Право

Детская безопасность: как снизить скорость транспорта во дворах

Детская безопасность: как снизить скорость транспорта во дворах

Особое устройство улиц и дизайн пространства влияет на водителей больше, чем дорожные знаки, камеры и штрафы. А использование определенных технических и архитектурно-планировочных решений, может быть эффективнее введения новых правил.

Способов «приручить» дорожное движение и сделать улицы более безопасными для пешеходов, в особенности для детей, больше, чем можно предположить. Концепция замедления движения (англ. Traffic Calming) появилась в Европе несколько десятилетий назад и сегодня широко применяется во многих странах от США до Новой Зеландии. Идея была проста – пешеходы решили «отвоевать» себе безопасное пространство для жизни. И нашли для этого новые способы. Оказалось, что особое устройство улиц и дизайн пространства влияет на водителей больше, чем дорожные знаки, камеры и штрафы. А использование определенных технических и архитектурно-планировочных решений, может быть эффективнее введения новых правил. Все началось с «жилых дворов», которые были созданы в Голландии в 1960-х годах. Первая специально спроектированная зона успокоения движения в России появилась в Санкт-Петербурге после реконструкции Малой Конюшенной улицы.

Создать спокойную зону – это прежде всего снизить скорость движения автомобилей. Все предельно просто. Серьезность увечий при столкновении пешехода с автотранспортом напрямую зависит от скорости. Одно дело попасть под машину, которая шла со скоростью 15-20 км/ч и совсем другое, если автомобиль ехал 60 км/ч. Разница в скорости может стоить жизни. Вторая задача – уменьшить поток автомобилей. Проще говоря, в жилых, детских и прилегающих к ним зонах машин должно быть меньше и ездить они должны медленнее. Итак, что же можно предпринять?

«Лежачие полицейские»

Простой и действенный способ снизить скорость движения. Специальные возвышения на проезжей части, которые первоначально назывались «спящий полицейский», стали применять в начале XX века. Знаков предупреждающих о том, что в данной зоне действует ограничение скорости, порой бывает недостаточно. Всегда найдутся те, кто «больше всех спешит». Зато пронестись на всех парах по «лежачим полицейским» обычно не решаются даже самые поспешные водители. Свою машину жалко каждому. Размещают такие возвышения во дворах жилых домов, рядом со школами, детскими садами и в других зонах, где скорость не должна превышать 20 км/ч. Чтобы быть средством безопасности, а не ловушкой, которая без толку портит машины «полицейские» должны быть правильно оборудованы.

Обязательны знаки, предупреждающие о наличии «лежачих полицейских», а сами возвышения должны быть выделены специальной маркировкой, чтобы их было хорошо видно и в светлое и в темное время суток. У этого способа успокоения движения есть ряд недостатков. Повышается уровень шума и загрязнения воздуха, создается препятствие для быстрого проезда автомобилей специального назначения (скорые, пожарные и т.д.) Последнюю проблему иногда решают применением вместо «лежачего полицейского», возвышений дорожного полотна с изменением текстуры. По ним проще проехать крупному специальному транспорту.

Основное преимущество «лежачего полицейского» в том, что это сравнительно недорогой и очень эффективный способ сделать улицы более безопасными для пешеходов. Дворы жилых домов в больших городах уже давно перестали быть тихими и спокойными. В определенные часы по дорогам, отделяющим подъезды от детских площадок и скверов, машины могут проезжать со скоростью 60 км/ч и выше. Стоит ли говорить о том, насколько опасно это для детей, которые то и дело перебегают такие проезды и, как правило, не ожидают, что на них на большой скорости может вылететь машина. «Лежачие полицейские» защищают наших детей от безответственных водителей.

Такой переход отличается от обычной зебры тем, что он слегка приподнят. Получается, что-то вроде очень широкого «лежачего полицейского», по которому проходит пешеходный переход. Как правило, такие зебры устанавливают в зонах с напряженным и быстрым движением. Они позволяют существенно снизить скорость движения рядом с пешеходным переходом и сделать дорогу более безопасной. Кроме того, пешеход на таком переходе (в особенности ребенок) лучше виден водителю.

Всем известные «круги» имеют ряд преимуществ перед обычными перекрестками и разворотами. Их проектируют не только, чтобы создать место для клумбы или памятника. В жилых зонах, где много пешеходов и играют дети, кольцевые пересечения гораздо предпочтительнее обычных. В первую очередь, такие развязки замедляют движение автотранспорта. Применение кольцевого пересечения может сделать более спокойным движение сразу по двум или трем улицам, сократить очереди на повороты и количество ДТП, связанных с проездом на красный сигнал светофора. Правда все это возможно только в том случае, если кольцевая развязка правильно продумана и спроектирована. Обычные перекрестки можно сделать более безопасными, если установить на них специальные барьеры, препятствующие прямому проезду. Проскочить перекресток не дождавшись нужного сигнала светофора или не снизив скорость, становится практически невозможно.

Есть способы успокоения движения, которые требуют перепланировки улиц. Напряженность и скорость движения машин в жилых зонах можно уменьшить, если ликвидировать транзитное движение. Для этого сквозные улицы превращают в тупиковые, кольцевые, петлевые и т.д.
Движение автотранспорта по некоторым улицам иногда полностью или частично (как правило, в какую-то одну сторону ) прекращается. Это самый радикальный, но и самый действенный метод. В зонах отдыха, парковых и жилых зонах улицы или их участки могут быть оставлены только для пешеходов и велосипедистов. У этого способа успокоения движения столько же противников, сколько и сторонников. «Итак ездить негде», - вполне обоснованно рассуждают водители.

Но с другой стороны, ведь и ходить тоже уже негде. Мест, где с ребенком можно идти спокойно, не держа его постоянно за руку и не озираясь по сторонам, практически не остается. Сегодня даже во дворах, некогда тихих переулках, около школ и детских садов пешеход вынужден перемещаться мелкими перебежками, постоянно уступая дорогу, то одной, то другой несущейся машине. Правильное решение может быть принято только исходя из конкретной ситуации. Автомобилисты правы: проблем с нехваткой дорог, развязок, парковок в наших городах хватает. И все же не стоит забывать, что улицы существуют не только для автомобилей. А пешеход – это не абстрактное существо, которое только и делает, что портит жизнь водителю, это наши близкие, наши дети.

http://trafficcalming.org/effectiveness/