Чем помогает детям омбудсмен?
Фото: lenexpo.ru
Как влияет на семейную политику государства омбудсмен, то есть уполномоченный по правам ребенка? Почему Россия не спешит подписывать международные конвенции? Кто отвечает за конфликт школьника с учителем и как остановить подростковые самоубийства? На все эти вопросы в подкасте "Правовед" ответила Светлана Агапитова, выбранная в 2009 году первым детским омбудсменом Санкт-Петербурга.
Функции института омбудсменов
С какой проблемой можно обратиться к омбудсмену, когда в разрешение конфликта вступает уполномоченный по правам ребенка, и чем он может помочь?
Цитаты, Светлана Агапитова:"За 2011 год к нам обратилось более 2 тысяч человек. Но мы также выступаем с законодательной инициативой, ликвидируя законодательные пробелы. Решаем системные вопросы, стараемся работать на опережение". "Инклюзивное образование - это когда школа идет навстречу ребенку с ограниченными возможностями. Надеемся, что 2012 год будет переломным в этом отношении".
"К омбудсмену стоит обращаться, когда уже столкнулись с бездействием государственных органов - в жилищном комитете, в РАНО, в других комитетах. Если наши специалисты выявляют, что права ребенка нарушены на основании Федерального Законодательства, местного законодательства, международной конвенции о правах ребенка, то мы сами обращаемся в вышестоящие инстанции - комитеты правительства СПб, вице-губернатору, и губернатору. Половину вопросов, связанных с нарушением прав ребенка, нам удается решить. "
Слушать полностью:
Вопросы школьников
Светлана Агапитова: "У нас на сайте есть рубрика "хочу сказать", где подростки задают вопросы, например: "Почему нельзя приносить в школу чипсы и кока-колу?", и еще один мальчик спрашивал: "Почему директор заставляет меня постричься?"
Слушать полностью:
Роль омбудсмена в школе
Если ребенок разбил в школе оконное стекло - кто отвечает? Если школьник подрался? Кто защитит права ребенка при конфликте с учителем? Что делать, если учитель оказывает психологическое насилие над ребенком?
Светлана Агапитова: "Если в самом образовательном учреждении меры не принимаются, то мы обращаемся в районные отделы образования, в городские комитеты. Часто выезжаем и разбираемся на месте, бывает, что приходится сотрудничать с ГУВД и следственным комитетом, в тяжелых случаях мы привлекаем Прокуратуру. Хорошо, что сейчас много неравнодушных родителей, которые не замалчивают ситуации нарушения прав ребенка".
Слушать полностью:
Самоубийства подростков
Светлана Агапитова: "Мы разбираемся по каждому случаю отдельно, пытаемся понять причину произошедшего. Основная причина суицида - это одиночество подростка, его ничего не держит на этой земле. Психиатры склоняются к выводу о том, что ситуация в обществе не достаточно благополучная, взрослые часто говорят: "выхода нет". Ребенок, подсознательно окунаясь в эту безысходность, выбирает совершить такой поступок. Заниматься профилактикой суицидов в первую очередь должны родители. В нормальных школах психологи присутствуют на родительских собраниях, и готовы рассказывать родителям о том, как понимать подростка. Однако, многие родители не ходят даже на родительские собрания и не интересуются жизнью своих детей. Надо быть внимательнее не только к своему ребенку, но и ко всем другим детям, которые оказываются в твоем поле зрения".
Слушать полностью:
Общественные помощники
Недавно при аппарате уполномоченного по правам ребенка появились "общественные помощники", какова суть этой инициативы?
Слушать подробнее:
Дети в межнациональных браках - вопрос подписания международных соглашений между странами.
Светлана Спиваковская : "Вопрос усыновления российских детей стоит очень остро. Но не менее ужасающей выглядит ситуация, когда у русских матерей ювеналы отбирают за границей детей. Нам известна история Ирины Бергсет, сбежавшей из Норвегии с русским сыном, оставив в плену "ювеналов" второго рожденного в Норвегии мальчика. Нам, отсюда, видно не очень хорошо, и слова Ирины Бергсет большинству слушателей кажутся просто невероятными. Однако, я буквально вчера получила новости из Норвегии, которые шокирующие подтвердили слова Ирины. Официальные источники сообщают, что в Норвегии буквально собираются отменить семью".
По сообщению на сайте adressa.no "Министр Норвегии Аудун Лисбаккен считает, что хотя жизнь в семье лучше для любого человека, главная цель - содействие развитию ребенка и устранение любых помех для этого, включая родителей".
Светлана Агапитова:"У нас есть такие обращения. Но тут вопрос упирается в том, есть ли у ребенка Российское гражданство? Если есть, то через МИД и консульские службы мы делаем запросы и принимаем участие в судах. Россия не присоединена к Международным конвенциям, в частности, в области международных браков. Тогда можно было бы регулировать эти конфликты в правовом отношении. Финляндия, например, не хочет подписывать подобного соглашения с Россией. (..) Если в Финляндии органы опеки иногда, на наш взгляд, беспринципно работают, то противодействовать им никто не в праве, только на уровне международных конвенций.(..) Сейчас ситуация практически вышла из-под контроля, Россия оказалась практически беспомощной перед тем произволом, который могут совершить представители другого государства. В связи с чем при МИД'е была введена должность уполномоченного по правам человека, специально для урегулирования сложных международных конфликтов, касающихся и браков, и детей. (...)
Недавно Россия подписала Гаагскую конвенцию о правовых аспектах похищения детей, но для того, чтобы она заработала, нужно приведение законодательства страны в соответствие с международными нормами. Но у нас пока, к сожалению, нет формулировки "похищения детей".
Слушать подробнее:
Родительский киднеппинг
Много ли случаев "родительского киднеппинга" в Петербурге? Как действует омбудсмен, в случаях, когда папа не пускает к ребенку маму, или мама - папу. Как защитить права ребенка на общение с обоими родителями?
Светлана Агапитова: "Одна из главных мер - расширение полномочий судебных приставов, которые теперь получили право составлять протоколы и подавать в комиссии по делам несовешеннолетних по применению ст.5.35 КоАП. Должен быть грамотно составлен протокол. Почему-то документы оформляются не совсем правильно, и надо обучить судебных приставов и сотрудников ГУВД".
Слушать подробнее:
Семейная политика России
Как вы оцениваете современную семейную политику нашего государства? Какие поправки может выработать Петербург для внесения на федеральный уровень?
Светлана Спиваковская:"Спрашиваю об этом потому, что у меня складывается впечатление, что ее просто нет. Наше семейное законодательство нуждается в серьезных, даже капитальных изменениях, но государство на это закрывает глаза.Внятно изложенной семейной политики нет ни в одной предвыборной программе. Вчера я зашла на сайт кандидата Путина, putin2012.ru, куда каждый гражданин может отправить свое предложение по реформированию той или иной области. Среди областей предлагаются ЖКХ, Судебная система, и так далее. Но графы "Семья" - даже нельзя выбрать, поскольку ее просто нет".
Светлана Агапитова:"Отчасти я согласна. Но в Петербурге обсуждается концепция семейной политики на ближайшие 10 лет. Активное участие принимают общественные организации и просто граждане. На сайте центра "Семья" каждый может внести свои предложения и присоединиться к обсуждению. В дальнейшем под эту концепцию будут разработаны программы и выделены средства. Да, эта концепция не на федеральном уровне, но в дальнейшем мы сможем собрать свои предложения и предложить Е. Мизулиной, или председателю Государственной Думы, чтобы через слушания подготовить изменения в законодательные акты, чтобы реформировать наше несовершенное законодательство."
Слушать подробнее:
**В чем различие между региональными омбудсменами?** Светлана Агапитова **:**"Часть омбудсменов находятся при губернаторах, то есть в системе исполнительной власти. Хотя, формально, по закону, все уполномоченные должны являться независимым государственным органом. Конечно, у омбудсменов в различных субъектах РФ есть своя специфика, хотя нас всех объединяет одно - это дети, попавшие в тяжелую жизненную ситуацию. Если в Перми омбудсмен больше уделяет внимания несовершеннолетним правонарушителям, то в Волгограде борется за права детей с редкими заболеваниями. (...) Надо отметить, что российским омбудсменам тяжелее, чем европейским. Нам приходится решать весь спектр детских проблем: и по законодательству, и по системным проблемам, и по конкретным заявлениям. Но мы еще мало работаем, но я считаю, что для российских детей это хорошее подспорье по защите их прав". _Слушать полностью:_