11 подсказок, как дисциплинировать непослушного малыша
Мы не обещали, что воспитание — простой и приятный для обеих сторон процесс общения. Однако при желании и старании любую проблему можно решить.
Сегодня мы поговорим о практиках, которые помогут отучить ребенка от агрессивного, неподобающего или небезопасного поведения.
Ищите компромисс
Вместо того чтобы принуждать ребенка делать так, как он делать наотрез отказывается, можно договориться: «Не убрал игрушки перед сном — сделай это, как проснешься». Не ругайте ребенка за непослушание, но и не потакаете его капризам.
Вы можете контролировать малыша, предлагая ему на выбор несколько вариантов.
Вместо того чтобы заставить убраться в комнате, скажите:
«Что ты хочешь убрать в первую очередь — книжки или игрушки?»
Убедитесь, чтобы выбор был ограничен и устраивал вас.
Не забывайте хвалить малыша, когда он бывает послушным. Поощрение в большей степени развивает положительные качества ребенка, нежели наказание.
Выявите триггеры
Иногда непослушание можно предотвратить, если вы знаете, что может его вызвать. Если ваш малыш любит разворачивать рулон туалетной бумаги и оборачивать этой лентой все на свете (кстати, ваш кроха далеко не один такой), то просто уберите рулон на верхнюю полку, где ребенок его не найдет.
Если ваш малыш тянется за каждой баночкой в магазине, дайте ему в руки игрушку.
Если ваш трехлетка любит рисовать на стенах, спрячьте карандаши и фломастеры в дальний ящик и позволяйте ему рисовать только в вашем присутствии, чтобы избежать неприятностей.
Вы можете, не переставая, ругать малыша за его проделки, но вряд ли это его остановит.
Планируйте заранее
Дети часто устраивают сцены, когда они проголодались, устали или расстроены из-за того, что долго находятся в помещении (что для них означает «взаперти»). Если ваш ребенок активен и подвижен в первой половине дня, а после обеда выглядит уставшим и хмурым, лучше планируйте поход в магазин или прием у врача тогда, когда у малыша есть энергия.
И не забывайте готовить ребенка к смене активностей: это поможет предотвратить неожиданную реакцию и возможный хаос.
Будьте последовательны
В возрасте от двух до трех лет дети учатся тому, как их поведение влияет на людей вокруг. Если вы по-разному реагируете на одни и те же ситуации — сегодня вы разрешаете ребенку играть дома с мячом, а завтра запрещаете — вы путаете его. Ребенок не понимает, как ему нужно вести себя. Как долго придется делать замечания ребенку, чтобы отучить его от плохой привычки?
Если вы сохраняете стиль реагирования в схожих ситуациях, то на 4-5-й раз ребенок усвоит урок.
Например, если малыш кусает вас, то вы можете повысить голос и сказать, что так делать нельзя, что он делает маме больно.
Имейте в виду, что к двум годам многие дети уже могут манипулировать родителями: им достаточно состроить невинную мордашку, чтобы сбить вас с толку. Не поддавайтесь. Помните о последовательности.
Сохраняйте спокойствие
Малыш тянет собаку за хвост или отказывается чистить зубы? Это еще как может вывести из себя. Думаете, крики тут помогут? Вы только обострите ситуацию. Когда ребенок видит разгневанного родителя, он теряет способность воспринимать его слова. Эмоции родителя полностью правят балом. Поэтому выдохните, посчитайте до трех, а потом спокойно объясните малышу, что так вести себя нельзя.
Не контролируйте ребенка — контролируйте ситуацию.
Не ожидайте от маленького ребенка идеальной дисциплины и терпения.
Слушайте и повторяйте
Полуторагодовалый малыш с трудом понимает сложные предложения. Двух- и трехлетний ребенок с этим справляется лучше, но ему все еще не достает внимания, чтобы уловить все ваши замечания.
В магазине вы не разрешили ребенку открыть упаковку с печеньем. Малыш расплакался. Объясните: «Я знаю, что ты обижаешься на меня. Мне жаль, но в магазине так делать нельзя, иначе нас отругают. Мы должны сначала заплатить. Таковы правила». Ребенок по-прежнему будет хотеть печенья. Но он заметно успокоится, вот увидите.
Будьте краткими. Повторяйте.
Если полуторагодовалый малыш ударил вас, скажите: «Не бей маму! Ей больно. Так делать нельзя». Для двухлетнего крохи можно уточнить: «Не прыгай на диване! Не надо прыгать! Это опасно, ты можешь упасть. Не прыгай!» А трехлетка поймет еще больше: «Тебе нужно почистить зубы. Либо ты сам(-а) сделаешь это, либо это сделаю я. Решай. Чем больше мы сейчас тратим времени, тем меньше останется на чтение новой книжки».
Выбирайте слова
Полезно менять направленность послания с «ты» на «я». Вместо того чтобы сказать: «Ты эгоист, даже не можешь поделиться игрушками с лучшим другом!», попробуйте: «Мне намного приятнее, когда дети делятся игрушками друг с другом».
Вторая полезная техника — акцент на действии, а не на запрете действия.
Если вы просите малыша не оставлять велосипед на проходе, он может начать спорить с вами. Лучше скажите так:
«Если ты поставишь велосипед к крыльцу, то другие люди не заденут и не поцарапают его».
Убедитесь, что тон вашего голоса и слова не подразумевают «я тебя больше не люблю». Ведь «Я не выношу, когда ты так делаешь!» звучит удручающе.
«Мне не нравится, когда ты играешь с консервными банками в магазине» — такой подход показывает ребенку, что вы недовольны не им самим, а конкретным поведением. И это важно различать.
Предлагайте подумать о чувствах других
«Почему это нельзя кусаться, драться или отбирать игрушки у других детей?» — думает трехлетний ребенок. Это же так весело!
Ваша задача — не запрещать, а воспитывать в ребенке сопереживание: «Когда ты кусаешь или бьешь людей, им больно», «Когда ты отбираешь игрушки у детей, они расстраиваются, ведь они тоже хотят поиграть». Тогда ребенок увидит, что его поведение влияет на окружающих людей. Он учится тому, что нужно думать о последствиях своих действий.
Предложите другой способ позлиться
Если вы хотите, чтобы ребенок прекратил вести себя определенным образом, предложите альтернативный способ. Скажем, почему бы не снять напряжение, побив подушку или постучав по столу игрушечным топориком?
Научите ребенка тому, что эмоции — это нормально, но выражать их можно по-разному. Замените способ на приемлемый.
Поощряйте ребенка самому находить альтернативы. Да, даже трехлетние ребята могут научиться решать проблемы самостоятельно. Спросите: «Что ты можешь сделать, чтобы Вероника дала тебе поиграть со своей игрушкой?» А теперь важно внимательно слушать. Не критикуйте все идеи ребенка, но напоминайте ему о последствиях его решений. Тогда он раньше сверстников научится брать ответственность за свои поступки.
Примите, что непослушание — это составляющая процесса развития
Если ваш кроха делает все, что бы вы ему ни сказали, то стоит задуматься, все ли с ним в порядке!
Для маленьких детей отвергать контроль — естественно.
Так они учатся отстаивать свои желания.
Хвалите ребенка за хорошее поведение, поощряйте его, делайте ему маленькие подарки. Тем самым вы показываете, что уважаете его чувства.
Будьте позитивны
Вы можете быть сильно огорчены выходками ребенка, но не показывайте ему своих эмоций. Это то же самое, как если бы начальник сказал: «Я не знаю, что делать со своими работниками. Они управляют всем процессом, я чувствую себя беспомощным». А если эти самые работники услышат его слова, к чему это может привести? К потере авторитета руководителя и еще большему самоуправству сотрудников. То же самое происходит, когда дети видят безнадежность родителей.
Без уважения к старшим дети будут продолжать нарушать дисциплину.
Сердиться время от времени — это нормально. Мы все так делаем. Если вы чувствуете, что вам нужна поддержка, обратитесь к мужу, друзьям, близким.
Для того чтобы достойно воспитать детей, нужно много сил и мужества. У вас все обязательно получится!
Фото: VOSTOCK