Право

Государственный сад - на родительские деньги?

Государственный сад - на родительские деньги?

Два года назад в Республике Татарстан наконец-то озаботились проблемой отсутствия достаточного количества детских садов. Для решения проблемы была объявлена республиканская президентская программа "Бэлэкеч" ("Малыш"), в рамках которой садики начали: строить, возвращать здания дошкольных учреждений, снова в пользование детским садам и создавать дополнительные группы. Открывали новые детские сады с помпой, торжественно, в присутствии главы республики, мэра, министра образования, чиновников из администрации. А потом начались трудовые будни...

Мы сидим тесным кружком на маленьких детских стульчиках. 12 родителей (мамы, папы и один дедушка) детишек-трехлеток кропотливо высчитывают, во сколько же обойдется замена старого рваного линолеума в нашей второй младшей группе и как бы это поделикатнее преподнести необходимость уплатить нужную сумму остальным неявившимся на родительское собрание. Нужная сумма – не пять и не десять тысяч рублей, а всего-то тысяча с небольшим. Но вот уже полчаса мы яростно спорим, где и у кого заказывать, чтобы подешевле.

"Я не прошу покупать игрушки, посуду, обогреватели, как раньше, в этой группе самая насущная проблема – замена пола", - говорит заведующая. Мы согласно киваем, а кто-то из пап спрашивает, надо ли будет после сбора этих денег покупать канцелярию, постельное белье и бытовую химию, как в прошлом году? "Конечно", отвечает заведующая. "Вы поймите, - горестно добавляет она, - всё, что есть у садика – это вы и ваши деньги…"

Два года назад в Республике Татарстан наконец-то озаботились проблемой отсутствия достаточного количества детских садов. Дети "вдруг" стали рождаться, а садиков (тоже "вдруг") стало сильно не хватать (с 2003 по 2007 годы, к примеру, их не строили вообще). Для решения проблемы была объявлена республиканская президентская программа "Бэлэкеч" ("Малыш"), в рамках которой садики начали, во-первых, строить, во-вторых, возвращать здания дошкольных учреждений, занятые в 90-е годы другими организациями, снова в пользование детским садам, в-третьих, создавать дополнительные группы.

Программа работала ударными темпами. В Казани садики строились, в первую очередь, в новых районах, там, где их особенно не хватало. Таким образом, в прошлом году по программе "Бэлэкэч" было построено 23 детских сада, еще один открылся по муниципальной программе, в 51 детском саду открылось 64 дополнительные группы – в 2011 году путевки получили 5 692 ребенка (эти сведения сообщил в декабре того года начальник управления образования казанского исполкома Ильсур Хадиуллин).

Открывали новые детские сады с помпой, торжественно, в присутствии главы республики, мэра, министра образования, чиновников из администрации. Радостные родители вздыхали с облегчением: наконец-то ребенок пристроен.

А потом начались трудовые будни. И новые муниципальные сады, как и все прочие, принялись зарабатывать деньги на собственное содержание – ведь почти все дошкольные учреждения в Казани уже несколько лет находятся в автономном управлении.

И тут выяснилось, что родительских денег катастрофически не хватает. По словам заведующей детского сада №280 в Советском районе Казани, в который ходит моя трехлетняя дочь (обычного муниципального, невысокой категории), нынче ребенок государству обходится в 3 900 рублей. Родители пока оплачивают 20-25% этой суммы, то есть от 750 до 900 рублей. Весной на родительском собрании речь шла о том, что оплату повысят – до 40%. Садик наш старенький, требует ремонта, но ремонтные перспективы – очень отдалены. Протекающую крышу, например, починили на третий год спринтерского забега заведующей по инстанциям. Второй год на игровых площадках веранды стоят без крыш. Их сняли в прошлом году по указанию управления образования, как представляющие опасность – они были сделаны из шифера. На новые, безопасные железные крыши, денег нет.

Вот и получается, что государство в лице управления образования фактически выделяет средства только на зарплату сотрудников и оплату детского питания. Все остальное делается исключительно за счет родительских денег. Если садик новый и большой, ему присвоена высокая категория, то, вероятно, в смету закладывается некая сумма на ремонт и приобретение оборудования. А в некоторых садах (таких, как наш) денег едва хватает на коммунальные услуги.

Руководство детсадов выкручивается как может. Зарабатывают на дополнительных услугах – иностранные языки, фитнесс, кислородные коктейли, бассейн, футбол и много-много чего еще. Доходит и до перегибов на местах: бывает, разнообразные развивающие кружки заменяют детям прогулки, как пожаловалась на популярном казанском форуме supermamki.ru мама пятилетки:

"Дети вообще не гуляют, спросила воспитателя, та говорит, что у детей каждый день кружки и занятия. … Когда речь шла о кружках, мы и не знали, что они заменят прогулки на свежем воздухе. Лично мне важнее, чтобы мой ребенок каждый день получал порцию свежего воздуха, и я не согласна заменять их кружками".

Также начинает понемногу проявлять себя еще одна проблема. Новые садики, построенные в рекордные сроки, не всегда блещут качеством. Местами настолько, что хоть капремонт сразу после открытия делай. Полы неровные, окна вываливаются, крыши текут, по углам плесень. Один из построенных по программе садиков (№28 в Ново-Савиновском районе), например, закрылся через полгода после начала работы, как несоответствующий нормам безопасности – прямо на игровой площадке лежал электрокабель и стояла трансформаторная подстанция (а это 6-10 000 киловольт). Здание спешно закрыли, садик в итоге не работал около трех месяцев.

Проблема сомнительного качества новостроек хорошо знакома казанцам по соципотечным домам (совсем недавно на совещании в Доме правительства глава республики Рустам Минниханов признался, что ему стыдно за качество жилья, построенного по программе соципотеки). Может быть, в обоих случаях причина в том, что строят эти здания по остаточному принципу?

И все это вместе только добавляет напряжения, поскольку проблема очереди в детсады решена не до конца – на сегодня полностью обеспечены местами только дети от 3 до 7 лет (за 2012 год создано 13 170 новых дошкольных мест), но для двухлетних проблема актуальна по-прежнему. Программа же "Бэлэкэч" была рассчитана только на год. В нескольких районах города новых детсадов не появилось вовсе, что привело, в частности, летом прошлого года к митингам молодых мам у здания татарстанского кабинета министров. Их проводили родители, присоединившиеся к общероссийскому движению "Российским детям – доступное дошкольное образование".

О нерешенности проблемы могут рассказать и родители тех детей, кто вроде бы получил путевку, но в детский сад минимум в получасе ходьбы или даже в паре остановок от дома. Да и просто поменять садик на другой, например, при переезде в другой район – значит ждать его еще несколько месяцев.

Ведь рождаемость в республике год от года увеличивается. В июле министр здравоохранения республики Айрат Фаррахов озвучил на совещании о демографической ситуации такие цифры: только за первое полугодие 2012 года в Казани детей родилось на тысячу больше, чем в прошлом году. Этому очень радовался мэр города Ильсур Метшин, призвавший не останавливаться на достигнутом и принять посильное участие в росте рождаемости чиновников исполкома (у него самого, кстати, четверо детей).

В 2012 году в Казани планировалось открыть еще 11 детских садов, но уже в рамках частно-государственного партнерства. Как тот, что совсем недавно появился на первом этаже соципотечного дома в большом спальном районе Азино. Стоимость месячного пребывания ребенка здесь – 10 000 рублей, при средней казанской зарплате тысяч в 18. Непонятно, почему частный сад понадобилось строить именно в соципотечном доме, жители которого вряд ли смогут платить эту сумму каждый месяц. Представители мэрии, правда, заверили, что оплата будет скорректирована, если учреждение получит право на получение муниципальных субсидий.

До конца года на первых этажах жилых домов в Казани планируется открыть еще пять таких детсадов, с оплатой от 10 до 15 тысяч рублей в месяц.

#

…Мы так ничего и не решили. Договорились, что соберемся еще раз, а пока будем обзванивать неявившихся и радовать их новостью об очередном сборе денег. В нашей группе – 27 детей, глядишь, наберем и на линолеум, и на укладчика. Правда, все детки сразу соберутся в лучшем случае на 1 сентября, а в течение года приходить будет дай бог половина – остальные будут болеть. Мне кажется иногда, это из-за того, что здание старое - что-то похожее на внутрибольничную инфекцию в роддомах.

"А что, РОНО вам совсем ничего не выделяет?", - спрашивает одна мама. "Ну бывает, остается у них тысяча-две. Мы их на бинты-йод-вату тратим, больше-то ни на что не потратишь…", отвечает заведующая…

_ Читайте также: _
Адаптация к детскому саду, или "Дайте жалобную книгу"
Доступность детского сада: о чем молчат чиновники
Детские сады Казани