство, безденежье и начальная форма чахотки сделали свое дело – мужчина выглядел не самым презентабельным образом, да и к тому же, значительно старше своих лет. Но разве могло это помешать их союзу? Тем более, в данном случае цепкий ум и страстное сердце Клары работали в унисон, а молодой революционер так «заразительно» рассказывал о всеобщем равенстве и братстве, что девушка больше не могла без него жить. Осип некоторое время сдерживал пыл влюбленной студентки, объясняя это тем, что они приходят на собрания не для того, чтобы романы заводить. Но он просто еще не так хорошо знал, насколько Клара может быть упорной…

Девушка добилась своего – ее наставник воспылал к ней чувствами. К сожалению, спокойной семейной жизни судьба для этой пары не готовила. Не успел роман начаться, как подозрительного еврея с «революционными замашками» высылают из Германии. Кларе ничего не оставалось делать, как уехать из родной страны. Но влюбленные смогли воссоединиться лишь спустя два года. Приехав в Париж, девушка нашла Осипа. Он был болен, практически голодал, но ни за что не хотел зарабатывать написаем статей для «буржуазной» прессы. Решительную Клару такими трудностями было не испугать. Она становится гражданской женой Цеткина и берет его фамилию.

В 26 лет Клара родила своего первенца – Максима, а через два года – в 1885-м – Костю. Семье жилось не просто. Новоиспеченной матери приходилось не только воспитывать двух сорванцов и заниматься домашним хозяйством, но и зарабатывать деньги на лечение больного мужа. Когда Осип умер от туберкулеза, Кларе было всего 30 лет, но после многих лет сложной борьбы за хлеб, вдова выглядела куда старше своих лет. Через некоторое время мать с двумя детьми вернулась в Германию, поселилась в Штутгарте и получила пост ответственного секретаря газеты немецких работниц «Равенство». Вроде бы, жизнь начала налаживаться, Цеткин вновь окунулась в работу и в борьбу за женское равноправие, но 36-летняя вдова истосковалась по любви. Судьба предоставила ей второй шанс – в виде 18-летнего художника Георга Фридриха Цунделя. Конечно, сложно предположить, что юноша, познакомившись с взрослой женщиной (да к тому же с детьми), захотел серьезных отношений. Но Клара и тут довела дело до конца – они поженились и прожили вполне счастливо целых 20 лет!

В жизнь Розы любовь ворвалась, когда ей было 19 лет. Ее, далеко не самую внешне привлекательную девушку, угораздило влюбиться в высокомерного красавца, женского сердцееда Лео Йогихеса. Как бонус к приятной наружности, мужчина пропагандировал идеи социализма, чем, конечно, еще больше привлекал юную особу. Ради него Роза была даже готова забыть о революции и стать абсолютно «домашней» женой. Но Лео был убежденным холостяком, да и к угловатой еврейке относился, как к очередному увлечению. А в Люксембург (к этому времени она уже сменила фамилию), всегда жесткой и бескомпромиссной в политических вопросах, любовь пробудила лирическое настроение. Стихи, трогательные записки, оды в честь любимого – девушка была готова на все ради своего женского счастья. Но история их любви имеет грустный финал. Лео не смог пережить популярность, обрушившуюся на Розу, когда та успешно защитила в Цюрихском университете диссертацию… Они не стали мужем и женой, зато отлично работали в паре на политическом фронте.

Zetkin_luxemburg1910.jpg

Женщины, всей душой болеющие за революцию и равноправие, познакомились в Штутгарте, где проходил очередной съезд Второго Интернационала. Их дружба ни у кого не вызывала удивление. Несмотря на четырнадцатилетнюю разницу в возрасте и более удачную личную жизнь Клары, у женщин было много общего. Главное, конечно же, любовь к революции и социализму и ненависть к трем «К»: кухня, кирха (церковь) и киндер (дети).

Клара поддерживала свою подругу и советовала приглядеться к кому-нибудь из юных социалистов. Фиктивный брак Розы с Густавом Любеком, а также отчаянный акт соблазнения молодого адвоката Пауля Леви – не в счет. Женщина прислушалась к подруге и влюбилась. Говорят, жизнь – бумеранг. Как Цеткин в свое время соблазнила юного художника, так и Роза потеряла голову от … младшего сына своей подруги. Костю покорила ее неуемная натура. 36-летняя Люксембург стала наставником юноши, другом, а немного позже и близкой подругой. Конечно, Кларе эта связь была не по душе. Какое-то время женщины даже не общались. Но, несмотря ни на что, Цеткин по-женски больше сочувствовала Розе, чем собственному сыну, понимая, что для увядающей, несимпатичной женщины юный социалист стал последней радостью в жизни. Отчасти такое сочувствие к подруге родилось в душе Цеткин из–за проблем обеих женщин в личной жизни – от Клары к молоденькой девушке уходит Георг, а Розу бросает Константин. После этих разочарований, женщины погрузились в политическую жизнь.

Их жизнь закончилась абсолютно по-разному. Люксембург была убита 1919 году в Берлине, а Цеткин скончалась в 2 часа ночи 20 июня 1933 года в Архангельском близ Москвы. Она всё время вспоминала о Розе Люксембург, но речь давалась ей с трудом, и последнее её слово было: «Роза…».