Психология3 мин.

3 ситуации, когда особенному ребенку не стоит предлагать помощь

Потому что порой эта помощь может принести больше вреда, нежели пользы, и вот почему.

Психологи часто говорят, что еще одно десятилетие – и дети перестанут воспринимать ровесников с ограниченными возможностями здоровья как «особенных». По крайней мере, если инклюзия по-прежнему останется в системе образования.

Однако сейчас у большинства как взрослых, так и детей инвалиды часто вызывают чувство жалости и желание скорее предложить свою помощь. Давайте разберемся, в каких случаях это совершенно неуместно.

Он может сделать это сам

Да, возможно, какие-то действия будут даваться ему нелегко, но если он в состоянии это освоить, нельзя лишать его этих попыток. Даже если их будут десятки! Ведь вы не рисуете сложные элементы за своих сына или дочь, если мечтаете о их художественном будущем?

Конечно, речь идет не о ситуации, когда ребенок с ограниченными физическими возможностями выбирается из горящей школы. Это касается повседневных бытовых мелочей. Сегодня помогли вы, завтра – кто-то другой, и так каждый день.

Но однажды он окажется наедине с собой и не сможет выполнить простую задачу.

Если ваша помощь отнимет у ребенка возможность чем-то овладеть, не предлагайте ее.

Он хочет сделать это сам

Если ребенок не может достать книгу с верхней полки, но с интересом повторяет свои попытки, не спешите ему помогать. Возможно, его цель – не сама книга, а проверка границ своих возможностей. А может быть, даже сам процесс!

Любой результат этих стараний, даже отрицательный, принесет ему психологическое удовлетворение.

Что будет, если в такой ситуации предложить помощь? Кто-то откажется и продолжит. А кто-то согласится хотя бы потому, что не принять предложение будет неудобно. И эти попытки останутся нереализованными.

Предлагать помощь из вежливости

Есть ситуации, когда очевидно, что ребенок-инвалид не нуждается в помощи.

Однако люди часто предлагают ее исключительно из любезности.

И это как раз те случаи, когда своими действиями они неосознанно внушают ребенку: «Ты – другой! Ты не такой, как мы!» Особенно когда рядом другие дети, которым никто не помогает.

Не стоит этого делать, если:

• это помощь «заранее», когда ребенок даже не собирается делать что-то, в чем теоретически ему надо помогать;

• есть все условия для того, чтобы ребенок мог справиться без посторонних;

• ребенок находится рядом с близким ему взрослым человеком, который его опекает;

• вы понимаете, что ребенок способен на неадекватную реакцию.

Однако все вышеперечисленное не означает, что дети-инвалиды не нуждаются в поддержке и сочувствии.

Вот что говорит по этому поводу наш постоянный эксперт психолог-педагог Елена Гончарова:

Не обращать внимания или вести себя, словно ребенок-инвалид полностью здоров, – это обратная сторона жалости. Это такая же крайность. И если с позитивными установками такому человеку указать на Ника Вуйчича, сказав: «Вон, смотри, ведь живет и радуется!» – это станет прямым обесцениванием чувств и переживаний инвалида.

Иногда как раз стоит пожалеть: «Я чувствую, как тебе тяжело от того, что ты не можешь бегать, как твои ровесники-мальчишки, или ты не можешь станцевать, как твои одноклассницы-девчонки, но ты – отличный собеседник и мудрый человек».

Фото: Shutterstock.com

Давайте дружить в социальных сетях! Подписывайтесь на нас в Facebook, «ВКонтакте» и «Одноклассниках»!