15 правил о карманных деньгах, которые должен знать каждый первоклассник
Как научить сына или дочь правильно обращаться с деньгами, рассказывает психолог и психодраматерапевт Ирина Пермякова.
Воспитывать финансовую грамотность важно именно в детстве и как можно раньше. Если вы об этом не позаботились заранее, то поступление ребенка в школу — отличный повод наверстать упущенное.
Что нужно рассказать ребенку о деньгах
-
С момента поступления в школу первокласснику, скорее всего, потребуются деньги на карманные расходы. Обсудите вместе с ребенком его возможные траты и вычислите размер суммы.
-
Переведите часть расходов в распоряжение ребенка. Например, сладости он может покупать сам. Школьник начнет задумываться, действительно ли ему нужны этот батончик и бутылка газировки прямо сейчас или лучше отложить деньги на что-то более важное.
-
Обсуждайте с ребенком планирование личного бюджета, при необходимости предложите ему свою помощь. Однако уважайте любое его решение. Пусть школьник не просто распоряжается карманными деньгами, но и сам исправляет свои ошибки, например:
«Захотел потратить все на сладости, а на что-то более важное не хватило? Хорошо, это твой выбор».
«Купил игрушку и не хватило на подарок бабушке? Да, ты с игрушкой, а бабушка без подарка. Что чувствует бабушка? А ты? Что можно сделать, чтобы не допустить такого в будущем? А как сейчас исправить? Нет, я денег не дам, но ты можешь сделать подарок самостоятельно».
«Потратил все деньги в первый день? Да, придется обойтись без покупок все следующие дни».
«На счету телефона минус? Надо понять, как можно возместить расходы, на чем ты можешь сэкономить».
-
Объясняйте, что деньги — это ресурс, который не так просто заработать, поэтому тратить нужно с умом. Рассказывайте, откуда в семье появляются деньги, каких трудов это стоит.
-
Подавайте личный пример ответственного отношения к деньгам.
-
Рассуждайте о том, что, кроме денег, могут получить люди за свою работу.
Обсудите, почему многие выбирают любимую, но менее оплачиваемую работу.
- Обсуждайте, сколько стоят товары и услуги. Объясняйте статьи семейных расходов и рассказывайте о планировании вашего бюджета — что и когда вы собираетесь покупать, а на что тратиться не стоит.
-
Если ребенок просит купить какую-либо незапланированную вещь, вместе с ним порассуждайте, как эта покупка изменит бюджет и что можно сделать в этой ситуации: на чем-то сэкономить, отложить покупку, купить эквивалент и так далее.
-
В совместных походах в магазин сравнивайте цены, объясняйте, почему та или иная вещь невыгодна, а что лучше приобрести («Эта обувь стоит дешевле, но при этом она более качественная, чем те ярко-зеленые ботинки, которые тебе понравились»).
-
Если семье необходимо экономить, объясните ребенку, как он сам может внести свой вклад.
-
Учите ребенка копить. Например, предложите ему самостоятельно накопить часть или целую стоимость желаемой вещи. Помогите составить план накопления.
Чего делать, наоборот, НЕ стоит
- Нельзя давать ребенку деньги за учебу или домашние обязанности.
«Получил “отлично” — держи пять рублей»; «Помыл посуду — получи десять рублей» — это запрещенные методы мотивации.
Так вы не сможете сформировать у школьника ни стремления к обучению, ни желания помогать близким людям.
-
Не стоит и наказывать с помощью денег. Это возможно только в том случае, если вы с ребенком заранее договорились, что за конкретные проступки он будет ограничен в деньгах. Однако не урезайте объем денег на карманные расходы из-за тройки по математике или хаоса в комнате.
-
Не спешите покупать то, что просит ребенок, без обсуждения запланированных расходов.
Если ребенок в магазине просит конфеты, предложите выложить из корзины шоколад, если дорогую ненужную вещь — придумайте вместе с ним, как он может на нее накопить и от чего готов отказаться ради этой покупки.
- Вредно формировать у ребенка представление о сверхценности денег. Да, деньги важный, но не главный ресурс и не единственная ценность в жизни. Не забывайте обсуждать с детьми и общечеловеческие ценности.
Фото: Shutterstock.com