Психология

6 веских причин, чтобы научить своего ребенка врать

Когда взрослые говорят ребенку, что врать нехорошо, они обычно подразумевают отношения с родными. В общении с чужими людьми так или иначе проскальзывает ложь, хотя большинство людей стараются прибегать к ней в самых редких случаях.

О каких ситуациях идет речь и как объяснить малышу, что иногда врать можно, рассказывает психолог Мария Баулина.

Вежливость

Если радостная сестра спрашивает брата, идет ли ей это замечательное платье, несложно догадаться, что оно ей нравится. Правда о том, что зеленый наряд с розовыми рюшами — не самый лучший выбор, во-первых, испортит девочке настроение и, во-вторых, никак не повлияет на ее выбор, если до праздника осталось пять минут.

Предложите ребенку на минуту представить, во что превратилось бы общение, если бы люди говорили одну лишь правду: «Привет, ужасно выглядишь с этим прыщом на носу!» или «Как жаль, что ты победил в этом конкурсе!».

Чтобы избежать подобных ситуаций, попросите малыша соблюдать несколько правил.

• Учитывать эмоции того, к кому обращаешься.

• Прежде чем сказать правду, подумать, будет ли от нее польза кому-нибудь.

• Помнить о том, что его мнение — не единственно верное.

Постарайтесь донести до ребенка мысль о том, что у каждого человека своя правда, — особенно в тех ситуациях, когда речь идет о привычках, вкусах, желаниях или способностях. Например, какое высказывание истинно: «Манная каша вкусная» или «Манная каша противная»? Поэтому, даже если ребенок уверен, что говорит правду, его мнение все равно кому-то покажется ложным.

Спасение

Ложь во спасение давно получила статус благородного поступка. Многие дети не усматривают в ситуациях, когда нужно кого-то защитить от чужого гнева или наказания, какой-либо моральной дилеммы.

Они относят их к разряду «Ябедничать плохо», а не к типу «Нельзя врать».

Тем не менее важно объяснить ребенку, в каких случаях ложь является спасением, а в каких — укрывательством.

• Посоветуйте ребенку обязательно подумать, что произойдет, если окружающие не узнают правду. Например, если малыши играют со спичками и бензином, рассказ об этом — не ябедничество, а предотвращение несчастья. Если же нет угрозы для чьей-то жизни, а ребенка спрашивают про чужое поведение, он имеет право спрятаться за универсальным «не знаю».

• Расскажите малышу, что существует закон, который разрешает не рассказывать о себе и своих близких правду, если она может навредить ему и им.

Никакая истина не стоит доверия друга или родственника.

Поэтому, если есть возможность защитить близкого человека с помощью лжи, этим способом нужно воспользоваться.

• Предупредите ребенка о том, что, говоря правду, он часто берет на себя лишнюю ответственность в тех ситуациях, к которым не имеет отношения. Например, если его просят рассудить спор и спрашивают, слышал ли он ту или иную реплику, лучше ответить «не слышал», если он не хочет тратить время на удовлетворение чужих амбиций.

Милосердие

Ребенок наверняка слышал такие выражения, как «слово убивает» и «слово лечит». Приведите примеры подобных ситуаций из книг и фильмов. Так, один из героев повести «Дорогие мои мальчишки!» Льва Кассиля успокаивает подростка, которому отец долго не пишет с фронта, сетуя на ужасную работу почты.

• Скажите ребенку, кого обязательно нужно щадить, скрывая плохие новости и придумывая оптимистичные аргументы. К этой категории людей относятся бабушки и дедушки, маленькие дети, больные и отчаявшиеся люди.

• Назовите малышу несколько нейтральных фраз, за которыми можно скрыть негативную информацию, например:

«Все в порядке», «Ты выглядишь гораздо лучше», «Я уверен, что все наладится» и тому подобные.

• Объясните ребенку, что подобная ложь позволяет отсрочить узнавание правды и подготовить человека к неприятным новостям. В некоторых ситуациях она даже способна спасти человеку жизнь — например, дедушке со слабым сердцем или девушке, находящейся в депрессии.

Мимикрия

Подражание социальному окружению и соответствие каким-либо социальным ролям предполагают определенную долю лжи. Человеку приходится разделять принятые в социуме убеждения и соответствовать чужим ожиданиям, если он не хочет выглядеть белой вороной.

Поэтому, если воспитатель или учитель спросил, понравилось ли ребенку в музее, лучше ответить «да», чтобы не разочаровывать педагога и не привлекать внимание сверстников.

• Откройте ребенку небольшой секрет: мало ли кому из чужих людей интересно, что он думает на самом деле. Чрезмерная откровенность воспринимается окружающими как навязчивость или эгоцентризм.

• Расскажите малышу о существовании формальных и риторических вопросов и научите отличать их среди других. Так, вопрос Деда Мороза о том, хорошо ли ребенок вел себя в течение года, предполагает утвердительный ответ, а не долгое перечисление всех провинностей.

Упрощение

Чтобы избежать долгих и сложных объяснений, иногда приходится искажать детали.

В противном случае собеседник может не понять суть разговора.

Признайтесь ребенку, что некоторых малышей приходится пугать злым дядькой, потому что иначе они не понимают, почему нельзя убегать от мамы.

Поэтому, если он захочет что-то объяснить младшему брату или сестре, придется покривить душой и сочинить доступную для понимания версию происходящего.

• Предупредите ребенка, что иногда малыши настолько уверены в своей правоте, что проще подстроить объяснение под их картину мира, чем рассказать правду. Так, если сестренка боится, что умрет из-за того, что проглоченная жвачка прилипнет к сердцу, лучше заверить ее в том, что по звуку сердцебиения понятно, что жвачки там нет.

• Продемонстрируйте на примере, как по-разному вы объясняли ребенку суть одного и того же явления в разном возрасте. Так, наверняка малыш помнит, как раньше вы убеждали его в том, что «конфеты закончились», потому что слово «нельзя» его расстраивало, а объяснить ему, что такое «кариес» и «здоровое питание», было невозможно.

• Расскажите о том, что долгие и пространные объяснения утомляют обоих собеседников, поэтому упрощения с определенной долей неправды способны оживить и сократить беседу.

Приукрашивание

Спросите ребенка о том, какой рассказ он послушает с большим удовольствием: тот, где говорится об обычном походе за хлебом, или такой, в котором красочно описывается огромная собака, чуть не отобравшая пакет с буханкой, или километровая очередь в кассу.

Ложь, носящая характер фантазий, позволяет выделиться в компании и завоевать репутацию отличного рассказчика.

• Не требуйте от малыша педантизма при описании деталей произошедших с ним событий. Оставьте за ним право на фантазирование: данная черта присуща большинству детей, но часто взрослые своей критикой не дают ей развиваться.

• Обратите внимание ребенка на таких персонажей, как Карлсон, Пеппи или Незнайка. Умение превратить любое событие в происшествие делает их яркими и запоминающимися.

• Предупредите ребенка о том, что очень важно быть честным с самим собой и обладать самоиронией. Тогда он в любой момент сможет признаться, что приукрасил действительность, потому что хотел развлечь слушателей.

Фото: Shutterstock