5 советов, которые помогут вам не откладывать материнство из-за карьеры
Сегодня женщины в России и почти во всем мире стали обзаводиться семьей и рожать первого ребенка позже, чем это было хотя бы несколько десятилетий назад. Молодые девушки предпочитают сначала достичь финансовой стабильности и определенных успехов в карьере, а уже потом задумываться о браке и детях.
На самом деле это вовсе не взаимоисключающие вещи: так, героиня проекта TLC (программа «Бизнес-мама») Ольга — успешная бизнес-леди, у которой при этом восемь детей, и ни один из них не обделен вниманием.
Совмещать работу и семью не сложно — достаточно просто учитывать эти правила.
Видеть цель, а не препятствия
Еще на стадии планирования ребенка — первого, второго или третьего, неважно — следует составить последовательный план действий. Сколько времени провести в декрете, будет ли возможность и необходимость работать удаленно по несколько часов в день, стоит ли нанимать няню или домработницу и сколько на это понадобится денег, есть ли финансовая подушка безопасности на случай форс-мажора.
Конечно, можно обойтись и без планирования и решать по обстоятельствам — как получится, так и получится, но предварительная подготовка помогает по меньшей мере обезопасить себя, насколько это возможно, в экстренной ситуации.
Кроме того, полезно определиться с долгосрочными перспективами.
Грамотно сформулированная мечта превращается в четкую цель,
поэтому, выстраивая баланс между семьей и карьерой, важно иметь в голове детальное представление того, чего, собственно, необходимо достичь. Занять определенную должность через несколько лет — звучит гораздо понятнее, чем размытая формулировка «продвинуться по карьерной лестнице».
Если цель смутная и размытая, то и путь к ней будем долгим, чего не может себе позволить работающая мама, у которой и так очень много других забот.
Сверять часы
Организованность — ключевое слово для достижения баланса между карьерой и семьей. Парадоксально, но многие мамы, сидящие дома с детьми, успевают намного меньше, чем те, кто совмещает семью и работу. Это происходит из-за иллюзии большого количества свободного времени.
В действительности, чем меньше времени, тем эффективнее оно используется.
Если за 2 часа нужно успеть и в магазин зайти, и ужин приготовить, и рабочие дела решить, то отвлекаться на бесполезные занятия уже некогда — хочется побыстрее со всем закончить и успеть пообщаться с родными людьми.
Чтобы максимально грамотно использовать ограниченный ресурс времени, лучше всего составлять список дел как на неделю вперед, так и на каждый день, можно даже расписать по часам. Полезно хвалить себя за каждый выполненный пункт, а из-за невыполненных не сокрушаться, а искать причину и пытаться проанализировать сбой в графике.
Отвлекающие факторы, неправильно заложенное время на выполнение задачи, непредвиденные обстоятельства или даже просто настроение — все это можно будет учитывать в следующий раз. Но важно не просто оптимизировать свое расписание, но и правильно распоряжаться освободившимися часами.
Проводя время с семьей, лучше убрать телефон и ноутбук подальше, а телевизор выключить.
Кроме того, полезно завести ежедневные ритуалы, например, читать ребенку сказку на ночь, рисовать с ним по вечерам или лепить из пластилина. Пусть это будет полчаса, час, но ребенок должен знать, что на это время мама принадлежит только ему. Так он не будет чувствовать себя обделенным и не станет настойчиво требовать внимания, если вдруг придется ответить из дома на деловое письмо — да, сейчас мама занята, но позже она обязательно почитает ему книжку.
То же самое касается взаимоотношений с мужем и с самой собой — нельзя пренебрегать ни одной стороной своей жизни. Романтические ужины или спокойные завтраки в выходной день, когда можно побыть только вдвоем, поход к косметологу или в спортзал, занятие любимым делом в полном одиночестве — все это одинаково важно, и нельзя постоянно жертвовать ни одной составляющей.
Заручиться поддержкой, моральной и не только
Женщине, балансирующей между семьей и карьерой, очень важно постараться окружить себя правильными, надежными людьми, на которых можно всегда положиться. Это касается как работы, так и родственников.
Женщины-начальники, сформировав команду квалифицированных профессионалов, могут быть спокойны за большинство рабочих процессов
— они не потребуют постоянного неусыпного контроля. Сотрудницы не на руководящей должности, заранее выстроив уважительные и доверительные отношения с коллегами и начальством, смогут рассчитывать, что им пойдут навстречу — подменят или пораньше отпустят домой при необходимости (злоупотреблять этим, конечно, не стоит).
Правильно выбрав няню, школу или детский сад, маме не придется переживать, как и с кем проводит время ребенок. Соответственно, она сможет полностью сосредоточиться на работе.
Ольга, героиня проекта «Бизнес-мама» на TLC , также советует не идти на компромиссы с собственными мечтами и представлениями об идеальном: когда она поняла, что ее муж не готов делить обязанности поровну (в том числе заниматься детьми) и помогать ей во всех начинаниях, она не стала этого терпеть. С таким человеком ей было не по пути: Ольга не побоялась остаться одна с пятью детьми — и не прогадала. Очень скоро она вновь вышла замуж, и ее муж Марат активно участвует в воспитании восьми детей и не делает никакого различия между родными и приемными — он всех любит одинаково. С такой поддержкой Ольге не страшно уезжать в командировки и иногда задерживаться на работе во время важных переговоров.
Разделять и успевать
Не менее важно уметь делегировать полномочия и доверять исполнение тех или иных задач другим людям.
Нужно понять, что в одиночку поддерживать порядок в мире не под силу и супергероям — даже у них есть свои помощники.
Ничего страшного не произойдет, если ненадолго оставить хотя бы некоторые вещи без контроля, особенно те, которые плохо получаются или не приносят удовольствия. У современных мам достаточно возможностей облегчить свою жизнь: клининговые компании, доставка домашней еды и недорогие кафе, где можно заказать полезные и вкусные обеды, химчистки, такси, интернет-магазины, сервисы, которые позволяют нанять специалиста для разовых поручений. Иногда можно просто разрешить другим людям сделать какую-то работу и сэкономить время.
Семью нужно также смело можно брать в помощники, в конце концов, вы делаете одно дело. Взрослому ребенку можно доверить какие-то несложные домашние дела: пусть у него появятся свои задачи, своя зона ответственности — это может быть что-то несложное, но обязательно регулярное, что позволит ему не только облегчить жизнь родителям, но и самому почувствовать себя взрослым.
Бабушки и дедушки, которым позволяет здоровье и которые сами не против посидеть с внуками, могут забирать ребенка из школы пару дней в неделю или кормить обедом.
Кажется, что это не так много, но на самом деле занятой маме дорога каждая минута.
Не винить себя
Разумеется, иногда бывает так, что сколько ни планируй, но что-нибудь обязательно пойдет не так. В таких случаях не надо себя винить и постоянно дергаться из-за того, что рабочее время тратится на семейные проблемы, а дома приходится отвечать на срочные звонки.
Жизненные обстоятельства нельзя на сто процентов подчинить своей воле, иногда они будут преподносить сюрпризы.
Нужно помнить, что хоть карьера и семья — очень важные стороны жизни, но нельзя постоянно испытывать угрызения совести за недоделанный отчет или пропущенный детский праздник.
Не стоит позволять и другим людям навязывать это чувство вины — зачастую как начальники, так и семья могут пытаться манипулировать и без того эмоционально уязвимой женщиной.
«Твоя работа тебе важнее всего!» и «Вы занимаетесь семейными делами в ущерб работе!» — не надо мгновенно начинать корить себя, едва услышав эти фразы. Необходимо спокойно подумать и проанализировать, насколько они справедливы и объективны. Возможно, это всего лишь психологический шантаж, к которому люди прибегают, чтобы добиться своего.
Встретиться с подругой в кафе, пробежаться по магазинам, сходить на маникюр или записаться на танцевальный мастер-класс — на все это работающая мама имеет такое же право, как и любая другая женщина.
Балансируя между карьерой и ребенком, нельзя забывать о себе, о своих увлечениях и желаниях, и уж тем более не стоит испытывать чувство вины за полчаса, потраченных на то, что приносит положительные эмоции.
Другие интересные рекомендации вы можете увидеть в программе «Бизнес-мама» 31 января в 21:00 на TLC.
Фото: Shutterstock.com