Школа – выбрать, подготовить, поступить
Хотелось бы, чтобы ваши дети вспоминали школу с такой же пронзительной нежностью, чтобы эти годы остались напоминанием о крепкой дружбе, радости от полученных пятерок, счастье первой любви, грусти расставания с одноклассниками и учителями…
Ну а если оставить романтику этих лет, то надо понимать, что школа закладывает основу, фундамент для всей будущей жизни, поэтому очень важно, в какой школе ребенок получит эту основу, какие знания и навыки ему дадут, какие он сможет взять. Школа во многом определяет дальнейшую жизнь и даже иногда судьбу человека. В подтверждение этого расскажу одну историю.
Как я не попала в английскую школу
Бывают случайные события, которые делают такой крутой поворот в жизни, что дух захватывает. С младенчества я знала, что буду учиться в английской школе, а потом, как мама, поступлю в иняз. Ребенком я была смышленым – с пяти лет читала, писала печатными буквами незатейливые сказки, считала до ста. Причем никаких репетиторов у меня не было, просто я все повторяла за тремя старшими братьями. Судьбоносным событием, исключившим мечты об инязе, стал ничем, казалось бы, не примечательный солнечный весенний день, когда папа утром привел меня в детский садик. Меня приводили раньше всех, причем не только детей, но и воспитателей – родители начинали работать в восемь утра, так что в семь я была уже на месте. Пожилой сторож знал и любил меня, читал мне сказки, играл со мной. Но в тот день не оказалось и его. Папа оставил меня на детсадовской площадке и пошел на работу. А я, пользуясь неожиданно наступившей свободой, направилась к любимым качелям, но не к обычным, а к железной качалке. По правилам на нее должны были садиться по одному-два ребенка с каждой стороны. Сзади был упор, чтобы качели не перевернулись. Не знаю, по каким причинам в саду оказались сломанные – без упора – качели. Не заметив этого, я села на них и начала раскачиваться.
В общем, качели перевернулись и упали на меня, ударив тяжелой железякой прямо под глаз. Синяк был что надо, правильный такой синяк, такие получают в хороших драках мальчишки. А на следующий день мы пошли на собеседование в английскую школу, куда мама мечтала меня отдать с самого моего рождения. Помню, я вошла в комнату, где сидели три тетеньки, очень суровые на вид. Одна из них, увидев меня, сразу сказала: «О, какая разукрашенная! Вообще-то мы драчунов не берем». Я незамедлительно обиделась и… не сказала им ни слова, сколько они ни упрашивали. Упрашивали, надо сказать, недолго и с видимым удовольствием выставили меня за дверь, пригласив следующего. Мама спрашивала меня, что там было, но я упорно молчала. Не могла же я признаться ей, что ТАМ не было ничего, кроме слез, подступающих к горлу. Уборщица со шваброй, заметив мамину растерянность, выдала: «Да ты посмотри на нее, вон какой фингал, небось драчунья и хулиганка! Вот и не взяли…» Это меня-то, белокурую девчушку, тихоню и очень послушную, назвать хулиганкой…
Дома мама возмущалась, что я так не во время поставила себе синяк и что в школу надо принимать по знаниям, а не по внешнему виду, а папа просто тихо обижался за свою любимую доченьку, гладил меня по голове и говорил: «Все равно она у нас самая красивая и умная». И я от этих его слов и от тепла его рук и доброты громко разревелась, выплеснув в плаче большую детскую обиду на злых тетенек, на то, что не оправдала маминых надежд, на то, что меня не взяли в школу и мне теперь, я была в этом уверена, опять придется идти в детский сад, как маленькой, а не в первый класс, как большой. На мой рев прибежали и мама, и трое братьев, и даже кошка. Все меня успокаивали, все меня любили (кошка тоже) – и я успокоилась. Меня записали в новенькую школу неподалеку от дома, где я с удовольствием проучилась все 10 лет и окончила ее с серебряной медалью. У меня были способности почти ко всем предметам, учителя обожали меня, я принимала участие в олимпиадах по литературе и математике. В ин.яз я тем не менее не пошла даже документы подавать – понимала, что, хоть и училась по английскому на отлично, этих знаний недостаточно. Зато с первого раза поступила на журфак МГУ. А местному РОНО, который вроде бы должен делать все для улучшения образования, приглянулось наше здание, и ничтоже сумняшеся он отобрал его, уничтожив тем самым отличный педагогический состав, разбросав школьников и учителей куда попало и лишив нас встреч выпускников. Мы были последним выпуском.
Эту историю я рассказала для того, чтобы вы поняли: ребенок должен быть готов к школе не только набором знаний и навыков, но и психологически – не бояться учителей, не впадать в ступор, смело отвечать на любые, даже неприятные, вопросы.
Выбирая учебное заведение, надо учесть, что не стоит слабого ребенка отдавать в сильную школу. Даже если вы сами семи пядей во лбу, ваш сын не обязан быть таким же. Когда моя дочь получила первую оценку тройку в первом классе, я была не то что в шоке, я была ошарашена, сбита с толку – как МОЯ дочь может получить плохую оценку. Это теперь я понимаю, что она – это не я, это другой человек, со своими возможностями, способностями и желаниями. А моя подруга, окончившая из-под палки музыкальную школу и ни разу после этого не притронувшаяся к пианино и продавшая его сразу же, как только вышла замуж, всю жизнь ненавидит классическую музыку и все что с ней связано. Да я уверена, у вас таких примеров тоже немало.
Так давайте не будем делать из детей своих клонов, тем самым ломая не только их самих, но и их жизнь в целом. Прежде чем выбрать школу, присмотритесь внимательно к своему малышу: насколько он здоров, насколько любопытен и интересуется окружающим его миром, хочет ли познавать новое в больших количествах, сможет ли выполнять объемные домашние задания, часто отказываться от мультиков, игр на улице и от многих других радостей, из которых состоит детство, – в общем, определите его примерный потенциал и мотивацию к учебе, посоветуйтесь с врачом и психологом.
Я своего сына к школе почти не готовила, так как он ходил в очень сильный логопедический детский сад. С детьми там занималась не имеющая никаких научных званий, но отлично знающая педагогику, разные методики обучения, исключительный подход к детям логопед Екатерина Борисовна (простите меня, Екатерина Борисовна, я не помню вашей фамилии). Она по-настоящему любила наших малышей. Однако как раз в подготовительной группе ее буквально выжили из этого сада – она не была согласна с заведующей, решившей брать с родителей деньги, раз их дети обучаются у такого сильного педагога. Когда она уходила, плакали все: дети, родители, воспитатели и сама Екатерина Борисовна. Величайшее чувство ответственности не дало ей оставить наедине с проблемой подготовки к школе – каждому она сказала, чтобы приходили к ней на новое место работы заниматься. А к нам она приезжала даже домой – моего сына эта женщина особенно любила.
Оставалось полтора месяца до собеседования в английской школе, той самой, куда когда-то не взяли меня. Екатерина Борисовна приезжала каждый день. В день Х мы пошли на собеседование, и я была уверена в поступлении моего сына. С собеседования он выбежал радостный и громко трещал о том, как оно проходило, как его хвалили. Вышла учительница и зачитала список зачисленных… моего сына там не было. В растерянности я подошла к ней узнать, почему его не приняли. Она стала подробно рассказывать, на какие вопросы он не ответил. И тут мой сын, все это время стоявший возле нас и внимательно слушавший разговор, надрывным плачущим голосом закричал: «Мама, она врет!» По дороге домой он, как раненый тигренок, рычал и повторял «она врет», я нутром чувствовала его разочарование и сильную обиду, и мне было во сто крат больнее, чем тогда, давно.
Для себя я сделала вывод, что не все английские школы хорошие. Если учитель позволяет себе незаслуженно обидеть ребенка, это не учитель, и детям рядом с ним делать нечего. Хорошие школы ценны именно кадровым составом, причем совсе необязательно профессорским. В народе говорят: «Выбирай не школу, а учителя!» И это очень правильно.
Однако мы с вами будем надеяться, что в сильных школах работают сильные учителя, любящие детей. Итак, вы оценили потенциал своего чада и решили поступать в продвинутую школу. Первое, что вам необходимо сделать, – заранее позаботиться о подготовке, то есть проучиться на подготовительных курсах, подготовить ребенка самим, если вы на это способны, нанять репетитора.
В хороших школах свободных мест не бывает в принципе: количество потенциальных первоклассников в разы больше, чем предельная заполняемость классов. Поэтому, несмотря на то что экзамены в первый класс строго запрещены, отбор, конечно, ведется – в виде собеседований. Для неподготовленного ребенка они довольно сложные. Лучший вариант – подготовительные курсы , которые есть практически при всех хороших школах. Поговорите с мамами в детском саду, во дворе, поспрашивайте на форумах в интернете – в общем, наведите справки и выберите хорошее учебное заведение недалеко от дома. Узнайте заранее, когда начинается запись на подготовительные курсы. Занятия на них платные, стоимость варьируется от 750 рублей в месяц до 6 тысяч. Принимают на подготовку обычно всех желающих, никаких тестирований и конкурсов. Чтение, развитие речи, рисование, математика – этим будет заниматься ваш малыш 2-3 раза в неделю.
Даже если вы не попадете в выбранную школу, время не пройдет даром: там научат читать и писать, а если ребенок уже это умеет, то все эти навыки усовершенствуют. Да и сам факт, что ребенок сидит определенное время за партой и занимается, тренирует усидчивость и терпение, что очень важно для первоклассника. Дети, окончившие подготовительные курсы, будут чувствовать себя эмоционально комфортнее и воспринимать школу адекватнее, не бояться идти в нее 1 сентября, они будут более мотивированы к учебе и подготовлены к первому классу. А самое главное – на курсах они научатся учиться: работать в паре, отвечать на уроках, воспринимать написанное на доске, делать домашние задания.
Иногда на подготовку ходят в ту школу, к которой относятся, – для того, чтобы попасть к хорошей учительнице, ведь курсы обычно ведут преподаватели младших классов, которые и будут набирать детей.
«Мой ребенок в сад не ходил, и мы пошли на платные курсы в ту школу, которую выбрали. Она находится в нашем районе, но не по приписке. Идет по анкете на сайте госуслуг вторым номером, первым идет та школа, к которой приписаны. Плюсы: пока занимаешься на курсах, ребенок привыкает к школьной обстановке и легче входит в школьную жизнь потом.
Появляются друзья. Можно так же определиться, с какими детьми не хотелось бы идти в один класс. Это тоже важно. Еще плюс – можно узнать к какой учительнице лучше пойти именно вам. Понятно, что есть прославленные учителя, к которым хотят все. Тут надо понимать, что все – это необязательно, что и вы тоже. Когда к учителю такой лом, начинаются фильтры, везде разные. И тогда хорошо бы знать, какие учителя будут еще набирать, и выяснить лучше заранее, чтобы это не оказалось сюрпризом. Из минусов – ребенок в первом классе практически повторяет программу подготовки по второму разу. Не для всех детей это интересно. И еще – пройти все круги ада с отказом от школы по прописке». Лариса Канивченко (Москва). Обязательно узнайте программу курсов, чему конкретно научат детей.
Для поступления в первый класс продвинутой школы ребенок должен знать:
• полное имя, отчество и фамилию;
• возраст и дату рождения;
• фамилию, имя и отчество родителей, их профессию свой домашний адрес: название города (поселка, деревни), улицы, номер дома, подъезда, этажа, квартиры; • основные достопримечательности своего города (поселка, деревни) название своей страны и ее столицы последовательность дней недели, месяцев, времен года;
• основные приметы каждого времени года, загадки о временах года домашних животных и их детенышей диких животных различных природно-климатических зон, их повадки, детенышей;
• растения различных природно-климатических зон; части тела человека; профессии; русские народные сказки.
Кроме того, ребенок должен уметь:
• различать живое и неживое;
• женский и мужской род;
• единственное и множественное число;
• утро, день, вечер и ночь;
• одежду, обувь и головные уборы;
• птиц, рыб, зверей, насекомых;
• овощи, фрукты, грибы, ягоды; наземный, водный и воздушный транспорт; посуду, мебель и т.д.;
• различать геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал; свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, иметь представление о понятиях «право» – «лево», «верх» – «низ» и т.д.;
• рассказать наизусть небольшое стихотворение; полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ;
• придумать рассказ по картинке;
• запомнить и назвать по памяти 6-10 предметов, картинок, слов; разделять слова на слоги с помощью хлопков или притопов;
• различать гласные и согласные звуки;
• правильно держать карандаш, ручку, кисточку; без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии;
• рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с опорой на геометрические формы;
• аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов; хорошо владеть ножницами (разрезать лист бумаги на полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, овалы; вырезать различные фигуры по контуру); делать аппликации из цветной бумаги; лепить из глины и пластилина;
• свободно считать от 1 до 10 и обратно, выполнять счетные операции в пределах 10; соотносить цифру и количество предметов.
Речь, логика и память ребенка должны быть достаточно развиты, чтобы он мог без труда выражать свои мысли, улавливать суть заданного вопроса и правильно строить фразы при ответе.
Учтите, что вопросы на собеседовании бывают не только на эрудицию, но и на смекалку. Предположим, шестилетнего ребенка могут спросить не сколько будет 6 + 2, а сколько лет ему будет через 2 года. Последовательность месяцев (дней недели, цифр) нужно уметь воспроизвести начиная с любого месяца (дня, цифры).
Ребенок должен быть готов к следующим «каверзным» вопросам: «Кто старше – ты или твоя сестра (брат)?», «Почему снег бывает зимой, а не летом?», «Что бывает раньше – обед или ужин?», «Кем ты будешь, когда вырастешь, – тетей или дядей?», «У кого больше лап – у собаки или у петуха?», «Кто больше – корова или коза?» и т.п.
Есть и такие заведения, как прогимназия, – это и детский сад (сохраняется детсадовский распорядок дня), и начальная школа (с 1-го по 4-й класс). Нагрузка здесь выше, чем в обычном саду. В прогимназии дают более глубокие и разносторонние знания, нежели в обычной школе. Закончив четвертый класс, можно поступить в спецшколу с углубленным изучением каких-то предметов, в гимназию или лицей. Однако в прогимназию трудно попасть: количество желающих слишком велико. Самый простой способ – пойти в подготовительную группу прогимназии.
«В школу поступили после садика, на подготовительные курсы ходили, плата была символической – 1200 руб. в месяц, – рассказывает Ирина. – В принципе курсы можно было бы и проигнорировать, в саду их подготовили прекрасно. Мы пошли на них только потому, что это гарантировало попадание в дальнейшем к «нужной» учительнице, поскольку она же вела и курсы, и еще потому, что хотелось, чтобы сын адаптировался к школе и к учебному процессу. Тестирования при поступлении в школу не было, нужно было только подтвердить прописку на закрепление за школой территории и предъявить справку, что ребенок здоров. Об этом, кстати, сад позаботился тоже, был организован медосмотр всех потенциальных первоклассников. Мне даже в поликлинику не пришлось идти. Собственно это и были основные требования. Знаю, что после курсов некоторым детям, точнее родителям, учитель не рекомендовал отдавать в школу ребенка в этом году, поскольку ребенок был психологически еще не готов. И таких детей всего один или два из сорока. К навыкам и знаниям никак требований не предъявлялось. При приеме документов нас спрашивали, к какому учителю мы хотели бы попасть, поскольку к нашей сумасшедшего наплыва не было, пообещали учесть наши пожелания. В общем, в школу попали без проблем, но мы и прописаны по нужному адресу, и я сама эту школу закончила, директор меня знает. Надо еще принять во внимание, что мы в Подмосковье, но с хорошими школами у нас, как и везде, напряг, и наша считается лучшей». Ирина Меньшикова (Московская область).
«Моя дочка поступила в школу после детского садика, там была подготовка к школе, и еще мы самостоятельно занимались дома, при поступлении проходила собеседование у психолога на предмет готовности к школе и тестирование на уровень развития». Ира Толмачева (Москва).
«На курсы ходили, исключительно чтобы попасть в данную школу, потому что даже по прописке в нее трудно поступить – очень много детей в районе. Обязательно надо уметь читать и писать хоть как-то. Это не декларируется, но родителей ненавязчиво на весеннем собрании просят подготовить ребенка ДО школы». Лена Смирнова (Екатеринбург).
Закон гласит: «Средние общеобразовательные школы имеют право набирать первоклассников по микроучастку, закрепленному за школой. Родитель может выбрать одно, два или три образовательных учреждения. Москва поделена на территориальные кластеры – микрорайоны, в каждый из которых входят несколько образовательных учреждений. Прием заявлений в первый класс учреждений для закрепленных лиц начинается не позднее 10 марта и завершается не позднее 31 июля текущего года».
На сайте госуслуг вы можете выбрать школу по прописке, а также 2 дополнительные – те, что нравятся, – в любом районе Москвы. Если в желанных школах будет недобор детей по прописке, можно претендовать на зачисление.
Единственное, о чем не подумали наши законодатели, что распределение этих самых образовательных учреждений очень неравномерно, и в одном микрорайоне может быть три обычные школы, а в другом наряду с обычной есть еще английская и физико-математическая. Вот и получается, что в спецшколах учатся дети, которым углубленное изучение чего-либо вовсе не нужно, но они к ним приписаны, а в слабых школах – те, кто как раз хотел бы и, главное, может более подробно изучить некоторые предметы. И на какие только подвиги не идут родители, чтобы их дети попали в заветную школу.
Одна моя коллега совершила такой финт, что это смело можно назвать подвигом ради детей: «С младшими детьми я выбрала самый затратный, но надежный путь: продала-купила квартиру и переехала в соседний с английской школой № 1236 дом, дети туда пошли по прописке. Тесты были и на платные курсы (в 2007 году – 10 человек на место!), и в школы, но у моих результат этих тестов был уже не важен». Вера Ланина (Москва).
Если же вам повезло и рядом находится хорошая школа, смело записывайте в нее ребенка. Хорошая школа необязательно должна быть с углубленным изучением иностранных языков, гуманитарных или естественно-научных предметов. Положительную репутацию можно заработать и обучая детей по общей программе. Главное – учителя и общая атмосфера в школе. Все, что я знаю (а знаю я очень хорошо!) по русскому языку и математике, я получила в обычной районной школе. А процент поступивших в вузы доходил до 90. Поговорите с родителями учащихся выбранной школы, с самими школьниками, просто походите и присмотритесь ко всему. Будет ли ребенку уютно и комфортно здесь учиться, дружить, жить 11 лет.
«Поступал старший ребенок (сейчас 9 лет) после платных дошкольных курсов, но и то строго по прописке. На тестировании (которое незаконно, но его все равно проводят в виде собеседования), как раз выявляют эти умения. Берут (официальная версия) в первую очередь по прописке, во вторую тех, кто окончил курсы платные, в третью тех, чьи родители предложили спонсорскую помощь (ремонт крыши, покупка парт и т.д.). Я за прописку! Ребенок не должен мотаться в автобусе или машине утром и вечером». Лена Смирнова (Екатеринбург).
Если школа, к которой вы приписаны, вам по каким-либо параметрам не подходит, вы можете подать документы в любую школу города и надеяться на чудо. Если оно произойдет, в школе по прописке вы должны будете аргументированно оформить отказ. Ваши действия должны быть такими:
1. Пройти тестирование в выбранной школе.
2. Получить справку о зачислении, без которой вам просто не выдадут документы в старой школе (исключение – переезд в другой район).
3. Предъявить полученную справку в старой школе.
4. Забрать документы (медицинская справка, личное дело).
5. Принести эти документы в новую школу.
6. Получить на руки приказ о зачислении.
«По прописке нам была предложена другая школа, хотя я заполняла электронное заявление на школу в соседнем районе, – делится опытом Ирина Толмачева , – я два раза не приходила подавать документы на поступление в школу по прописке, после чего мне сообщили, чтобы я явилась в нее для написания заявления об отказе в поступлении и указала причины отказа. Я написала, что не согласна с программой обучения в данной школе и что выбранная мною школа также находится недалеко от моего дома. Потом уже из школы соседнего района нам предложили прийти на собеседование».
В школу, находящуюся рядом с нашим домом, я отдать сына не могла. Уж не знаю, что там такое происходит и что там делают с детьми или, наоборот, не делают, но пришедшие 1 сентября в первый класс пупсики с бантами, цветами и воздушными шариками, в нарядных платьях и костюмах с белоснежными рубашками через 2-3 года уже курят, матерятся, а к старшим классам вырастают настоящими бандитами, и многие выпускники очень скоро оказываются в местах не столь отдаленных. Причем это происходит уже лет 20 подряд. Давно следовало бы закрыть это «учебное» заведение.
Поэтому после нашего фиаско в английской пришлось идти на поклон в школу №479 им. маршала В.И. Чуйкова, которую мы, местные жители, называем лесной, так как она находится на территории живописного и красивейшего Кузьминского парка. Школа славилась в основном своим директором – известным в Москве профессором Могерманом Борисом Давыдовичем. Брать не хотели ни в какую – не приписаны вы к нам и все. Пришлось намекнуть, что я журналист, и подарить дорогой презент.
И тут вмешался его величество случай. Как-то в апреле мы болтали по телефону с подругой по университету, и я рассказала историю поступления сначала в английскую школу, потом в нынешнюю.
– А пойдем завтра с нами на собеседование в немецкую, – неожиданно предложила Ира. – Я сама ее закончила, знаю всех учителей, она очень хорошая.
– Но мы ведь уже учимся, – удивилась я, хотя уже знала про себя, что, конечно, пойдем, и с радостью, пусть и в немецкую, но к хорошим учителям.
– Ну и что? Переведешь, пройдет первый класс еще раз. Не помешает.
Кстати, возьмите на заметку: бесплатно пройти подготовку к сильной школе можно, проучившись в обычном первом классе. И мы пошли, скорее просто так, ни на что не надеясь. Школа находилась в стареньком неказистом особнячке в центре города.
И… без всякой нервотрепки, без тестирования (после первого класса нам даже предложили поступить сразу во второй), в спокойной обстановке милейшая завуч Марина Юрьевна наших детей записала в школу. Наученная горьким опытом, я прихватила с собой красивую жестяную коробочку с дорогим чаем и еле упросила взять его – Марина Юрьевна отказывалась наотрез. Потом она стала настоящей второй мамой нашим ребятам. Был только один минус – школа находилась на Садовом кольце, а мы жили в Кузьминках. Но ничего, мой сын – Жаворонок, вставал легко и ездил сначала со мной, а потом и один. И до сих пор навещает учителей, трое из которых были даже у него на свадьбе, в общем, это уже родные люди.
Далеко не все родители мечтают о языковых школах. Если вы заметили, что ваш сын или дочь с упоением рисует или, стоит включить музыку, как он выделывает неуклюжие па, а то и вообще обожает быть в центре внимания, обратите внимание на общеобразовательные школы с художественным уклоном, то есть с углубленным изучением изобразительного, хореографического или музыкального искусства, театрального мастерства. Обучение в них бесплатное.
Ну и конечно, юные спортсмены, мечтающие стать чемпионами. Для них существуют общеобразовательные школы со спортивным уклоном. Ваш малыш занимается в спортивной секции и вы хотите, чтобы он достиг каких-либо результатов в спорте? Тогда лучше всего отдать его в такую школу. В Москве насчитывается более 150 спортивных школ различного профиля. Если у ребенка отсутствуют медицинские противопоказания и подходит возраст (в некоторые спортивные секции принимают 3-4-летних карапузов), то его обязательно примут в группу начальной подготовки. Занятия у детей длятся 1,5-2 часа по 2-3 раза в неделю. И так на протяжении трех-четырех лет.
В течение этого времени станет ясно, стоит ли уйти из спорта, тренироваться для собственного удовольствия или нужно продолжать учебу в спецклассе. Учиться в таком классе нелегко: это постоянные серьезные физические нагрузки. В расписание уроков обязательно включены тренировки помимо основных общеобразовательных предметов. Для спорта выделено как минимум 3 часа в сутки. Со временем происходит увеличение нагрузок, и на тренировки уходит уже по 6 часов. Но если вы хотите, чтобы ваш ребенок был профессиональным спортсменом, то по-другому нельзя. Обычно спортивные классы располагаются в ближайших от секций общеобразовательных школах. При необходимости педагоги вносят корректировки в учебную программу, а при составлении расписания обязательно берут в учет график тренировок и соревнований.
Моя дочь училась как раз в такой школе. Таким образом я воплотила свою мечту о фигурном катании, записав ее в секцию при АЗЛК в четыре года. Когда ребятам исполнилось по семь лет, на родительском собрании нам сказали, что будет набираться спортивный класс при школе неподалеку от Ледового дворца, но возьмут в него не всех, а только добившихся наилучших результатов в катании. Моя дочь каталась средненько, тренеры назвали ее трусихой, ведь надо было делать много прыжков, приземляясь чаще всего на попу. У Маши она была вся синяя от этого, но двойной аксель она лихо исполняет до сих пор, приводя в восхищение всех праздно катающихся. Когда главный тренер зачитывала список поступивших в спорткласс, я немного нервничала – уж очень хотелось, чтобы она осталась в спорте. Мне казалось, что зачитывание этого списка никогда не кончится, и в то же время хотелось, чтобы оно не кончалось, пока не назовут фамилию моего ребенка, и ее (ура!) назвали.
Будущие офицеры тоже вырастают из маленьких детей. Для них созданы кадетские школы, дающие начальное военное образование вместе с программой среднего школы. Ребята здесь находятся на полном пансионе. Что интересно, существуют кадетские школы для мальчиков, для девочек и смешанного типа.
В наше время особенно востребован английский язык, поэтому школы с его углубленным изучением пользуются особой популярностью. Статус этих школ такой же, как у обычных – общеобразовательный, поэтому туда тоже в первую очередь берут детей по прописке.
Школы для детей, проявивших выдающиеся способности к определенным видам искусства или спорта, предусматривают в правилах приема выявление у детей данных способностей.
Когда ребенку всего 6-7 лет, трудно определить, к чему у него есть способности и какая школа ему нужна. Поэтому после начальной школы многие родители переводят своих чад в школы, специализирующиеся на иностранных языках, гуманитарных науках, математических или естественнонаучных.
Будьте готовы к тому, что вам придется доказывать готовность ребенка к возрастающей интеллектуальной и физической нагрузке (увеличение количества уроков и домашних заданий, интенсификация обучения и т.д.). Причем уровень и сложность вступительных экзаменов (тестов) будет напрямую зависеть от статуса нового учебного заведения и возраста вашего ребенка.
Чем в более старшем классе переводится ребенок, тем сложнее это сделать, так как разрыв в знаниях с каждым годом увеличивается. Экзамены в профильные учебные заведения порой бывают не легче вступительных экзаменов в ВУЗ. Тут могут помочь подготовительные курсы, которые существуют практически при всех хороших гимназиях и лицеях, то есть вашему ученику придется кроме уроков в школе ходить еще и на занятия при гимназии или лицее. Игра стоит свеч, если подросток уже определился с полем своей будущей деятельности.
В Москве их не так много, принимают туда не по прописке, а после сдачи настоящих экзаменов. Гимназия – это образовательное учреждение, которое ведет углубленную подготовку в основном по гуманитарным дисциплинам с 5 по 11 класс. Программа обычных школ ограничивается общеобразовательным стандартом. Программа же гимназий – это еще и расширенное дополнительное обучение.
Обычной школе достаточно обучить хотя бы одному из иностранных языков – желательно английскому. В гимназиях учат два языка – например, французский или немецкий. Причем, первый вводится уже в начальной школе, а второй – с 5-го или 6-го класса. Ребенок может быть протестирован как по всем школьным предметам, так и по одному профильному. И если уровень его подготовки будет недостаточно высок (будут выявлены пробелы в некоторых областях курса), то вам могут предложить зачисление в школу со следующего учебного года при условии восполнения недостающих знаний.
Лицей – среднее учебное заведение, главная задача которого – специализированная подготовка старшеклассников (8-11 классы) к поступлению в вузы. В старшей школе лицея осуществляется обучение по разным профилям: историко-филологическому; социально-гуманитарному; социально-экономическому; экономико-математическому (специализированные классы при ГУ-ВШЭ); медико-биологическому (специализированные классы при Первом МГМУ им. И.М. Сеченова – «Сеченовский лицей»); психологическому (специализированные классы при факультете психологии МГУ им. М.В. Ломоносова); физико-математическому.
«Переходить в специализированную школу в средних классах нужно по тестированию, – рассказывает Вера Ланина , – даже тем, кто в этой же школе учился в младших классах. К этому времени ребенок уже во многом определяется. Я сама с тестами переходила из английской школы в математическую, в 9-й класс. Своих там брали тоже после тестов, поэтому класс получился ровно сильным. Мои родители ни к решению о переходе, ни к процессу тестирования и перехода отношения не имели, но и не возражали».
«Сын после курсов подготовки поступил в университетскую школу на Ходынке (средняя общеобразовательная школа при Московском городском педагогическом университете). На основе тестирования принималось решение о приеме», – поделилась со мной Катя Овчинникова.
Надеюсь эта статья поможет вам, дорогие родители, не повторять моих ошибок и сориентироваться в огромном мире школ.