Призывная АБВГДейка
Тема призыва в армию будет актуальной до тех пор, пока эта самая призывная армия будет существовать. Не будем обсуждать ее целесообразность — это не совсем по теме сайта. Те, кто уже приценились к «белому» билету по ценам производителя, либо придумали, где будут прятать ребенка, пока ему не стукнет 27, дальше могут не читать. А мы поговорим о том, что нужно знать остальным родителям. Благо мне есть что рассказать: пять лет я возглавлял гарнизонную военно-врачебную комиссию в крупной учебке, так что все огрехи и военкоматов, и родителей проходили мимо меня в количестве 12-13 тысяч человек ежегодно.
Куда же без бумажки
Первоначальная постановка на воинский учет, она же «приписка», проводится, как сказано в законе «О воинской обязанности и военной службе», в период с 1 января по 31 марта в год достижения гражданином возраста 17 лет. Медицинское освидетельствование проводят гражданские врачи-специалисты: хирург, терапевт, невропатолог, психиатр, окулист, оториноларинголог, стоматолог. В качестве источника информации о состоянии здоровья на протяжении жизни в основном используется амбулаторная карта из районной поликлиники. Это освидетельствование ничем не отличается от проводимого при призыве на военную службу, поэтому говорить будем просто о «медицинском освидетельствовании».
Впрочем, если юноша идет «на медкомиссию» в военкомат впервые, то имеет смысл захватить с собой все имеющиеся на руках документы, касающиеся здоровья. Не лишним будет сделать нотариально заверенные копии заключений, справок, выписок и прочих медицинских бумаг, потому как документы иногда имеют очень нехорошую привычку теряться в самый неподходящий момент. Относится это в первую очередь к тем, у кого есть какие-либо хронические заболевания, врожденные дефекты и прочее.
Все остальные документы военкомат запрашивает самостоятельно. Из медицинских учреждений запрашиваются всевозможные карты, выписки, рентгенограммы, протоколы исследований и т.п., из диспансеров — списки лиц, состоящих на диспансерном учете, а также переболевших в течение последних 12 месяцев инфекционными и паразитарными болезнями (по некоторым из них полагается отсрочка от призыва). Запрашиваются также органы соцзащиты, внутренних дел, специальные школы. То есть собирается максимум медицинской информации.
Еще до освидетельствования (но не ранее, чем за месяц до него) в военкомате делается флюорография (если она не проводилось или в медицинских документах отсутствуют сведения о данном исследовании в течение последних 6 месяцев), анализ крови и мочи. Непосредственно в день обследования проводится измерение роста и массы тела.
Как рыба об лед
Тут кроется первая засада. Граждане юноши предпочитают на «приписке» молчать, изображая героя-подпольщика на допросе в гестапо. Что в корне неверно. Задача допризывного медосвидетельствования — выявить потенциальных «негодников» и распределить их лечебным учреждениям на обследование, с составлением акта исследования состояния здоровья. Чем ближе будет дело идти к призыву, тем сложнее это будет сделать.
Поэтому в 17 лет вопрос «Жалобы есть?», который задает любой врач медкомиссии — вовсе не из праздного любопытства или формальности. В данном случае врач в военкомате — союзник, а иногда и последняя надежда.
Так что не молчать! Жаловаться в полный рост, особенно, если для этого есть хоть какие-то основания. Современное Расписание болезней предоставляет невообразимо широкие возможности для желающих откосить по здоровью на совершенно законных основаниях.
Но то же самое Расписание — по-военному четкий документ. Если написано в статье: «два обострения в течение года» — значит, в амбулаторной карте должно быть не менее двух эпикризов о стационарном (желательно) или амбулаторном лечении по поводу обострения данной конкретной болячки с результатами исследований и анализов, данное обострение подтверждающих, за последние 12 месяцев. Один эпикриз уже не подойдет. За 12 месяцев и 1 день — тоже.
Написано «ограничение подвижности на 20°», значит заветный пункт статьи начинает применяться только с этой цифры, а не с 19 и даже не с 19,9. Поэтому если у вашего сына есть «подходящее» заболевание, его нужно пестовать и лелеять, документировать и хронологировать в строгом соответствии со статьями Расписания, благо оно не скрывается, как во времена СССР, за секретным ведомственным приказом, а объявлено постановлением правительства и доступно для всех желающих.
Обследование
Итак, врачи не смогли с первого раза определиться — и направляют юношу на обследование. Может он отказаться? Да запросто. Пишет отказ, и решение принимается по имеющейся на данный момент информации. Только обязательно нужно зафиксировать отказ в письменной форме лично, а не через родственников. В противном случае это будет считаться уклонением от медицинского обследования по направлению призывной комиссии, то есть административным (пока что) правонарушением.
Но в любом случае все-таки лучше согласится. Во-первых, обследование совершенно бесплатное. Во-вторых, направят не в самую плохую клинику — их список согласуется военкоматом с местными властями и абы куда класть не будут, вопрос денежный (за обследование платит федеральный бюджет). В-третьих, неплохой шанс узнать реальное положение вещей в собственном организме.
Можно ли настаивать на обследовании в другой клинике, по своему выбору? Вполне. Существующие законы позволяют выбирать и клинику, и врача. Только одно уточнение: в этом случае за все платить будет заказчик, то есть вы. Практика показывает, что заключения «своих» и «военкоматовских» клиник очень редко когда различаются, так что дело вкуса.
С 2008 года действует очень интересная штука, называется «независимая военно-врачебная экспертиза». То есть, по большому счету, призывник может обратиться в любую военно-врачебную комиссию, если он уже прошел военкоматовскую и категорически не разделяет ее точку зрения. И после получения заключения независимой ВВК, если она не совпадает с решением военкоматовской, военкому придется чесать репу и находить выход из сложившейся ситуации. Даже если заключение «независимых» запоздает, призывника скрутят и в скрученном состоянии доставят в часть. После того, как документ таки доберется до военкомата, юношу придется вернуть, ну а дальше он может спокойно подавать в суд на военкомат за незаконный призыв, прецеденты уже имеются, с немалыми выплатами.
Годники
Наконец-то все закончилось, медики все для себя выяснили и выносят свой вердикт: годен к военной службе. В документах он может выглядеть, например вот так: «Б, ПП-3», или «А-1», или «Б-2». Поясню, что означают эти совершенно непонятные на первый, второй и третий взгляд цифро-буквенные сочетания.
Первая буква — это категория годности к военной службе. «А» — годен к военной службе, «Б» — годен к военной службе с незначительными ограничениями. Различаются эти две категории только войсками, куда можно направить призывника, и специальностями, которым его можно в армии обучать.
Вот как раз для обозначения этих различий и требуется вторая часть шифровки, именуемая «показателем предназначения». Его обозначают либо буквами ПП и цифрой от 1 до 4, либо просто цифрой, которую пишут сразу после обозначения категории годности. Чем больше цифра, тем серьезнее ограничения в выборе родов войск и воинских специальностей. Все эти ограничения содержатся в специальном приложении к Положению о военно-врачебной экспертизе, которое именуется Таблицей дополнительных требований к состоянию здоровья граждан (ТДТ), а сами показатели предназначения указаны в статьях Расписания болезней (графа I).
Несколько примеров. Для желающих попасть в спецназ, морскую пехоту или ВДВ, в документах должен стоять показатель предназначения 1, категория годности — «А» («А-1» или «А, ПП-1»). Кроме того, рост — не ниже 170 сантиметров (а для спецназа и морских пограничных частей рост не должен превышать 185 сантиметров), хотя в сухопутные погранцы примут и от 155 см. В ВДВ не возьмут призывника весом более 90 кг или нормальным весом, но зрением ниже 0,6 на оба глаза без коррекции.
В танкисты не возьмут призывника ростом более 175 сантиметров, а алиментарное ожирение второй степени, не препятствующее прохождению военной службы в целом, закроет доступ к доброй половине родов войск. Ну а если при категории годности «Б» определен показатель предназначения 4, то светят так называемые «остальные части Вооруженных сил РФ», в том числе пехота, железнодорожные войска и знаменитый стройбат.
Так что по большому счету есть два варианта действий: либо максимально «додавливать» до «негодного» диагноза, либо, если объективных данных не хватает, резко становиться по максимуму здоровым, хотя бы на уровне ПП-2.
Негодники
Негодники могут быть двух видов: с категорией «В» — ограниченно годен к военной службе и с категорией «Д» — не годен к военной службе. И хотя между этими двумя категориями существует значительная разница, практика показывает, что и «В»-эшники в армию не попадают. И вот почему.
«Д»-эшники — полностью потерянные для армии люди. То есть абсолютно. Их попросту исключают с воинского учета. Впрочем, многие из заболеваний, дающих эту категорию годности, и для гражданской жизни не самые лучшие спутники. Например, ВИЧ-инфекция, активный туберкулез легких с распадом тканей, лепра, рак любой локализации, гемофилия, эпилепсия, тяжелые последствия травм, выраженные врожденные дефекты и так далее.
А вот ограниченная годность «В»-эшников подразумевает, что армии они еще пригодятся. Но только в том случае, если завтра война. То есть в военное время они служить будут, но на нестроевой службе — например, в тех же медсанбатах, госпиталях, других тыловых частях и подразделениях. Как правило, ограниченно годными признаются люди с хроническими заболеваниями, когда функция органов и систем нарушена умерено или незначительно — например, различные формы мигрени с частыми (3 и более раза в год) и длительными (сутки и более) приступами.
А теперь, внимание, вопрос: как доказать, что приступ мигрени длился, например, 22, а не 24 часа? Или приступов было не 2, а 3? Достаточно, чтобы в амбулаторной карте была соответствующая запись невропатолога, ну и, естественно, соответствующий мигренозный анамнез тоже. Таким образом, страдающий мигренью гражданин призывного возраста в армию не попадет ни при каком раскладе. Хотя развитие современных диагностических методик объективизации боли типа фМРТ в скором времени может превратить этот достаточно распространенный способ законно «откосить» в чрезвычайно редкий.
Раньше «В»-эшников переосвидетельствовали каждые 3 года. Но практика показала, что это бесполезно, дождаться от них годности не представлялось возможным. Так что положение это отменили и категория «В» также дается пожизненно.
Важный нюанс: по некоторым статьям проходят хирургические заболевания. Например, наличие варикоцеле (варикозного расширения вен семенного канатика) II степени делает юношу негодником. А если ему будет проведена операция, то через полгода после нее он превращается в тыкву годника. Но принудить к хирургическому лечению никто не может. Знаю несколько случаев, когда после получения военного билета с категорией годности «В», уже на следующий же день бывший призывник ложился на операцию и далее жил долго и счастливо (а запущенное варикоцеле может быть причиной бесплодия и других неприятностей). К счастью, врачи не обязаны сообщать в военкоматы о подобных случаях.
Временные негодники
Осталась только одна не рассмотренная категория годности — «Г» — временно не годен к военной службе. Другими словами — отсрочка от призыва по медицинским показаниям. Категория, как следует из ее названия, временная, она обязательно должна перейти в какую-нибудь другую. И если обладатели буквы «В» в заключении комиссии в армию, как правило, не попадают, то обладатели буквы «Г», как правило, туда попадают.
Например, после перенесенного острого вирусного гепатита, паратифа или брюшного тифа, потенциальный призывник не годен к военной службе в течение 6 месяцев после окончания стационарного лечения. То есть, получает полугодовую отсрочку. Если через 6 месяцев со стороны его желудочно-кишечного тракта никаких отклонений не наблюдается, человек идет служить. То же касается, скажем, сифилиса и других инфекций, передающихся половым путем.
Следующий интересный момент, это статья 13 Расписания болезней, пункт «г». Сюда относится такое интересное состояние, как недостаточность питания, нехватка веса, говоря другими словами. Если индекс массы тела (который определяется по специальной таблице) значительно ниже нормы, то страдалец подлежит стационарному обследованию и лечению (читай — открому). Предоставляется полугодовая отсрочка для приведения своей массы тела в соответствие со своим ростом.
Если же через полгода никаких заболеваний не нашлось, работоспособность (по специальным тестам) не снижена, масса тела стабильна или хотя бы чуть-чуть растет, призывник может разучивать «Не плачь девчонка» и собирать вещи. При этом он получает категорию годности «Б», показатель предназначения 3, что есть не самый лучший из возможных вариантов.
Отсрочки также даются после операций, травм — на восстановление функций, и только потом проводится освидетельствование.
Будьте здоровы или будьте готовы
По итогам 14-летнего пребывания в рядах медицинской службы Вооруженных Сил имею сказать следующее: человека намного проще не призвать, чем потом уволить по болезни. Поэтому не надо идти ни на какие сделки с военкоматом из серии «Давайте мы вашего больного сына призовем, а его потом быстро из войск вернут». На «быстро вернуть» в реальности уходит до полугода!
К сожалению, план призыва военкоматам никто не отменял и за его невыполнение дерут гораздо интенсивнее, чем за процент возврата. Поэтому грести будут всех. Из своего опыта могу перечислить, кто оказывался в войсках:
• травматическая ампутация кисти правой руки;
• укорочение правой ноги на 5 см;
• врожденное отсутствие яичек (анорхизм);
• задержка одного или двух яичек в брюшной полости (крипторхизм);
• неоперированная косая паховая грыжа (знатная такая, мошонка с кишками в ней — это зрелище не для слабонервных);
• состояние после нефрэктомии (удаления почки) с вооооооооот таким рубцом;
• запущенное неоперированное варикоцеле (варикозное расширение вен яичек)
• отсутствие левого глаза (последствие травмы), вместо глаза — протез;
• несколько пациентов психиатров, причем после того, как у них отобрали таблетки (у всех призывников отбирали), они очень резво и дружно обострились; было весело;
• внутривенные наркоманы, которых в части начало «ломать»;
• юноша, который проходил гормональную терапию перед операцией по смене пола.
Впрочем, «отличались» и родители. Были случаи, когда специально «терялись» все медицинские документы, а потом, когда приходилось общаться с родителями, они говорили, что просто хотели «подлечить сыночка в армии».
Были и еще более ушлые и юридически подкованные мамы-папы, в основном крупногородского происхождения, которые шли на подлог, чтобы потом срубить с минобороны денег. Но их афера не удавалась только потому, что они недостаточно тщательно подчистили документы и в одной из больниц осталась в архиве настоящая, а не отредактированная история болезни. Всякое было, в общем, грешили не только военкоматы.
Еще раз повторю: если у ребенка есть какое-либо заболевание, заранее изучите Расписание болезней, проконсультируйтесь со специалистами, причем с теми, кто сталкивался с военно-врачебной экспертизой и знает «подводные камни» и специфику документов, и начинайте заранее собирать бумаги. Оформленные так, как написано в статьях Расписания болезней.
Впрочем, бывают и другие ситуации — юноша с детства мечтает служить в ВДВ, заработал черный пояс по всем единоборствам сразу, разбивает кирпичи силой мысли, но при этом имеет небольшие проблемы со здоровьем, которые в соответствии с ТДТ перечеркивают ему путь в десантники. Значит, нужно приложить максимум усилий, чтобы к моменту призыва он был здоров.
Одним словом, здоровьем сына надо заниматься в любом случае. И помнить, что медики скорее примут сторону призывника, нежели военкомата, потому как им на план призыва начхать всем до единого.
Читайте также:
Ориентируемся в лесу: правила новичков
Дмитрий Малявкин: «Стоит только поверить, что ты — вечный мальчишка»
Алексей Азаров: «Отец-друг может очень мощно продвигать ребенка»