Право

Насилие с телеэкранов: мифы и реальность

Насилие с телеэкранов: мифы и реальность

Ребенка трудно полностью оградить от окружающего мира. Да и не стоит этого делать, если планируется, что ребенок будет жить в этом самом мире. Вокруг нас и любовь, и насилие, и радость и горе. Как эти события дозировать? Как расценивать уровень насилия, который видит ребенок?

Наверное, еще с перестроечных времен, когда в Россию хлынул поток боевиков и фильмов ужасов, не утихают дискуссии о том, как это влияет на психику ребенка. Длительное время наша страна была в большой степени ограждена от всякого экстрима на экране. Если кого и убивали в фильме, то он очень красиво падал на землю, раскидывал руки и уж самое жуткое, что режиссёр себе мог позволить – это пятнышко крови в месте попадания пули. Ну, может, еще тоненький коротенький ручеек крови. И тут, вдруг – горы трупов, кровь потоками, внутренние органы наружу. Чего уж говорить, зрелище с непривычки не для слабонервных. А для детей, тем более.

Но это у россиян был такое резкий медиапереход. На Западе проблема фильмов и мультфильмов, содержащих сцены насилия стояла уже довольно давно. Насилие на экранах было частью поп культуры. Да, многие говорили, что это дурно влияет на психику, особенно детскую. Ведь как же здоровый человек может выдержать созерцание 62 убийств за время просмотра Рембо-2? Взрослые еще могут от этого абстрагироваться, а дети тут же начинают играть в Рэмбо. Сразу напрашивается вывод, что ребенок если уж не после фильма, то через какое-то время приступит к убийствам.

Мое детство проходило в советские времена, когда все насилие сводилось к тем самым пятнышкам и ручейкам. Сверстники все лето носились вокруг дома с оторванными от деревянных упаковочных ящиков досочками – автоматами. Они друг в друга стреляли, и даже пытали «фашистов» или «партизан», но никого за всю свою последующую жизнь не убили. Сейчас мальчишки тоже бегают и играют в войну. Правда теперь у них вместо досочек пластиковые автоматы и пистолеты, и кроме «паф-паф» они еще имитируют удары карате. На первый взгляд разницы, по сути, мало.

Одной из фундаментальных и самых впечатляющих работ на тему влияния изображения насилия с телеэкранов является эксперимент Бандуры с куклой Бобо (аналог неваляшки). Суть его заключалась в следующем. Были взяты две группы детей, одной из которых взрослые демонстрировали агрессивное поведение по отношению к игрушкам, второй - неагрессивное. Затем детей перевели в другую комнату, где стоял большой Бобо-неваляшка. Малыши, наблюдавшие агрессивное поведение взрослых, начинали бить и пинать куклу, те же, кто не видел агрессии на предыдущем этапе, вели себя с Бобо корректно. На основании эксперимента Бандура сделал вывод, что дети перенимают агрессивную модель поведения взрослых и продолжают ей пользоваться даже тогда, когда агрессию им никто не демонстрирует.

Вывод работы вполне логичный и корректный, хотя впоследствии подвергся критике. Но эксперимент Бандуры был немедленно перенесен на насилие с экранов телевизоров: если ребенок будет смотреть большое количество передач с насилием, он рано или поздно начнет себя агрессивно вести.

После исследования Бандуры было проведено множество дополнительных исследований, которые уже были нацелены на просмотр ТВ программ. И правило вроде бы тоже подтверждалось. Если дети смотрели фильмы и сериалы с обилием насилия, то вели себя они тоже более агрессивно. В результате в США было выпущено несколько законов, ограждающих детей от агрессивной информации и зрительных образов насилия.

Однако, несмотря на обилие подтверждающих негативное влияние телевизионной агрессии на детей, существует и много критических замечаний. 

Насилие порождает насилие

Психолог Джонатан Фридман, университет Торонто, провел анализ данных литературы о влияния насилия транслируемого по ТВ и агрессивностью детей. Так он нашел, что многие корреляции (зависимость насилия, наблюдаемого по телевизору и агрессивного поведения) не верны. Другими словами, не обязательно то, что показывает зависимость на графике, будет зависеть одно от другого. К примеру, если осенью температура воздуха падает, а птицы улетают на юг, не значит, что отлет птиц вызывает снижение температуры воздуха. Более того, выводы об отрицательном влиянии ТВ делаются на основании экспериментов, поставленных в лабораторных, а значит не естественных для обследуемых детей, условиях и отдаленные результаты экспериментального воздействия не рассматриваются.

Вместе с тем, Surgeon General, информационный сайт министерства здравоохранения США, в 2001 году опубликовал отчет, что медианасилие может вызвать только кратковременное влияние на поведение детей. Более того, в довольно большом количестве статей упоминается, что изначально агрессивные дети чаще выбирают программы с присутствием насилия. Этот фактор очень часто дает смещение результатов в сторону вредности ТВ.

Ну, и каждый, наверное, может обратиться к своему опыту. Как часто вы смотрели в детстве фильмы с насилием? Как часто теперь вы прибегаете к физическому насилию в своей повседневной жизни? Получается, что влияния массмедиа не так уж однозначны. В чем секрет? Видимо, самого факта наблюдения агрессивного поведения с экрана не достаточно. Судебный психолог Хелен Смит, автор книги The Scarred Heart: Understanding and Identifying Kids Who Kill, обращает внимание на то, что гораздо чаще дети становятся агрессивными и прибегают к насилию, если они сами являются объектом насилия в семье. И телевизор в этом плане играет не такую уж и большую роль. В этом случае дети действительно копируют агрессивных взрослых, но тех, с которыми живут, а не тех, кого показывают по телевизору.

Детский и подростковый психиатр, Линн Понтон, считает, что основной проблемой является не сам телевизор и передачи. Проблема в том, что дети часто остаются один на один с их сложностями и неурядицами у телевизора. Они не получают поддержки и помощи от родителей, когда в них нуждаются. По этой причине они вполне могут брать телевизионные сценарии для решения собственных проблем. Кроме всего прочего само по себе избыточное времяпровождение у телевизора может вызвать проблемы с поведением и депрессию. И то, и другое может вести к агрессии, направленной против себя и окружающих.

Но ребенка трудно полностью оградить от окружающего мира. Да и не стоит этого делать, если планируется, что ребенок будет жить в этом самом мире. Вокруг нас и любовь, и насилие, и радость и горе. Как эти события дозировать? Как расценивать уровень насилия, который видит ребенок? Ведь, к примеру, колобок съеден совершенно нагло и вероломно лисой, которая вроде бы хотела песенку его послушать. Практически в любой сказке добро борется со злом, и зло нередко фатально погибает. Зло, конечно, не жалко, но, это таки, насилие!

  1. Родителям, в первую очередь, самим, надо определиться с желаемым безопасным уровнем агрессии и насилия, который ребенок может наблюдать в своей жизни. Сразу стоит заметить, что дети агрессию и насилие в окружающей среде воспринимают не так, как взрослые. Особенно, что касается книг, мультфильмов и фильмов, где «понарошку». Для детей смерть и болезнь имеют совсем другое значение. Взрослые же гораздо чувствительнее и тревожнее ко всему, что с этими событиями связаны. Описание «подлетает к пауку, шашку вынимает, и ему на всем скаку голову срубает» и для детей и для взрослых не окрашены переживанием смерти, крови и насилия. Это небольшой переходный момент от появления героя-комара к «на тебе краса девица, я теперь хочу жениться». Кроме того в сказках смерть и насилие – скорее метафора, чем конкретное событие. По этой причине о насилии как таковом там пишут мало, только как о факте (вытащил меч и убил Кощея Бессмертного).

А еще могут быть различные произведения, где насилие – основная или связующая тема. Например, в историях про войну вполне нормально говорить о том, что солдаты убивают врага, а враг стреляет в солдат, ранит их и убивает.

Стоит хорошо подумать над тем, разрешать ребенку смотреть передачу, если сцен насилия и анатомических подробностей больше, чем нужно для понимания основной идеи фильма. К примеру, если режиссёру не удается донести до зрителя идею, что герой – жестокий человек, без расчленения десяти тел. Или чтобы показать, что солдат погиб в бою, авторы фильма раскладывают кишечник убитого веером перед зрителем.

  1. Передачи и фильмы, которые смотрят дети, должны соответствовать их возрасту. Многие родители стремятся усадить ребенка за более взрослые и сложные темы «для развития». Но дети могут понимать информационную часть, а с эмоциональной составляющей далеко не всегда бывают способны справиться. Часто родители ссылаются на то, что если ребенку, к примеру, не рассказать о войне все, вплоть до мельчайших подробностей, то это означает ложь. Увы, сейчас и многие взрослые не могут ответить на вопрос об ужасах войны «а зачем?». Ребенку это еще сложнее понять. Тем более взрослый человек может и отказаться смотреть то, что ему неприятно и страшно. Родители же детей в таких случаях редко спрашивают или делают это формально.

  2. Универсальный совет – меньше телевизора, больше общения с другими людьми. В этом случае, даже если ребенок видит что-то неподобающее с экранов телевизоров, то на практике, общаясь с друзьями, он легко может обнаружить, что телевизионные рецепты не работают. Если кого-то ударить, то человеку будет больно, он расстроится, больше не станет дружить. Другими словами достаточное общение дает возможность ребенку скорректировать свое поведение.

  3. Обычно родители уже довольно негативно настроены к рекламе. В первую очередь, потому что с ее помощью в детскую голову проталкивается мысль, что если купить товар А, то на тебя обрушится счастье. Кроме того, в рекламе могут демонстрироваться эпизоды насилия, которые легко входят во внутренний мир ребенка вместе с образами рекламируемого товара (Shanan, Hermans, Aluman (2003))

  4. Многие родители ратуют за увеличение количества образовательных и просоциальных (направленных на формирование социальных навыков) программ. Ребенок и развлекается, и развивается интеллектуально. В этом году польза от таких передач была подтверждена еще и в отношении коррекции агрессивного поведения у детей. В тех случаях, когда передачи с элементами насилия заменялись на образовательные, поведение ребенка улучшалось.

И, конечно, самое главное, это доверительное отношение с родителями и достаточное совместное времяпровождение. Хорошие отношения в семье – главный фактор, предохраняющий от развития агрессивного поведения среди детей и влияния содержания телевизионных программ на детскую психику.

Историю исследований влияния тв-насилия на детей можно посмотреть здесь.