Психология

5 признаков, что ваш ребенок может стать жестким диктатором

Чем отличалось детство диктаторов и мировых злодеев от детства обычных детей, «Летидор» на конкретных примерах выяснил у психолога.

О детстве большинства диктаторов известно не так уж и много. Во-первых, потому что сами они старались скрыть некоторые события. Во-вторых, из-за противоречивых трактовок фактов историками, имеющими различные политические взгляды. Однако при чтении биографий многих мировых злодеев все же можно найти несколько общих фактов, встречающихся с удивительной регулярностью.

Рассказываем, какие приметы могут сигнализировать о том, что у ребенка есть все шансы стать всемирно известным «злодеем» с железной рукой, как некоторые исторические личности, речь о которых пойдет ниже.

Адольф Гитлер

Физическое или моральное насилие в семье

Как бы ни пугали защитники прав детей калечащим для психики действием подзатыльников и шлепков, именно в такой атмосфере росли практически все дети до конца 20-го века и стали при этом вполне достойными людьми.

Совсем другое дело, когда речь идет об избиениях и моральных унижениях, которые, безусловно, оставляют серьезный след в душе ребенка.

Например, отец Адольфа Гитлера Алоиз любил давать волю кулакам, колотя не только детей, но и жену.

А отец Пола Пота, будучи крупным помещиком, весьма бесцеремонно обращался со своими батраками на глазах у детей. Видя насилие и несправедливость, будущий камбоджийский диктатор и предводитель «красных кхмеров» рос одиноким и нелюдимым. Интересным является также тот факт, что в 9 лет Пола Пота отправили жить к родственникам в другой город.

Показательным примером является и Виссарион Джугашвили, который был подвержен пьянству и приступам ярости. Возможно, по отношению к его сыну, Иосифу Сталину, слово «злодей» звучит слишком безапелляционно, но вряд ли кто-то поспорит с тем, что его можно назвать диктатором. И, безусловно, агрессивное поведение отца оказало огромное влияние на формирование характера Сталина.

Историки описывают случай, когда он бросил в отца нож, пытаясь защитить мать от побоев.

Отмечается, что и мать, оставшись вдовой, когда Иосифу было 11, продолжила дело мужа и так же часто колотила сына.

Проблема систематического физического и психологического насилия состоит в том, что ребенок привыкает именно к такому способу решения конфликтов и любых противоречий. В дальнейшем он так же легко проявляет агрессию к собственным детям, несмотря на то, что, казалось бы, так страдал от нее сам.

Аугусто Пиночет

Невозможность самостоятельного выбора увлечения или профессии

Невозможность реализации своих способностей приводила многих диктаторов к стремлению весьма настойчиво доказывать свою значимость окружающим.

Так, отец Гитлера был категорически против стремления Адольфа стать аббатом, потом –художником.

Аугусто Пиночет мечтал стать футболистом, однако сначала у него не было возможности заниматься спортом из-за строго католического воспитания, а затем – из-за серьезной травмы ноги.

Пол Пот хотел поступить в престижный лицей, но из-за невозможности как следует подготовиться к экзаменам и безучастному отношению родителей был вынужден учиться в школе технической направленности.

Перед родителями часто стоит выбор: развивать ли музыкальные способности ребенка, несмотря на его отказ учиться музыке, или прислушаться к его желанию заниматься легкой атлетикой, хотя сам малыш не выглядит ни легким, ни ловким.

Опыт мировой истории показывает, что лучше выбрать последнее, дабы избежать новых эпохальных потрясений.

Мао Цзэдун и Цзян Цин

Высокие амбиции

Пожалуй, эта особенность отличает абсолютно всех мировых злодеев и диктаторов.

В их биографиях то и дело встречаются как прямые упоминания о стремлении к лидерству, так и косвенные, связанные с их поступками.

Например, Цзян Цин, жена Мао Цзедуна и руководитель Культурной революции, еще в 16-летнем возрасте сбежала из дома с труппой бродячих актеров. Затем, получив власть, она взялась за «чистку» всего китайского искусства, хотя перед удачным замужеством была всего лишь провинциальной актрисой с багажом из четырех фильмов и нескольких театральных постановок.

Наполеон Бонапарт

Биография Наполеона свидетельствует о том, что его с детства привлекали такие исторические персонажи, как Александр Македонский и Юлий Цезарь. Сам же Бонапарт активно защищал идеи свободы родной Корсики и часто конфликтовал из-за этого с преподавателями.

Примечательно, что амбициозность диктаторов часто оставалась незамеченной их родителями.

Не имея возможности объективно оценить свои желания и силы, своенравные дети ставили перед собой грандиозные цели, далеко не безопасные для окружающих. Кто знает, как бы повернулась история, если бы родители согласились спокойно обсудить с ребенком его планы на будущее и постараться направить его энергию в мирное русло?

Пол Пот

Конфликты со сверстниками

Высокие амбиции далеко не всегда проявлялись в детстве диктаторов в виде лидерских качеств.

Например, у Пола Пота в детстве не было друзей, кроме родного брата.

Наполеон Бонапарт подвергался насмешкам сверстников из-за своего корсиканского акцента и нелюбви к французам, что, впрочем, смог преодолеть к подростковому возрасту, став неформальным лидером в школе.

А вот Адольф Гитлер и в детстве, и в юности крайне плохо ладил со сверстниками. По свидетельству очевидцев, он постоянно в чем-то обвинял одноклассников и соседских детей.

Конфликты со сверстниками вполне закономерно вытекают из описанных выше фактов.

Сочетание опыта насилия в семье, невозможности реализовать себя там, где хочется, с высокими амбициями делает невозможной дружбу с другими детьми.

Дружеские отношения требуют гибкости, способности принять недостатки другого, умения сочувствовать – в общем, ровно противоположных навыков, которые формировались в их семья.

Физические недостатки или ограничения

Изучение биографий мировых злодеев и диктаторов чем-то похожа на медицинский справочник.

Йозеф Геббельс, идеолог антисемитизма в нацистской Германии, в 4 года перенес остеомиелит, и из-за хромоты не был принят на военную службу.

Травма ноги Аугусто Пиночета уже была упомянута выше, однако следует добавить, что больше полугода он не мог ходить и, в дальнейшем, последствия серьезного перелома давали о себе знать.

Гитлер перенес серьезное воспаление легких, из-за которого даже был вынужден на время оставить школу.

А Сталин имел многочисленные телесные дефекты: сросшиеся второй и третий пальцы на левой ноге, лицо в оспинах, ограниченную подвижность левой руки из-за травмы, полученной в 6-летнем возрасте в результате наезда фаэтона.

Сказанное вовсе не означает, что дети с ограниченными возможностями здоровья имеют диктаторские замашки.

Наоборот, все мы знаем о возможностях компенсации имеющихся проблем через творчество, науку, спорт и другие «мирные» сферы деятельности. Однако такая компенсация возможна только благодаря активному участию родителей в этом процессе. Оно необходимо на всех этапах воспитания ребенка: от выбора наиболее перспективной области развития до регулярного сопровождения на тренировки, соревнования и конкурсы.

Фото: МИА «Россия сегодня», Legion-Media.ru