10 гениальных цитат Януша Корчака о том, как правильно воспитывать ребенка
Януш Корчак — польский педагог еврейского происхождения, который в 29 лет отказался от личной жизни, чтобы посвятить себя чужим детям. От выбора, который он сделал однажды, Корчак ни разу не отступил, даже когда садился вместе со своими воспитанниками в поезд, направлявшийся в лагерь смерти в Треблинке.
Во всем мире Корчак известен своими работами «Как любить ребенка», «Педагогическая публицистика» и «Правила жизни». Он работал в обычном интернате и смотрел на педагогику как на науку любви к детям. В качестве поощрения использовал улыбку и ласковое слово.
«Летидор» собрал самые яркие цитаты Януша Корчака о воспитании и развитии ребенка, которые должен знать каждый родитель.
Взрослые не должны учить детей праву сильного
«Ребенок слаб. Мы можем его поднять, подбросить вверх, усадить против воли, можем насильно остановить на бегу, свести на нет его усилия.
Всякий раз, когда он не слушается, у меня про запас есть сила. И он знает, что обязан уступить; а ведь сколько раз пытается ослушаться, прежде чем поймет, сдастся, покориться!
Кто и когда, в каких исключительных условиях осмелится толкнуть, тряхнуть, ударить взрослого? А какими обычными и невинными кажутся нам наши шлепки, волочения ребенка за руку, грубые «ласковые» объятия».
У ребенка должно быть право на уважение его личности
«Есть как бы две жизни: одна — важная и почтенная, а другая — снисходительно нами допускаемая, менее ценная. Мы говорим: будущий человек, будущий работник, будущий гражданин. Что они еще только будут, что потом начнут по-настоящему, что всерьез это лишь в будущем. А пока милостиво позволяем путаться под ногами, но удобнее нам без них».
Взрослым нужно уважать незнание ребенка и протянуть руку только тогда, когда помощь действительно необходима
«Ребенок — иностранец, он не понимает языка, не знает направления улиц, не знает законов и обычаев.
Порой предпочитает осмотреться сам; трудно — попросит указания и совета. Необходим гид, который вежливо ответит на вопросы. Уважайте его незнание!»
У ребенка должно быть право быть таким, какой он есть
«— Что из него будет, кем вырастет? — спрашиваем мы себя с беспокойством. Хотим, чтобы дети были лучше нас. Грезится нам совершенный человек будущего.
Надо бдительно ловить себя на лжи, клеймя одетый в красивые слова эгоизм.
Будто самоотречение, а по существу — грубое мошенничество».
Не торопите развитие ребенка
«Когда ребенок должен ходить и говорить? Тогда, когда он ходит и говорит. Когда должны прорезываться зубки? Именно тогда, когда они прорезываются. И темечко как раз тогда должно зарасти, когда зарастает. И спать младенец должен столько часов, сколько ему надо, чтобы высыпаться».
Дайте ребенку право на ошибку
«Из страха, как бы смерть не отняла у нас ребенка, мы отнимаем ребенка у жизни; не желая, чтобы он умер, не даем ему жить».
О том, как родители подменяют заботу о жизни ребенка с заботой о своем кармане и тщеславии
«Страх за жизнь ребенка соединен с боязнью увечья; боязнь увечья сцеплена с чистотой, залогом здоровья; тут полоса запретов перекидывается на новое колесо: чистота и сохранность платья, чулок, галстука, перчаток, башмаков. Дыра уже не во лбу, а на коленках брюк. Не здоровье и благо ребенка, а тщеславие наше и карман. Новый ряд приказов и запретов вызван нашим собственным удобством».
Разрешите ребенку жить сегодняшним днем
«Ради завтра пренебрегают тем, что радует, печалит, удивляет, сердит, занимает ребенка сегодня.
Ради завтра, которое ребенок не понимает и не испытывает потребности понять, расхищаются годы и годы жизни».
Разрешите ребенку играть
«Игры — не столько стихия ребенка, сколько единственная область, где мы предоставляем ему более или менее широкую инициативу. Лишь в играх ребенок чувствует себя до некоторой степени независимым. Все остальное — мимолетная милость, временная уступка. На игру же у ребенка есть право».
Ребенок должен уметь постоять за себя
«Если жизнь требует клыков, разве вправе мы вооружать детей одним румянцем стыда да тихими вздохами?
Твоя обязанность — воспитывать людей, а не овечек, работников, а не проповедников: в здоровом теле — здоровый дух.
А здоровый дух не сентиментален и не любит быть жертвой».
Фото: januszkorczak.ca