Как помочь без денег: альтернативное волонтерство
Выбирая путь благотворительности, каждый человек решает для себя, каким образом ему удобнее помогать. Можно купить ребенку-сироте новую игрушку, а можно стать его другом, старшим наставником, который научит его общению, расширит его кругозор и поможет приспособиться к жизни в обществе. О волонтерах-наставниках мы поговорили с руководителем благотворительной программы «Старшие Братья Старшие Сестры»Романом Склоцким.
– Роман, расскажите, что собой представляет программа наставничества, и почему называется «Старшие Братья Старшие Сестры»?
– Наша программа занимается тем, что подбирает волонтеров-наставников для детей из детских домов и интернатов. Основная цель такой работы заключается в том, чтобы помочь детдомовскому ребенку подготовиться ко взрослой жизни через индивидуальное общение со взрослым волонтером. При этом программа не предусматривает устройства детей в семью: речь идет скорее о дружбе между ребенком и волонтером, как если бы они был друг другу братья или сестры. Отсюда и название – «Старшие Братья Старшие Сестры».
Не секрет, что выпускники детских домов не подготовлены к самостоятельной взрослой жизни и не знают очевидных, на наш с вами взгляд, вещей. Например, что на работу нужно ходить каждый день, что мясо нужно хранить в холодильнике, что чай может быть несладким (в детском доме разливают подслащенный чай из общего котла). Представляете, с какими гораздо более серьезными ситуациями может столкнуться выпускник детского дома во взрослой жизни?
Когда в жизни ребенка появляется волонтер-наставник, очень часто это бывает первый человек в жизни ребенка, который заботится именно о нем и хочет помочь именно ему, а не группе и не детскому дому в целом.
– Как давно существует организация?
– Мы были зарегистрированы как общественная организация в июне 2003 года. Формально в этом году мы отпраздновали свое десятилетие. Однако реальное развитие программы началось в 2007 году с момента открытия офиса в Москве. Нужно сказать, что все эти годы программа реализовывалась в регионах (Киров, Пермь, Тамбов, Йошкар-Ола, Ярославль) силами энтузиастов. В Москве же мы наняли штат профессиональных психологов и социальных работников, которые каждый день работают с детьми и их наставниками для того, чтобы поддержать их и обеспечить максимально комфортные отношения в паре «волонтер-ребенок». Мы осознали, что такая модель развития гораздо более устойчивая и эффективная. И именно по такому образцу мы открываем нашу программу в Санкт-Петербурге в сентябре этого года.
– Какие интересные проекты были за прошедшие году?
– Наверное, сложно представить себе другую деятельность, где их было бы такое же огромное количество. Из недавнего: в июне мы провели в Парке Горького фотовыставку, посвященную Дню защиты детей, где представили истории детей и наставников. Наша задача была показать обычным людям, что благотворительность — это не только помощь тяжелобольным и сбор денег. Можно помогать и своим временем. Если говорить вообще про волонтерство, то мы продвигаем идею осознанного, системного волонтерства – в противовес разовым волонтерским акциям. И это особенно важно, когда речь идет о детях.
– Знаю, что вы параллельно еще руководите театральным проектом неслышащих актеров «НЕДОСЛОВ»?
– В этом проекте я сам занят как волонтер. Правда, я помогаю проекту как организатор. В нашем театре играют профессиональные актеры, которые лишены слуха. Это фантастически талантливые ребята, которые ставят не менее талантливые пластические спектакли. Когда человек живет с глухотой, природа компенсирует это невероятно подвижной мимикой лица, выразительностью жестов, гибкостью и чувствительностью. Например, если спросить у моих глухих друзей: «Это хороший человек или плохой?», они тут же тебе ответят, и в 99% случаев это окажется правдой. Проверено лично.
Актеры «НЕДОСЛОВа» поражают меня своей приверженностью. Это вовсе не инвалиды в нашем с вами понимании. Они свободные, привлекательные люди, которые днем, к примеру, работают грузчиками на заводе гвоздей, толкателями тележек в супермаркете или сортировщиками писем на почте, а вечером приходят в театр и играют Маркеса и Ричарда Баха. Я не перестаю восхищаться ими!
– Над чем вы работаете сейчас?
– В этом году 15 октября мы проводим конференцию под названием «Большие проблемы маленьких детей: социальная адаптация сирот». Она пройдет в Общественной палате РФ. Мы решили организовать конференцию для того, чтобы привлечь внимание общественности к проблеме социальной адаптации детей-сирот. На наш взгляд, эта тема откровенно обходится стороной на уровне государства и в обществе, и мы хотим привлечь к дискуссии органы власти, некоммерческие организации, детские сиротские учреждения, бизнес, волонтеров. В России огромное количество детей-сирот, которые каждый год покидают пределы детских домов и оказываются неспособными к самостоятельной продуктивной жизни. Если вы пойдете на Курский вокзал и пообщаетесь там с бездомными, то каждый второй из них (если не каждый первый) будет выпускником детского дома. Сейчас ведется много дискуссий о реформе системы сиротских учреждений, об устройстве детей в семью. Но есть конкретные дети, которые уже никогда не попадут в семью. И задача нас, взрослых, заключается в том, чтобы разработать и внедрить эффективные практики социальной адаптации таких детей.
Участие в конференции абсолютно бесплатное, и принять участие в ней может каждый желающий, кому интересна данная проблематика. Для этого нужно просто зайти на сайт конференции http://conf.nastavniki.org/и зарегистрироваться в качестве участника. Более того, если будут желающие выступить с докладом, мы будем рады рассмотреть такие предложения.
В одном из блоков данной конференции мы проведем краткий тренинг для потенциальных волонтеров-наставников нашей программы, на котором расскажем про особенности психологии детей-сирот, зачем им нужна поддержка взрослого наставника и как преодолеть возможные сложности в общении с детдомовским ребенком. Тренинг будет проводить моя коллега Наталия Холостова, профессиональный психолог, которая стояла у истоков нашей программы в Москве.
– В чем именно заключается проблема социальной адаптации детей-сирот?
– Я уже говорил о том, что выпускники детских домов абсолютно не подготовлены ко взрослой жизни. Представьте, что вы выросли в детском доме. Вы всегда жили в группе из 8-10 человек, у вас не было своего личного пространства и вещей. За вас всегда все решали, и говорили, чем вы будете заниматься сегодня с 16-00 до 18-00 и завтра с 09-00 до 12-00. К вам постоянно приходили спонсоры (особенно это касается Москвы) и заваливали подарками. Вы никогда не могли выбрать, что вы хотите поесть на ужин. И самое главное — у вас НЕТ НИКОГО в этом мире! Да, у большинства детей есть родители, но по понятным причинам они редко появляются в детском доме или не появляются вовсе. Один раз я был на дне рождения мальчика в детском доме. День рождения праздновался с одногруппниками и воспитателем. Зашла женщина, было видно, что она злоупотребляет алкоголем. Она подарила подарок, посидела полчаса и ушла. Это была его мать. Она приходит к нему раз в год. И все.
Представили? А теперь представьте, была ли бы у вас хоть какая-нибудь мотивация быть успешными в жизни, добиваться чего-то, становиться самостоятельными после того, как вы всю свою сознательную жизнь прожили в таких условиях.
Волонтер становится для ребенка старшим товарищем, ролевой моделью и часто значимым взрослым, на которого ребенок может ориентироваться, с кем он может общаться совсем по-другому. Благодаря волонтеру для ребенка открывается новый, интересный, увлекательный мир. Мы проводим исследования эффективности нашей программы, и уже сегодня можем сказать, что у ребенка, участвующего в программе наставничества более года, повышается уверенность в себе, инициативность, нормализуется общее эмоциональное состояние, развиваются коммуникативные навыки и иногда растет успеваемость в школе. Это крайне важные вещи для формирования гармоничной личности.
– Что собой представляет наставничество?
– Наставничество — это системная, осознанная деятельность, направленная на поддержку ребенка в трудной жизненной ситуации или любого другого человека. Мы не судьи, мы не гении, мы обычные люди. И нужно понимать, что волею судьбы в такой ситуации мог оказаться каждый из нас. Поэтому главная задача наставника - не судить, не учить, не оценивать, а просто принять ребенка. Таким, какой он есть. С двойками, с гиперактивностью, с невоспитанностью и с целым ассортиментом других «достоинств», которые есть у каждого. Часто сам факт принятия уже сам по себе творит чудеса. Ребенок понимает, что его приняли и поняли таким, какой он есть, возможно, первый раз в его жизни. И только потом начинается тонкая, кропотливая, интереснейшая работа, чтобы научить ребенка чему-то полезному, раскрыть его таланты, интересы, поддержать его в трудные моменты, показать новые возможности.
К сожалению, в нашей стране наставничество как явление пока не очень распространено, и мне бы хотелось, чтобы это стало нормой жизни для многих взрослых, состоявшихся в жизни, людей.
– Кто может стать наставником?
– Наставником в нашей программе может стать любой человек старше 18 лет. Нам важно, чтобы вы просто были хорошим человеком. Зрелым, ответственным, понимающим.
Поскольку к нам приходят самые разные люди, мы должны убедиться в том, что ваша мотивация достаточно сильная, и поддержать вас в этом. Мы проводим с потенциальными наставниками интервью, психологическое тестирование, проводим тренинг, просим принести рекомендации от друзей или коллег, а также справки из органов внутренних дел и от психиатра. Все это позволит нам удостовериться в ваших добрых намерениях и лучше понять вас, ведь очень важно сформировать пару «наставник-ребенок» так, чтобы обоим участникам было в ней максимально комфортно и полезно.
– Сложно ли наставнику подружиться с ребенком из детского дома? Как найти к ним подход?
– Да, сложно. Ребенок видел в своей жизни огромное количество приходящих и уходящих взрослых (воспитатели, спонсоры, волонтеры на праздниках), и он не будет раскрываться вам до тех пор, пока не увидит, что все это искренне, всерьез и надолго. Наставник должен быть терпеливым, мудрым, понимающим и не ждать сиюминутной отдачи. И, конечно, не ждать никакой благодарности от ребенка. Наверное, только когда ему будет 25 лет, он поднимет трубку, позвонит вам и скажет «Знаешь, я тебе очень благодарен за все, что ты для меня сделал».
– Сколько сейчас таких волонтеров-наставников?
– Сегодня у нас программе участвует 180 волонтеров-наставников, которые соответственно, помогают 180 детям.
– Скажите, как можно оказать помощь через вашу благотворительную программу?
- Во-первых, можно стать наставником в нашей программе. Для этого нужно отправить заявку на нашем сайте www.nastavniki.org. Кроме этого, нам необходима финансовая поддержка как частных лиц, так и компаний. Это поможет нам поддерживать работу службы психологов и предоставлять помощь детям. Еще нам всегда нужны творческие люди (фотографы, дизайнеры, маркетологи), которые придумают и реализуют новые идеи по продвижению нашей программы. И вообще, мы всегда рады новым знакомым, друзьям и партнерам.