Право

В детский сад без прописки

В детский сад без прописки

Новый закон об образовании устанавливает право властей отказать в приеме в общеобразовательную организацию и в детский сад только на основании отсутствия свободных мест. Почему родители могут и должны идти в прокуратуру, если местные власти никак не могут найти место в детском саду для вашего ребенка.

Когда Госдума приняла новый федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», большинство СМИ поначалу ограничилось следующей характеристикой его положений о «дошколке»: теперь дошкольное образование станет первой ступенью общего образования, и его будут предоставлять по федеральному стандарту, согласно которому экзамены по окончании детского сада у ребенка принимать будет нельзя. Многие не смогли не отметить (в силу массового возмущения общественности) тот факт, что новый закон снял ограничение размера родительской платы за садик в размере 20% от содержания ребенка. Правда, по новому закону, мы теперь платим не за все содержание, а только за присмотр и уход за ребенком, но легче от этого никому не стало, так как во многих регионах сейчас наблюдается повышение платы за сад до 150% (как, к примеру, в Воронеже), о чем и предупреждали общественники. Однако есть кое-что очень важное и серьезное в новом законе, о чем не рассказали родителям СМИ и в управлениях образования.

Пишите заявления

Новый закон об образовании устанавливает право властей отказать в приеме в общеобразовательную организацию вообще и в детский сад в частности только на основании отсутствия свободных мест (раньше такого права у властей, как ни странно, не было). При этом в законе особо отмечается, что в таком случае родителям «для решения вопроса об устройстве ребенка в другую общеобразовательную организацию» нужно обратиться в государственный орган исполнительной власти субъекта Федерации или орган местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования. Проще говоря, в Москве и Санкт-Петербурге родителям необходимо обратиться по этому поводу в окружные (районные) управления образования, а в других городах и селах – в администрации городов и муниципальных районов.

Раньше достаточно было отказать в приеме в детский сад в связи с тем, что имеется очередность. Хотя такого основания для отказа также не было предусмотрено законом (как и сейчас), но в ряде регионов суды на обращения родителей указывали, что из-за порядка очередности в распределении мест ребенку не может быть предоставлено место раньше, чем тому, кто находится впереди него в очереди. Иначе, говорили судьи, получится, что ребенок будет осуществлять право на дошкольное образование за счет прав других детей, что противоречит положению части 3 статьи 17 Конституции, а значит, незаконно. Крайне спорная точка зрения (ведь дошкольное образование у нас по Конституции и закону общедоступно), но что было, то было.

Мы все знаем, что, как правило, родители ставят детей на учет для определения в детский сад в ближайшие месяцы после рождения из-за опасения, что и через три года очередь не подойдет. В итоге получалось, что в число нуждающихся в детском саду детей в возрасте, например, до 2 лет включались все без исключения дети, стоящие на учете. Однако по нашим данным примерно в половине случаев родители, поставив малыша в очередь после рождения, в общем-то совсем не против определить ребенка в сад в 3 года и позже, а если дадут сад раньше, то возьмут путевку по принципу «лишним не будет».

В таком случае нельзя было исключать, что вашему ребенку детский сад и образование в нем могли быть нужнее, чем стоящим впереди, но скромно ожидающих своей очереди и не особо об этом беспокоящихся. Но тот факт, что вашему ребенку надо обязательно пойти в детский сад через месяц (а мест – нет), а родители ребенка, стоящего впереди вашего, решили подождать до следующего комплектования, никого не волновал: нужно соблюдать очередь. Именно дата постановки ребенка на учет (а не дата изъявления родителями желания определить ребенка в детский сад, как это вытекает из закона!) не позволяла реализовать ему свое право на образование.

Логика нового положения закона говорит о том, что если по итогам комплектования не хватает мест в садах, то властям теперь нужно будет обращать внимание сначала не на дату постановки ребенка на учет в управлениях образования, а на дату подачи родителями заявления в местную администрацию (уже после комплектования) о решении вопроса устройства их чада в другой садик. Такое заявление фактически будет означать: у вас нет мест, а моему ребенку срочно нужен детский сад, мы не желаем ждать еще год, срочно примите меры! То есть раз не вы написали такое заявление, то и детский сад вашему ребенку до следующего комплектования, получается, не нужен. Фактически власти в период между комплектованиями, по идее, теперь должны исходить из количества таких заявлений родителей при доукомплектовании групп (в том числе в новых детских садах), а не из дат постановки всех оставшихся детей на учет.

А если места не дают и по такому заявлению, то можно смело идти в прокуратуру (а особо подготовленным – и в суд) и просить принять меры к прекращению бездействия властей. Пусть они докажут, что кто-то кроме вас в вашем районе для своего малыша – сверстника вашего ребенка написал такое заявление, и что таких мам и пап настолько много, что никак нельзя найти одно место во всех детских садах микрорайона.

Детский сад и ясли.jpg

Нужно, как и прежде, поставить ребенка на учет в управлении образования. Во многих городах уже введена электронная запись в детские сады, и ссылка на такой специальный портал имеется на сайтах управлений образования или даже местных администраций. Если же ваш город еще не перешел на электронную запись в детсады, то нужно нанести визит в управление, предварительно посмотрев на сайте, какие документы взять с собой. При постановке на учет обязательно укажите желаемые детские сады.

Если вы уже стоите на учете и вам говорят, что нет мест, то пишете заявление в администрацию о решении вопроса устройства вашего ребенка в другой детский сад, причем обязательно укажите срок или дату устройства в садик. При отказе на это заявление уже пишете в прокуратуру о нарушении права своего ребенка на общедоступное бесплатное дошкольное образование.

Немаловажное значение имеет уточнение в законе, что родители имеют право не только выбирать формы образования (очное, заочное, семейное) и образовательные организации для малолетнего ребенка, но и формы обучения. Под эту категорию подпадают группы кратковременного пребывания (ГКП), группы полного дня, семейные группы: все это вариативно-организационные формы обучения, каждая из которых имеет собственный регламент функционирования и программу обучения.

Мамы из крупных городов уже испытали немало возмущения, когда их детям перед выходом из отпуска по уходу за ребенком на работу предлагались группы кратковременного пребывания, а на полный день свободных мест в детских садах не оказывалось. Особенно тяжело приходилось мамам-одиночкам и семьям с ипотечными  кредитами, а также тем, кто квартиры арендует. Однако суды и здесь занимали сторону властей: раз предложили получать дошкольное образование в группе кратковременного пребывания, то и право ребенка на такое образование не нарушено, а все остальное – ваши проблемы.

Теперь же закрепление права выбора формы обучения ребенка за родителями поможет им обеспечить право своего малыша на образование с учетом необходимости (или отсутствия таковой) работать. Поэтому требовать предоставить место в группе полного дня (12-часового пребывания) теперь вполне законно.
Конечно, для верности не мешало бы прямо закрепить право работающих родителей на присмотр и уход за их детьми в рабочее время, чтобы у чиновников даже не возникало мысли предложить ГКП и заявить: «Ну вы же можете работать 3 часа в день, вот и работайте, пока ребенок в саду». По этому поводу выдвинута инициатива на портале РОИ.

Все вышесказанное относится и к яслям, которых нас упорно пытаются лишить власти (так, общественному движению «РДДДО» осенью прошлого года удалось предотвратить фактическую ликвидацию яслей федеральным министерством образования с 2014 года, но местные чиновники продолжать гнуть линию на прекращение набора в ясли). По закону, ребенок может получать дошкольное образование с двухмесячного возраста, а право определять форму образования (в данном случае – очную, т.е. в детском саду) и форму обучения (в группе 12-часового либо кратковременного пребывания) имеют только родители. Организацию предоставления дошкольного образования осуществляют только муниципальные или (в столицах страны) городские власти. Логично, что по заявлению родителей, поставивших малыша на учет, чиновники обязаны организовать условия в детском саду даже для 1,5-годовалого ребенка. Поэтому если, к примеру, в Москве власти решили, что до трех лет ребенок будет ходить только в группы кратковременного пребывания, то это, во-первых, нарушение властями закона, а во-вторых, самоуправство чиновников, для которого предусмотрена уголовная статья. Сейчас это решение московского департамента образования пытаются оспорить общественники.

ясли.jpg

Часто родителям малышей-«ясельников» в управлении образования говорят: мы теперь принимаем в садик детей только от трех лет, так, дескать, так в новом законе об образовании написано (вариант, встречающийся чаще: так президент приказал). Идите, мол, и ждите до трех лет. Но в новом законе ничего подобного нет (как я сказал выше, предусмотрено право получать дошкольное образование, в том числе в саду, с двух месяцев). Президент же своим указом (что не закон, а подзаконный акт), во-первых, никого не обязал отказывать детям младше трех лет в устройстве в сад и даже не дал такого права, а во-вторых, не говорил, что решать проблему старших детей нужно путем нарушения прав младших. Так что, если вам попался такой отказ, смело идите в прокуратуру или суд.
Немаловажный момент имеется и в том, что по закону и Конституции дети имеют право на образование вне зависимости, в том числе, и от возраста, поэтому решение властей принимать в сады детей, допустим, с двух лет, что нередко, – это прямое игрубое нарушение законодательства.

Согласно новому закону, власти обязаны обеспечить всем детям прием в детский сад как на равных условиях (за исключением случаев, установленных федеральным законом), так и – это касается именно государственных и муниципальных детсадов – на общедоступной основе. Однако равные условия приема в детский сад еще не означают, что кого-то можно принять, а кого-то нет. Льготы, установленные для ряда детей при приеме в сад, не предусматривают отказа другим детям в приеме именно на основании отсутствия льготы.

Поэтому логично, что, как уже было сказано выше, в приеме в детский сад может быть поэтому отказано только в случае отсутствия там свободных мест, при этом родителям нужно написать заявление об устройстве ребенка в другой детский сад, а властям – решить этот вопрос.

Следовательно, никаких других оснований для отказа ребенку в приеме в садик законом не предусмотрено. Такими основаниями не могут быть ни отсутствие у него права на вне- или первоочередной прием, ни отсутствие у ребенка временной или постоянной регистрации по месту проживания, ни необходимость сначала принять детей с постоянной пропиской или со льготами. Если же, напротив, учитывать такие обстоятельства, то ни о каком равенстве и общедоступности приема в детсады уже говорить будет нельзя. То есть принять таких детей, конечно, нужно (раз уж это предусмотрено порядком комплектования, его соответствие закону – это другая история), но это не повод сказать «а вашего ребенка мы устроим как-нибудь в другой раз», то есть неизвестно когда, как это делается сейчас в Москве. Кстати, Мособлсуд в самом конце прошлого года вынес определение, которым признал незаконным положение одного из подмосковных городов об обязательности наличия местной прописки при получении места в детском саду, так как это – дискриминация права на образование.

Важно отметить, что другой федеральный закон «О праве граждан на свободу передвижения…» прямо запрещает ставить реализацию прав и свобод в зависимость от наличия или отсутствия постоянной или временной регистрации. В том числе и право вашего малыша на равный и доступный прием в детский сад.

В целом в плане обеспечения доступности детсадов новый закон об образовании смотрится выгоднее прежнего. Но, как водится, чиновникам зачастую плевать на законы. Поэтому если родители не будут активно действовать – писать жалобы и заявления по инстанциям, выражать свой протест и т.д., то детский сад ваш ребенок получит тогда, когда это нужно чиновникам. А не вам, уважаемые папы и мамы, и вашему малышу.