Право

Деловые родители: как организовать свой читательский клуб

Деловые родители: как организовать свой читательский клуб

Как организовать в своем городе читательский клуб, который объединит других родителей? Руководитель книжного магазина для родителей com-mod.ru Анастасия Ханина поделилась опытом решения основных трудностей: как найти помещение, какие книги выбрать и в каком ключе провести первое занятие?

Если вы верите в неслучайные встречи, то они и правда бывают. Мы столкнулись с моей будущей коллегой в длинной очереди супермаркета, обе месяце так на девятом, а это, вы знаете, сближает куда теснее общей бурной молодости. И пошло-поехало. Три года мы занимались одним и тем же – своими дочерями и сопровождающими вопросами, причем эти вопросы зачастую звучали не «как?», а «КАК???». Как кормить, как развивать, куда ходить, «за» мы или «против» динамической гимнастики, какие методы воспитания предлагает современная литература для родителей и что из нее действительно стоит читать, прав ли Масару Ибука, когда говорил, что «после трех уже поздно» или, наоборот, послушаться французов, которые сильно против раннего развития, потому что считают это насилием над личностью? Когда начинать читать детям и что им читать, если считаешь, что книжки-картонки и их иллюстрации убийственны для детского мозга? Что им покупать, так чтобы не дуло, удобно, не жарко, не холодно и, главное, не разорительно родителям?

Вообще-то мы довольно разные, раньше нам казалось, что общего у нас – только имена. Настя и Настя. Но с таким обилием вопросов и примерно одной и той же интонацией мы реально стали походить на «двоих из ларца, одинаковых с лица». Боюсь, в том ларце сидели еще пара сотен тысяч таких же родителей-новобранцев.

Помогать советом

Когда из новобранцев мы превратились в рядовых родительской армии, стало, конечно, полегче. Во всем разобрались, дошли где своим, где чужим умом – с помощью обучающих курсов, а где и вовсе интуитивно. Сели, выдохнули – и очень пожалели тех, кто идет в этой колонне после нас. На стыке двух желаний: помочь и желания бурной деятельности три месяца назад и родился проект «Комод» – онлайн-магазина детских книг и одежды. Название – суть всех наших к нему требований. Раз – по-домашнему уютный, с тщательно отобранным ассортиментом, заботливо разложенным по ящичкам. Два – милый и немного неожиданный: что-то там завалялось в дальнем углу? Но, главное, проект дал возможность реализовать то, что давно чесалось – помогать другим родителям, у которых нет времени и возможности разбираться в огромном море предлагаемых товаров. Важно, чтобы это был не разговор с продавцом, а беседа со старшей  подругой. «Какие повязки на горло стопроцентно спасут от ветра?» . «Хочу, чтобы ребенок читал, но с чего начать, какие книги подойдут к характеру и особенностям конкретного ребенка?» А давайте разберемся. Мы хотели помогать, консультировать и радовались, когда попадали в точку.

Сейчас будет небольшое лирическое отступление. Материнство, как бы мы тут не хохлились, процесс взаимообучаемый. Не только мы учим, но и нас учат. Учат главному – не загадывать наперед, не строить прогнозов и быть немножечко буддистом. Все равно не угадаешь, куда вынесет.

Через три месяца нас вынесло, на что мы вообще даже не замахивались – на формирование тренда «читающие дети и читающие родители».  Когда магазин только начинал работать, никто не делал ставки на детские книги. Казалось, что откровенно плохой ассортимент, который предлагают немногочисленные книжные магазины – следствие плохого спроса.

Полки детских отделов маленького города заставлены продукцией трех видов. Первая и самая массовая: книжки-картинки за символические 40 рублей, за чтение которых по-хорошему надо приплачивать. Стихи страшные, картинки аляпистые, а самый «писк» – огромные пластиковые глаза, которыми смотрят звери с картинок. Видимо, это должно веселить ребенка.

Вторая категория – красочные издания по мотивам «Смешариков», «Маши и медведя» и других основных мультфильмов. Они достаточно качественные, но всегда немного обидно за детскую литературу и немного за детей: неужели они не смогут заинтересоваться тем, что не мультфильм? Ну и третья категория, хорошая по содержанию, но зачастую провальная по иллюстрациям – так называемый «джентельменский набор» советской классики. Что читали нашим родителям и что они обязаны прочитать нам. Барто-Михалков-Чуковский-Маршак.

роберт сабуда

Такое ощущение, что о существовании мощной армии современных детских издательств, издающих российских авторов и зарубежную классику в маленьких городах знать не должны. Если сам не разберешься, не найдешь время, не узнаешь о существовании прекрасных «Розового жирафа», «Самоката», «КомпасГида», «Мелик-Пашаева» и прочих, не научишься заказывать их в федеральных магазинах, тебе ничего не покажут. Похоже, тайна.

Три месяца существования «Комода» показали, что все это сказка – отсутствие спроса. Вся беда – в незнании. Родители и дети хотят иметь хорошую библиотеку, хотят читать и узнавать новые книги, но – нужна помощь.  Потому что сесть и разобраться не всегда получается. Так, в придачу к блогу сайта, который, по замыслу, и должен был просвещать, родился проект детского читательского клуба.

Мечтали радостно и коллективно. Большинство клиентов «Комода» охотно присоединялись к процессу и высказывали свои пожелания об идеальном профильном детском центре. Вырисовался практически «Магазинчик за углом» из фильма «Вам письмо!»: уютный зал с книжными стеллажами, шоу-рум с одеждой и достаточно пространства для проведения образовательных «ништячков»: коллективного чтения, спектаклей по мотивам, изучение иностранных языков по литературным оригиналам, кулинарных мастер-классов, изготовления игрушек и поделок. В Новый год, конечно же, совместное обряжение елки в то, что было сделано своими руками и выпекание вкусного пирога. Семинары для родителей, просто место, где можно «зависнуть» с детьми, или, оставив их читать, пройтись по взрослым важным магазинам. Уютная по атмосфере вещь, под которую нужен либо хороший инвестор, либо хороший грант. Но надо же с чего-то начинать!

Слава богу, в нашем маленьком городе беда только с книжными магазинами, а с проявлениями творческой инициативы все в порядке. Есть куда приткнуться. На базе одного из торговых центров есть спонсируемая государством открытая площадка для проявления творческих инициатив: достаточно только записаться, аппаратуру и помещение предоставляют бесплатно. Если сам готов работать на волонтерских условиях – то всегда рады. На этой площадке и решено было проводить пробные заседания «Комода со сказками» – посмотреть, насколько инициатива  окажется востребованной самими родителями.

Чтобы провести коллективное детское мероприятие вполне достаточно собственного родительского опыта. Совсем не нужно быть педагогом, психологом, заканчивать курсов и «иметь навыки по работе с детьми». Наоборот, все это только мешает. Мероприятие мы делали просто – как для своих. Для успеха в любое действо нужно было ввести несколько обязательных элементов. В нашем случае это – загадки, печеньки,  театр, интерактив и подарок в конце.

Наши дети очень разные по характеру, но есть книги, которые нравятся обеим. Более того, есть книги, которые нравятся и почти всем детям и уж точно всем родителям. Обычно это так называемые «терапевтические» книги: те, про которые за сотни лет до нашего рождения говорили «сказка ложь да в ней намек». Мы взяли одну из таких книг – «Тося Бося и Гном Чистюля» (Лина Жутауте, Клевер Медиа Групп, 2012 г.). Это не книга, а двадцать с лишним страниц бальзама на родительскую душу, повествование о том, что бывает, если не убирать за собой игрушки.

детский клуб чтения

Взяв ее за основу, мы наложили на нее нашу формулу успеха. Приходящие дети немедленно включались в игру в загадки, перед началом мероприятия им раздавались печеньки – привет от главной героини. Театр обеспечился за счет главного действующего героя – сундука со сказками. Да, в этот раз именно сундука, потому что, по нашей философии, маленькие сказочки живут в ящичках комода, средние в сундуках, большие – в большущих сундуках. В сундуке поселились основные персонажи книги, которые мы  постепенно извлекали на свет. В книге пьют чай – чайная пара появляется из сундука. В книге лепят динозавра – достаем и лепим. Ну и интерактив: дети помогали героине делать уборку, проходить лабиринт, прогонять чудовище. Набегались, устали, получили подарок – воздушный шарик…

О том, что мероприятие получилось, сказали даже не сами родители. Хотя они говорили, и это было безумно приятно. Мы поняли, что все получилось, когда после окончания мероприятия дети просто смели стоящие на выставке книги. Они сами выбирали понравившуюся, просили родителей почитать, рассматривали картинки.

клуб чтения

Одна чудесная трехлетка прижала к себе книгу и сказала, что читать они теперь будут каждый вечер. Желание продолжать в том же духе и организовывать своими, пусть и малыми силами, заседания «Комода со сказками» у нас зашкаливает.