Право

Чесотка: улыбаемся и мажем

Чесотка: улыбаемся и мажем

Современные средства лечения позволяют избавиться от этой болезни без особой головной боли, жутких последствий для организма и тому подобных приключений. Это если, конечно, лечиться у грамотного дерматолога, а не у знахарки или «просвещенного» соседа по лестничной площадке.

Продолжаем радостную повесть про чесотку (начало здесь).  Почему радостную? Потому что чесотка, в отличие от большинства кожных заболеваний, излечима. Еще раз: излечима. Точка. Безо всяких «если». При этом современные средства лечения позволяют избавиться от неё без особой головной боли, жутких последствий для организма и тому подобных приключений. Это если, конечно, лечиться у грамотного дерматолога, а не у знахарки или «просвещенного» соседа по лестничной площадке.

Правда, придется пережить один довольно неприятный момент и познакомится с двумя медицинскими терминами: «эпидемиология» и «конфронтация». Дело в том, что в нашем до сих пор немножко полудиком в отношении гигиены и собственного здоровья обществе болеть такой инфекционной болезнью, как чесотка, отчего-то считается постыдным.

Коллективная проблема

Почему люди стыдятся чесотки? Не могу понять, хоть тресни. Алкоголизм, например, почетен. Если человек не запойный пьяница, пропивший всё до последнего гвоздя в доме, а «всего лишь» каждый вечер выпимши, то его, конечно, осудят - но и посочувствуют. Зато если в классе узнают, что кто-нибудь болен чесоткой или педикулезом - всё, кранты, затравят. Между тем чесотка, будучи весьма и весьма заразной, передается независимо от силы воли и прочих личностных качеств заразившегося.

А вот как раз коллектив-то осмотреть и нужно! А также всех, кто проживает в одной квартире с болеющим чесоткой. И это не только в интересах самих осматриваемых (редко, но бывает диагноз по конфронтации – это когда у общавшегося с больным чесоткой долго не могли определить характер высыпаний, а потом, когда узнали, что рядом находился пациент с чесоткой, стало ясно), но и в интересах самого больного.

Термин «кинг-конг пинг-понг заражение» придуман не у нас, но как-то прижился. Дело в том, что чесотка после себя иммунитет не оставляет. Болеть чесоткой, заражаясь по-новому, можно сколько угодно раз. Хоть сто, хоть тысячу. Чесоточному клещу все равно, кого кушать: «свежего» или уже болевшего человека. Вот так пролечишь кого-то одного, а он про свои контакты тебе и, главное, им про свою болезнь рассказать постесняется. А потом – раз рецидив, два рецидив…

Приходится разводить дипломатическую дерматологию такого уровня, что куда там Талейрану и Киссинджеру. Чтобы и эпидемиологов СЭС удовлетворить, и тайну врачебную соблюсти. Но выкручиваемся… А насколько было бы проще без дурацких предрассудков!

Лечение чесотки делится на два этапа. На первом специальными акарицидными препаратами убиваем клеща. На втором зализываем оставленные им раны.

Всех пациентов, выявленных в одном «очаге», следует лечить одновременно. Людям, проживающим вместе с больным, желательно провести профилактический курс лечения. До первого нанесения препаратов желательно помыться, так как потом путь в душ будет заказан, чтобы не смыть лекарство. После применения акарицидов переодеваемся в чистую, проглаженную утюгом одежду. Препараты наносят на всю кожу, кроме лица (от угла нижней челюсти) и волосистой части головы у взрослых и детей старше 3 лет, и тотально (на всю кожу) у маленьких детей (пропускать даже незначительные участки – нельзя). Также меняем постельное белье.

Современные препараты уничтожают клеща довольно быстро, иногда даже за сутки. Но высыпания и зуд за те же сутки уйти не успевают, что воспринимается как сигнал «не сработало» - и пациент тянется за второй, третьей, четвертой дозой, нарушая инструкцию к препарату. Особенно преуспевают в этом деле самолечащиеся. В моей практике были родители, травившие (а по-другому не назовешь) ребенка 7(!) раз, поскольку он «еще чешется». Это неправильно! Примерно в половине случаев после полного уничтожения клеща симптоматика остается несколько дольше, но в случае неосложненной чесотки никаких дополнительных мер, как правило, не требуется.

Некоторые высыпания, например парачесоточная лимфоплазия, о которой я писал в первой части, может оставаться на коже длительное время. Но и это не повод для повторного назначения противочесотчных препаратов. Если врач, осмотрев пациента после проведенного лечения, действительно найдет показания, он назначит антигистаминные препараты, топические кортикостероиды и другую патогенетическую и симптоматическую терапию, способствующую быстрейшему регрессу высыпаний. На самом деле, это происходит не так часто.

Акарицидных препаратов великое множество, они доступны в любой аптеке, и каждый первостольник (так называется работник аптеки, стоящий за прилавком) с удовольствием предложит вам целый арсенал средств «от чесотки». Препараты, современные, хорошие. Да вот беда - есть у них как показания, так и противопоказания. Например, быстродействующие яды, поражающие нервную систему клеща, не совсем эффективны (точнее, совсем не эффективны) при осложненных формах чесотки. А старые, проверенные многолетним опытом средства вылечивают чесотку из любого положения, но сами по себе дают такие осложнения, что не рад будешь «лечению».

Опять же, у детей положено соблюдать многие тонкости и предосторожности по применению. Так что за конкретным рецептом подходящим именно для вашего случая следует обратился к оффлайновому дерматологу. Он подберет препарат, соответствующий вашей или/и вашего ребенка коже и форме заболевания.

Прежде всего, любимец всех народных целителей –  Его Величество Керосин. На чесотку действия не отказывает, токсичен. Старый циничный дерматолог, один из ныне уже покойных моих учителей, в шутку предлагал «разве что поджечь..». Однозначно не наш метод.

Ртуть. Ртутные мази - токсичны. Тут надобно сказать, что кожа человека, особенно ребенка, по-разному пропускает токсичные вещества. А если есть еще и поражение по причине самой кожной болезни, то… Забыли про ртуть, ладно? Не только при чесотке, а вообще. Жуткий случай с серой вместо белой ртутной мази будут веками помнить все украинские врачи. Ребенка смазывали серой ртутной мазью, фактически смесью ртути и вазелина, до самой его смерти, которую долго ждать не пришлось. Пожалуйста, не лечитесь ртутными препаратами, кто бы их вам ни советовал.

Деготь и мази его содержащие - например, мазь Вилькинсона. Нефротоксичны. При этом площадь смазывания при чесотке фактически дает почкам очень мало шансов выйти неповрежденными из такого «лечения».

Метод Демьяновича. В принципе неплохой, но ужасно неудобный для пользователя метод, когда химическая реакция происходит прямо на коже. Бинарное оружие, образующееся при слиянии двух компонентов, убивает клещей и всё живое в радиусе досягаемости. Метод годный, послевоенный. Но оставим его на черный день, а сейчас будем лечиться чем-то с более дружественным интерфейсом.

Осмотр врача обычно проводится через три дня после окончания лечения, и потом один раз в десять дней в течение еще 6 недель. Это важно! Не прогуливайте осмотры, если не хотите пропустить рецидив или что-нибудь в этом роде.

Операция «зачистка»

Необходимо сжечь обработать жилье. Сейчас существуют эффективные и удобные препараты в аэрозолях для обработки вещей и поверхностей соприкасавшихся с кожей чесоточного больного. Если таковые вы не можете позволить себе по финансовым соображениям, то все носильные вещи надо тщательно, особенно по швам и карманам, прогладить утюгом, выставленным на максимум.

Те игрушки, которые нельзя обработать дезсредствами, и те вещи, которые могут испортится от глажки, закрываем в плотный полиэтиленовый пакет сроком на один месяц. Мягкую мебель я рекомендую сроком на один месяц накрыть чистыми проглаженными простынями. Ковры свернуть. В автомобиле сменить чехлы и обивку руля или, если они выполнены из кожи, кожезаменителя или подобных материалов, обработать дезсредством.

Вместо эпилога

Не так страшна чесотка, как её малюют. При условии своевременного обращения к дерматологу и выполнения его рекомендаций это заболевание не представляет никакой нерешаемой или трагической проблемы. Поэтому вместо бесплодных попыток найти виноватых в «страшной» «постыдной» болезни, лучше быстро её вылечить и забыть.