3 ситуации, когда особенному ребенку не стоит предлагать помощь
Психологи часто говорят, что еще одно десятилетие – и дети перестанут воспринимать ровесников с ограниченными возможностями здоровья как «особенных». По крайней мере, если инклюзия по-прежнему останется в системе образования.
Однако сейчас у большинства как взрослых, так и детей инвалиды часто вызывают чувство жалости и желание скорее предложить свою помощь. Давайте разберемся, в каких случаях это совершенно неуместно.
Он может сделать это сам
Да, возможно, какие-то действия будут даваться ему нелегко, но если он в состоянии это освоить, нельзя лишать его этих попыток. Даже если их будут десятки! Ведь вы не рисуете сложные элементы за своих сына или дочь, если мечтаете о их художественном будущем?
Конечно, речь идет не о ситуации, когда ребенок с ограниченными физическими возможностями выбирается из горящей школы. Это касается повседневных бытовых мелочей. Сегодня помогли вы, завтра – кто-то другой, и так каждый день.
Но однажды он окажется наедине с собой и не сможет выполнить простую задачу.
Если ваша помощь отнимет у ребенка возможность чем-то овладеть, не предлагайте ее.
Он хочет сделать это сам
Если ребенок не может достать книгу с верхней полки, но с интересом повторяет свои попытки, не спешите ему помогать. Возможно, его цель – не сама книга, а проверка границ своих возможностей. А может быть, даже сам процесс!
Любой результат этих стараний, даже отрицательный, принесет ему психологическое удовлетворение.
Что будет, если в такой ситуации предложить помощь? Кто-то откажется и продолжит. А кто-то согласится хотя бы потому, что не принять предложение будет неудобно. И эти попытки останутся нереализованными.
Предлагать помощь из вежливости
Есть ситуации, когда очевидно, что ребенок-инвалид не нуждается в помощи.
Однако люди часто предлагают ее исключительно из любезности.
И это как раз те случаи, когда своими действиями они неосознанно внушают ребенку: «Ты – другой! Ты не такой, как мы!» Особенно когда рядом другие дети, которым никто не помогает.
Не стоит этого делать, если:
• это помощь «заранее», когда ребенок даже не собирается делать что-то, в чем теоретически ему надо помогать;
• есть все условия для того, чтобы ребенок мог справиться без посторонних;
• ребенок находится рядом с близким ему взрослым человеком, который его опекает;
• вы понимаете, что ребенок способен на неадекватную реакцию.
Однако все вышеперечисленное не означает, что дети-инвалиды не нуждаются в поддержке и сочувствии.
Вот что говорит по этому поводу наш постоянный эксперт психолог-педагог Елена Гончарова:
Не обращать внимания или вести себя, словно ребенок-инвалид полностью здоров, – это обратная сторона жалости. Это такая же крайность. И если с позитивными установками такому человеку указать на Ника Вуйчича, сказав: «Вон, смотри, ведь живет и радуется!» – это станет прямым обесцениванием чувств и переживаний инвалида.
Иногда как раз стоит пожалеть: «Я чувствую, как тебе тяжело от того, что ты не можешь бегать, как твои ровесники-мальчишки, или ты не можешь станцевать, как твои одноклассницы-девчонки, но ты – отличный собеседник и мудрый человек».
Фото: Shutterstock.com