Право

Новые поправки в Семейный кодекс — 2020: чем они грозят россиянам

© Depositphotos

Уже сейчас в соцсетях активно обсуждаются эти и другие инициативы законотворцев.

14 июля 2020 года члены Совета Федерации во главе с Еленой Мизулиной передали на рассмотрение в Госдуму законопроект «О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации в целях укрепления института семьи». Последний раз поправки в Семейный кодекс вносились 15 лет назад. И, видимо, плановых изменений накопилось немало.

Сенаторы предлагают внести 112 поправок практически в половину статей текущей редакции кодекса. В частности, стало известно, что в России хотят запретить людям одного пола усыновлять детей. Данные ограничения могут коснуться и трансгендеров – тех, кто ранее сменил пол. Согласно другой поправке, россиянам будет запрещено возвращать ребенка в детский дом через три года после усыновления.

Вместе с Викторией Дергуновой, адвокатом, партнером BGP Litigation, к.ю.н., мы решили разобраться, как изменение формулировки в тексте закона может отразиться на жизни каждого гражданина России.

Виктория Дергунова

Родители вправе воспитывать ребенка самостоятельно, а также привлекать для этих целей родственников, фактических воспитателей и (или) специалистов.

Одно из громких дел, связанных с привлечением специалистов к воспитанию ребенка, в СМИ получило название «Девочка из ПМЦ». Родители фактически оставили ребенка на попечение центру «Мать и дитя», где девочка росла без необходимой социальной адаптации, фактически предоставленная сама себе на протяжении 6 лет. Если закон призван защитить семью и ребенка, то не очень понятно, из чьих интересов действует государство, отдавая ребенка на воспитание третьим лицам.

В текущей редакции может быть множество толкований, но самое страшное, что история «маугли», которые выросли без семьи, родной или приемной, с такой формулировкой может стать не ужасным исключением, а правилом.

Сенатор Совета Федерации РФ Елена Мизулина

© РИА Новости/Владимир Федоренко

В законопроекте предлагается убрать текущую формулировку «Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих)» и полностью убрать понятие «жестокое обращение», потому что, исходя из новой редакции, за жестокое обращение с детьми (покушение на их половую неприкосновенность) больше не будут лишать родительских прав. Также законопроект предлагает закрепить, что обеспечению подлежат только «законные» интересы ребенка.

Принятие этой поправки фактически разрешит насилие над ребенком в семье, положение которого приравнивается к бесправному.

Если весь мир борется за то, чтобы у детей были собственные адвокаты и их интересы принимались во внимание в равной степени с интересами родителей, то мы в данном случае идем собственным путем в другое направление.

Создается впечатление, что ребенок становится собственностью родителей, которым предоставляется полная свобода в выборе методов его воспитания с абсолютным правом не пускать никого за закрытые двери.

Елена Мизулина на заседании

© РИА Новости/Илья Питалев

Презумпция добросовестного родительства: ребенка можно забирать из семьи только в случае лишения родительских прав или ограничения в них.

Лишить родительских прав можно будет только после того, как вина родителя будет доказана вступившим в силу приговором по уголовному делу за совершение преступления против жизни и здоровья в отношении другого родителя, супруга (не родителя ребенка), иного члена семьи и самого ребенка, либо по истечении срока, на который родитель был ограничен в родительских правах.

Во-первых, сужение оснований лишения родительских прав похоронит институт усыновления в нашей стране в принципе, а во-вторых, простыми словами, это значит, что все то время, что идет суд по лишению или ограничению в родительских правах (как правило, не менее 3 месяцев), ребенок будет продолжать жить в семье, в которой ему может быть не безопасно, где его могут истязать, например, воспитывая гречкой, как в небезызвестной истории.

Такие изменения направлены на решение проблемы по факту ее свершения, но никак не направлены на профилактику и недопущение насильственных действий.

© Depositphotos

На смену жестокому обращению с ребенком как основанию для лишения родительских прав, пришли «антиобщественные действия», за которые в правах уже могут если не лишить, то ограничить.

Под «антиобщественными действиями» в данном случае может подразумеваться участие родителей в митингах или каких-то общественных движениях. Мы знаем прецеденты, когда в прошлом году родителей пытались лишить в правах за то, что они взяли ребенка на политический митинг в Москве.

В тот раз обвинению не удалось отстоять свою позицию, в текущей редакции слабая позиция будет уже у родителей.

Предлагаемые поправки очевидно направлены на то, чтобы ограничить вмешательство государства в семейные отношения. Вместе с тем законопроект фактически приравнивает укрепление семьи предоставлением ее самой себе, защиту прав детей – стремлением оставить их родителям любой ценой, даже ценой их благополучия.

Фото: Visualrian.ru; Depositphotos

Давайте дружить в социальных сетях! Подписывайтесь на нас в Facebook, «ВКонтакте» и «Одноклассниках»!