"Соль" и "Благовония": легально - не значит безвредно
Наркотики человечеству знакомы с давних пор. Прием этих веществ порой вызывает приятные переживания, и этот факт притягивает к ним людей, но и о развитии зависимости от наркотических веществ было известно всегда. Люди знали, что начав прием наркотика, человеку достаточно сложно остановиться, и на определенном этапе он уже готов на все, чтобы добыть зелье. Поэтому источники наркотических веществ в древнем мире были в основном под запретом для простых смертных и использовались для ритуалов и особых случаев знатью и жрецами.
Позже, когда наркотики перестали быть частью ритуала, а стали служить для развлечения, они быстро показали свою черную сторону. Любые деньги и любые средства отдавались зависимыми, не глядя, за еще одну дозу. А если есть такой верный спрос, то появляются и предложения. При этом цена на предложения может расти довольно быстро и достигать значительных цифр. Что делать наркоманам? Пускай сами решают. Наркопроизводство и наркоторговля стали бизнесом, который делал деньги буквально из дорожной пыли. Бизнес, куда вкладывались центы или копейки, которые очень скоро превращались в миллионы.
Удовольствий никогда не бывает достаточно. Люди стали стремиться создавать все более и более сильные вещества, которые быстрее и сильнее привязывали наркомана к ним и давали больше сильных впечатлений. Этого можно было добиться с помощью химии и знания особенности биохимии и физиологии мозга. К веществам растительного происхождения стали химическим путем «приделывать» дополнительные химические группы, модифицируя их действие. Так появились «дизайнерские наркотики».
Химики креативят
Кажется, что поток креативности химиков в направлении создания наркотических веществ должен был уже иссякнуть, но этого не происходит. Мозг еще мало исследован, а у нелегальных химиков и производителей всегда есть деньги и хорошая мотивация проводить глубокие исследования в области физиологии мозга. Так делаются открытия, которые потом используются для создания более сильных наркотиков.
Развитие нелегальной науки идет скачками. Через определенные периоды времени «ученые» синтезируют новый «наркотический хит», который создает эпидемию и связанные с ней социальные проблемы. Так пришли в общество экстази, крэк и метамфетамины. Но наркобизнес на этом не остановился.
В настоящее время рынок захватывает новый наркотик, который может продаваться под несколькими названиями. Это «соль для ванн» или «растительные благовония». На самом деле эти вещества не имеют ничего общего ни с солью для ванн, ни с благовониями. Они просто внешне похожи на них и позволяют ввозить их в страны под видом невинных продуктов.
Что касается «солей для ванн», то на самом деле это не средство для купания, а смесь «дизайнерских» метамфетаминов.
Туда обычно входят:
- мефедрон ( 4-MMC);
- 4-метилендиоксипировалерион ( MDPV);
- пировалерион;
- метилон.
Мефедрон является производным катинона, вещества из африканского растения ката. Открыт он был во Франции, аж в 1929 году, а потом забыт до 2003 года, когда и был вновь синтезирован. По слухам и непроверенным данным ресинтезировал его известный химик, занимающийся изучением психоактивных веществ, Александр Шульгин. В 2004 году мефедрон стал синтезироваться и продаваться в Израиле под названием hagigat. Довольно быстро это вещество правительством страны было объявлено вне закона. Однако и тут заинтересованные лица «подсуетились» и модифицировали вещество. Фармацевтическая компания Neorganics, так как прежний продукт не был запрещен,стала продавать новый препарат под названием Neo doves.
В 2007 году мефедрон стал появляться и в других странах уже в виде синтезированного «на местах» наркотического вещества. В 2009 в Великобритании данный наркотик стал продаваться на музыкальных фестивалях. Иногда при продаже он именовался, как «экстази», хотя на самом деле им не являлся.
Теперь же продавцы его представляют потенциальным покупателям, как безвредную «соль для ванн» и «травяное благовоние». В период с 2009 до 2010 года потребление наркотика возросло в 1664 раза.
США в 2011 мефедрон признали нелегальным веществом, и торговлю им запретили. Однако производители не дремлют и в обороте уже находятся новые химические модификации мефедрона, которые еще пока не внесены в список незаконных.
В России мефедрон, и другой компонент «солей для ванн», метилон, были внесены в список наркотических нелегальных препаратов в 2010 году. Но насколько известно, «соли» не производятся в России, а в основном поступают из Китая, где препараты также находятся под запретом.
Другой «модный наркотик» носит название «травяные благовония». Туда, кроме метамфетаминов входят еще и синтетические каннабиноиды. Эти вещества являются химически модифицированным действующим веществом марихуаны, каннабисом. Впервые они появились на нелегальном рынке Европы в 2004 году, под названием «Спайс» (Spice). В него входит сама марихуана с добавлением «химии». Синтетические каннабиноиды в гораздо большей степени связываются с соответствующими рецепторами головного мозга, в отличие от каннабиса из растительного сырья. В отношении механизма действия этих веществ, мнения экспертов пока расходятся. Одни считают их практически безвредными, но есть мнение, что они могут вызвать поражение головного мозга. Но так как в «Спайс» входят не только производные конопли, но и метамфетамины, разговора о его безвредности быть не может.
Основной опасностью исходящей от «солей» и «благовоний», кроме зависимости, является развитие психозов с высокой степенью агрессивности. У некоторых людей, принявших данный наркотик, развивается параноид. Это состояние связано с ощущением, что одурманенного человека окружают враги, и у него нет никакого от них спасения. Другие жалуются, что во время интоксикации ощущали себя «истинным злом». В этом состоянии зависимые склонны нападать на окружающих.
Наркоманы в состоянии параноида обычно используют нож для атаки на других или совершают суициды, в том числе и расширенные (убивают не только себя, но и родных по бредовым мотивам). В отличие от метамфетаминовых психозов с агрессивными действиями, истории таких нападений звучат как сценарии фильмов ужасов.
Так, например мужчина напал на бездомного, сорвал с него одежду и пытался «отъесть» ему лицо. Жертва, подвергшаяся нападению, лишилась зрения и получила серьезные увечья лица.
Другой зависимый от «соли для ванн», Риан Фолей, после пятидневного употребления «соли» в марте 2011 года вломился в Монастырь св. Анны и пытался зарезать спящего священника.
Мужчина в Сан-Диегобессмысленно нападал и бил прохожих на улице, находясь вероятно под действием данного наркотика.
Естественно, не все случаи употребления «соли» настолько яркие. Но все эти препараты, как большинство галлюциногенов и стимуляторов, вызывают довольно насыщенный психоз с нарушениями поведения. Люди, находящиеся под действием наркотика, ведут себя неадекватно, явно видят несуществующие предметы и лица вокруг себя, высказывают странные идеи, бывают испуганы или агрессивны. Контакт с ними бывает затруднен. Они отвечают невпопад, не узнают родных или знакомых.
Не существует каких-то кардинальных свойств или признаков, чтобы в бытовых условиях отличить один препарат из группы «солей» от другого. Как уже говорилось выше, это не одно вещество, а смесь нескольких.
Законодательство серьезно не поспевает за признанием новых веществ, входящих в состав «солей для ванн» и «благовоний» наркотиками. Чтобы признать новое вещество незаконным, требуется ряд процедур. Сначала необходимо выделить это вещество из смеси, очистить его, доказать хотя бы на животной модели, что оно оказывает то или иное действие. Но человек и мышь имеют массу отличий, и то, что оказывает влияние на животного, может не оказывать влияния на человека. Например, валерьянка на котов действует не так, как на людей. Поэтому ученым сперва необходимо собрать статистику об эффектах и последствиях потребления того или иного вещества.
Понятно, что в этом случае на людях испытания не проводят. Исследуют тех, кто добровольно, сам на себе пробует новые наркотические вещества. Но и там получается не все так гладко для быстрого заключения. Однако те, кто производит наркотики, обычно не сильно обременены формальностями и морально-этическими комплексами. Для них бывает достаточно и того, что товар будет пользоваться спросом. А как, в каких дозах и с какими последствиями он будет применяться - не их забота.
Существует мнение, что для признания вещества наркотическим и нелегальным, государственным учреждениям требуется 2 года. Т.е., 2 года наркоторговцы могут спокойно продавать товар, не опасаясь уголовного преследования.
А люди в это время проходят мимо рекламы наркотиков с указанием телефонов продавцов, не зная, о чем там говорится.
Подростки обычно очень легко относятся к данному наркотику. В их понимании «легальный» означает «безвредный», а не тот, который еще не внесли в реестры запрещенных веществ. Снимает тревогу и страх приема тот факт, что препарат очень недорог и легко доступен. Кроме того, родители, видя у своего чада пакетик с надписью «соли для ванн» или «благовоние», далеко не всегда опознают в нем угрозу здоровью ребенка.
Россия не изолирована от основных современных наркотических трендов. Соли проникают и к нам. Все чаще регистрируется их продажа даже сертифицированными торговыми точками. Бывает, что продавцы даже и не знают, что за вещество они продают, и удивляются необычному спросу на обыкновенное косметическое средство. Учитывая то, что «соль» бывает составлена из кардинально новых химических веществ, полиция не всегда может изъять вещество, так как оно является фактически легальным, и, часто бывает, что даже из официальных источников неизвестно, как оно действует на употребивших его людей.
По этой причине родителям очень важно знать о том, что собой представляет продукт под безобидным названием. Увы, ситуация такова, что в первую очередь необходима осведомленность родителей и информирование самих подростков о том, что «соль» совсем не безобидна.