Как перестать упускать время и большие возможности
Бриджит Шульте, автор книги «Мне некогда. В поисках свободного времени в эпоху всеобщего цейтнота» , с трудом находила время на то, чтобы успевать выполнять ежедневные обязанности. Она не понимала, как ей организовать себя, чтобы стать по-настоящему продуктивной мамой и женой. Но ей удалось не только привести в порядок свое расписание, но и научиться жить более счастливой и полноценной жизнью.
|
|
| Купить и скачать
|
«У женщины, которая буквально разрывается на части между напряженной работой штатного корреспондента The Washington Post и образом заботливой матери, приносящей в детский сад индейку на День благодарения и одновременно готовящей слайды для показа в пятом классе, есть тридцать часов свободного времени в моей обычной неделе.
Мой список дел никак не заканчивается. На протяжении двадцати лет я веду семейный бюджет. Корзина белья для стирки стала такой огромной, что можно запросто сделать из нее бассейн для дочки. На работе я вечно занята тем, что договариваюсь с другими родителями, кто повезет детей на балет или в музыкальный кружок. Дома я постоянно читаю электронную почту, пишу ответы, планирую интервью и готовлю материал для статей. Все время отвечаю: «Я сейчас!» Слышу, как моя дочка качает куклу и, подражая мне, говорит: «Дай мне еще минутку!» А потом она клеит мне на лоб желтые стикеры, пока я сижу за компьютером, чтобы напомнить, что я должна подняться к ней в комнату и рассказать сказку на ночь.
Элен Перкинс, социопсихолог из австралийского Университета Гриффита, говорит, что результаты опроса канадцев, в котором принимали участие более тридцати тысяч представителей работающих семей, показали, что почти 90% респондентов испытывают «ролевую перегрузку»: они пытаются сделать как можно больше дел, чтобы отвечать требованиям, которые к ним предъявляют их работа и жизнь. Этот дефицит времени обходится слишком дорого. В масштабном правительственном отчете «Конфликт рабочего и личного времени в Канаде в новом тысячелетии» Министерство здравоохранения Канады подчеркивает, что все больше людей страдают от перегрузок на работе и дома. Растет число депрессий и тревожных состояний. С увеличением количества рабочих часов и уменьшением времени, отведенного на отдых, люди чаще болеют, становятся более рассеянными, а их работа – непродуктивной и безынициативной. Только лишь в 2001 году недостаток времени обошелся бизнесу и системе здравоохранения страны в 12 млрд долларов. В исследовании говорится: «Связь между количеством рабочих часов и перегруженностью, физическим и духовным истощением людей говорит о том, что подобное положение вещей в дальнейшем недопустимо».
Как построить свой идеальный график
Даже матери-домохозяйки, которых не учитывают в исследованиях из-за того, что они занимаются домом и детьми, ощущают нехватку времени. У современных женщин список задач никогда не заканчивается… Нам все время приходится думать о делах, и это дает сильный эффект нехватки времени. Эта ментальная ловушка настолько распространена среди женщин, что у нее есть свое название. Ученые называют ее «загрязненное время». Это продукт, полученный вследствие перегрузки ролей (когда вы работаете и одновременно несете ответственность за домашнее хозяйство и детей) и многозадачности. Мозг становится полностью загруженным не только рабочими делами, но и заботами о доме, детях и всем остальном.
Чтобы всего этого избежать, попробуйте выполнить интересное упражнение. Заполните график предыдущей недели с учетом того, что было сделано. Это достаточно просто.
Когда задание будет завершено, спросите себя, что бы вы еще сделали, если бы у вас было больше времени. Сон, чтение, наведение порядка, путешествия. Чего вам действительно хочется?
А теперь посмотрите на свой график. Где время для ваших увлечений в графике? Если вы не найдете его, возьмите новый листок. Подумайте, что такое время. Да, вы не можете управлять временем. Время – величина постоянная. В неделе всегда было, есть и будет 168 часов. Единственное, что вы можете делать, – это выбирать для себя какое-либо занятие и делать его вовремя. И занятым людям следует осознать одну простую вещь: вы никогда не сможете сделать все, что хотите или должны.
Когда мы умрем, наша электронная почта по-прежнему будет заполнена новыми письмами. Наш список дел по-прежнему не будет выполнен до конца. Но только мы уже ничего не успеем сделать. 80% электронной почты, которую мы получаем, не имеет никакого отношения к нашим делам, но мы тем не менее тратим только на ее просмотр и сортировку девятнадцать с половиной недель в год. 80% вашего списка дел не представляет никакой ценности. Посмотрите, дела никогда не заканчиваются. Это жизнь. Вы никогда не закончите с неприятными делами, чтобы начать получать только удовольствие. Поэтому вам нужно научиться решать. Чего вы хотите достичь в этой жизни? Что для вас важно прямо сейчас? А теперь представьте себе, что то, что представляет такую важность в этот момент, не будет таковым через два года. Все всегда меняется.
Начните с самого главного.
Некоторые люди настолько смешивают работу и жизнь вне офиса, что продолжают читать рабочую почту на футбольных тренировках детей или контролируют няню с ребенком из офиса. Они как будто жонглируют сотней шариков и самоуверенно считают такой подход самым лучшим. Но если такая «интеграция» заставляет чувствовать нехватку времени и перегрузку. Отрицательная сторона этого подхода (делать все и сразу) заключается в том, что такие люди постоянно чувствуют напряженность и не концентрируются на том, что необходимо сделать. Мы не можем принимать правильные решения. Поэтому мы продолжаем раздваиваться между домашними и рабочими делами, что приводит к весьма посредственным результатам и большому разочарованию.
Гуру тайм-менеджмента говорят, что следует побороть в себе внутренние конфликты, которые ослабляют силу воли и мыслительные процессы, мешая таким образом достичь новых высот и суперэффективности.
Людям свойственно работать в пульсирующем режиме, который позволяет циклично тратить и восстанавливать силы. Сердце бьется. Легкие делают вдохи и выдохи. Мозг излучает волны. Мы засыпаем и просыпаемся. Даже процесс пищеварения происходит ритмично. И, по его словам, мы точно так же работаем, переключаясь с интенсивной работы на отдых и восстановление сил. Работа «идеального сотрудника», говорит он, измеряется часами, поэтому они стараются отработать большее количество часов. Мы игнорируем ощущение усталости, скуки или раздражения и просто идем вперед. Но это вовсе не означает того, что наша работа получается лучшей. Шварц говорит, что современные люди потеряли способность ценить отдых, возможность восстановить силы и спокойно провести время. Поэтому совсем не удивительно, что, учитывая усталость от длительного рабочего процесса и наличие постоянных отвлекающих факторов, лишь менее 10% опрошенных работников говорят, что они могут продуктивно думать в течение рабочего дня.
И здесь важно учитывать результаты исследований психолога Андерса Эрикссона из Университета Флориды. Эрикссон наблюдал за молодыми скрипачами из престижной Академии музыки в Берлине и старался выяснить, что позволяет им стать лучшими в учебе. Этот ученый широко известен благодаря своей теории о том, что человек может добиться значительных высот в своем деле после десяти тысяч часов целенаправленных тренировок.
Исследование Эрикссона показало, что лучшие скрипачи не только много репетировали, они репетировали целенаправленно. Они начинали с самого утра, когда заряд бодрости у них был силен, и обычно интенсивно занимались с перерывами каждые полтора часа, но в сумме не более четырех часов в день. Лучшие скрипачи больше отдыхали. Они дольше спали по ночам и спали днем после обеденного перерыва. Люди, ставшие лучшими в своем деле, работают интенсивнее, чем большинство из нас, но при этом отдыхают и восстанавливают свои силы настолько же хорошо, насколько хорошо они работают». Постоянная работа без перерывов – это верный путь к посредственным результатам. Ученые уже давно знают, что во время сна мозг собирает воедино всю информацию и получает навыки путем создания новых эффективных взаимосвязей между нервными клетками.
Сиднейские нейрофизиологи обнаружили, что процесс создания нейронных связей продолжается и днем, когда мы отдыхаем. В лабораторных экспериментах они выяснили, что те студенты, которые во время учебы делали регулярные перерывы, показывали лучшие результаты на когнитивном тестировании, чем те, кто учился дольше и без остановок. Ученые утверждают, что непрерывные работа, учеба и любое занятие разрушают естественный «пульсирующий» цикл создания новых взаимосвязей на уровне нейронов.
Импульсы – деактивация и последующая активация мозга – способствуют повышению концентрации внимания. В процессе эволюции мозг научился обнаруживать перемены и реагировать на них, всегда учитывая опасность. Как только эффект новизны пропадает и мозг привыкает к чему-то, он больше не концентрируется на постоянно присутствующих визуальных, звуковых или тактильных раздражителях, точно так же как вы, например, не замечаете одежду на своей коже. Психологи из Университета Иллинойса дали пятидесятиминутное задание участникам одного из экспериментов. Выяснилось, что лучшие результаты показала та группа, которой были предложены два коротких перерыва.
Отдых положительно влияет и на креативность мышления. Ученые выяснили, что те люди, которые находят время помечтать, получают больше баллов при прохождении тестов на творческое мышление. И существует очень хорошее биохимическое обоснование того, почему лучшие мысли и внезапные вспышки озарения появляются не в процессе рутинной работы (привет всем «идеальным сотрудникам»), а, например, во время принятия душа.
Учитесь работать в импульсном режиме. Идея в том, чтобы свести к минимуму постоянную многозадачность, перемену ролей и метания между домом и работой подобно бабочке под горящей лампой. Нужно создать непрерывные периоды для концентрации на работе в течение дня. А еще найти больше времени на семью, не отвлекаясь при этом на посторонние дела. Когда наступает время работы, отключайте электронную почту и телефон. Когда проводите время с семьей, делайте то же самое.
Выделяйте определенное время каждый день на выполнение нескольких домашних дел. Концентрируйтесь на работе, зная, что сложными домашними делами займетесь позже.
Что нужно сделать еще?
• Находите время для перерывов и думайте о том, что для вас наиболее важно. Выделяйте для себя наиболее значимые дела, список которых в итоге сократится до трех. Все остальное отметься под пунктом «прочие 5%». Это те малозначительные вещи, которые не должны требовать от вас больше 5% времени и сил. Нужно начинать с главного и оставлять совсем немного времени на 5% прочего.
• Берите с собой маленькую записную книжку. Вы можете использовать приложение на смартфоне для записи мыслей, идей или беспокойств, которые появляются тогда, когда меньше всего их ждешь.
• Тренируйте силу воли и научитесь избавляться от «усталости от принятия решений» с помощью создания ритуалов, которые станут частью повседневного графика. Подумайте, какие дела вы можете выполнять на автомате. Так, чтобы их выполнение не требовало от вас осознанных решений. Положите спортивную одежду на ночь недалеко от себя и утром у вас не возникает вопроса, идти ли на пробежку.
• По утрам выбирайте ЧТО-НИБУДЬ одно, что будет для вас самым важным в течение всего дня. То, что вы будете делать в первую очередь, пока, как говорят ученые, мозг еще свеж и более восприимчив.
• Старайтесь в течение дня проверять электронную почту в определенное время. Конечно, если у вас нет дедлайна и вы не ожидаете срочной работы. При этом старайтесь отвечать на письма сразу.