Бьет, значит, платит штраф: что надо знать о декриминализации побоев в семье
27 января 2017 года Госдума РФ приняла законопроект о декриминализации побоев в отношении членов семьи и других близких лиц. То есть теперь насилие в семье, которое не влечет за собой серьезного вреда для здоровья, относится к категории административных правонарушений.
Обсуждения 116 статьи УК РФ ведутся в обществе с лета 2016 года. Почему этот законопроект прозвали «законом шлепков», какие были внесены изменения и что это может за собой повлечь, рассказывает «Летидор».
Что такое декриминализация
Другими словами это гуманизация закона, то есть перевод ряда статей о преступлениях небольшой тяжести из разряда уголовно наказуемых в административные. Это позволяет избавить впервые оступившихся от серьезных последствий и разгрузить суды. В этом году общество активно обсуждает 116 статью УК РФ «Побои».
С чего все началось
Летом 2016 года было предложено общие случаи побоев, скажем, мелкого хулиганства, отнести к административно наказуемым преступлениям, а побои, совершенные из религиозной ненависти и вражды, а также в отношении близких лиц оставить в Уголовном кодексе. Выходило, что если мать захочет физически наказать своего нерадивого ребенка за серьезный проступок, ей грозило до 2 лет лишения свободы, а если бы сосед избил того же ребенка, то он всего лишь заплатил бы штраф.
Это не могло не всколыхнуть общественность. И хоть рациональность физических наказаний детей сомнительна (и является темой для отдельного разговора), данные поправки грозили возникновением в России «ювенальной эпохи», когда из нормальных семей изымают детей и передают на попечение государства за шлепок по попе.
Так появился новый законопроект, предлагающий перевести побои в отношении близких лиц также в категорию административных правонарушений.
Что считать побоями
Насилие, которое не причиняет серьезного вреда здоровью, не считается тяжким и не может называться побоями. В приказе Минздрава уточняется, что ссадины, гематомы, поверхностные раны, кровоподтеки, ушиб мягких тканей — это не причинение вреда здоровью. Однако если ситуация повторяется или человек получил«кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности», то судить виновного будут уже по уголовной статье.
Что изменилось сейчас
В связи с принятым законом о декриминализации побоев в семье родители могут вздохнуть свободней, их больше не назовут преступниками, а вот женам нерадивых мужей придется несладко. Угроза уголовного наказания для таких случаев служила превентивной мерой, которой теперь общество будет лишено. И специалисты полагают, что это может повлечь за собой негативные последствия в и без того сложной ситуации с домашним насилием.
Административное наказание за побои теперь предусматривает штраф от 5 до 30 тысяч рублей, либо арест на срок от 10 до 15 суток, либо от 60 до 120 часов обязательных работ. Но если нарушение повторится в течение года, наступает уголовная ответственность.
Каковы опасения
В нашей стране, к сожалению, и превентивные меры работали плохо. Несмотря на то, что побои считались уголовным преступлением, по данным МВД, только за 2015 год пострадали 16 039 человек, из которых 9947 женщин и 6680 несовершеннолетних. Стоит отметить, что эта статистика не охватывает огромное число случаев домашнего насилия, когда пострадавшие не обращались за помощью.
И что теперь
И без того незащищенная женщина не пойдет в суд, потому что штраф за побои придется заплатить из семейного бюджета (от 5 до 30 тысяч рублей). А если разбушевавшегося супруга заберут на 10-15 суток, то вернется он в еще более агрессивном состоянии.
Однако сторонники декриминализации закона считают, что вряд ли ситуация с домашним насилием в стране как-то существенно изменится. Те, кто никогда не поднимал руку на жену и детей, вряд ли их ударит, а, в противоположность первым, семейные агрессоры продолжат ими оставаться.
Есть ли альтернатива
Несколько лет обсуждался отдельный федеральный закон о профилактике семейно-бытового насилия. Но депутаты отказались рассматривать документ. О чем он?
- Во-первых, под действие закона попадало не только физическое насилие, но и психологическое (как запрет на пользование общим имуществом), экономическое (отбирание денег), сексуальное.
- Во-вторых, за помощью могли обратиться не только супруги, но и лица, находящиеся в незарегистрированных отношениях.
- В-третьих, о факте правонарушения могли сообщать как пострадавшие, так и свидетели. Отвечать за выполнение закона должны были полицейские, которые по заявлению выезжали бы к пострадавшему, отвозили его в безопасное место, а виновника забирали в ОВД для профилактических бесед. Если последние не помогают, то предлагали составлять судебное предписание, обеспечивающее безопасность пострадавшего. Невыполнение предписания грозило бы обязательными исправительными работами, административным арестом или штрафом.
Может ли быть принят подобный законопроект? Вряд ли. В обществе бытует мнение, что семейные проблемы должны решаться исключительно семейным кругом, без вмешательства государства.
Мнения экспертов о декриминализации побоев в семье
Саша Зверева, певица, дизайнер одежды, мама троих детей, проживает в США:
Я считаю, что это чудовищный закон. Я считаю, что это развязывает руки всем мужчинам России. И это очень-очень-очень плохо. Потому что, к сожалению, Россия не отличается высоконравственным воспитанием мужчин. У нас до сих пор на лицах мужчин печать отсидки со времен репрессий, они воспитывались в блатные 90-е, во времена рэкета, поэтому для многих из них поднять руку на женщину – ничего не стоит. Вот, например, в Америке, если ты пришла в полицию с синяком на запястье и сказала: «Это вот он!» (даже если это не он). Его сажают в тюрьму сразу же. Даже разбираться не будет никто. Поэтому здесь мужчины ходя тише воды, ниже травы – не дай Бог они наорут на кого-нибудь. Тут насилие над женщинами, а тем более над детьми касается жесточайше. Стоит только чуть-чуть донести на тебя и все – твоя жизнь уже испорчена. Поэтому здесь порядок. А в нашей стране такой закон – он только развяжет руки беспределу, я считаю. И так погибает женщин сколько, а будет еще больше.
Елена Мизулина, член Совета Федерации:
Принятый закон устраняет антисемейные нормы в законодательстве и исправляет вопиющую несправедливость, возникшую в связи с принятием в июле 2016 года закона о декриминализации ряда статей УК РФ. Я рада, что новая Дума прислушалась к опасениям родительской общественности и не допустила распространения в России «ювенальных норм». Если бы эта норма была сохранена, в России со всей очевидностью наступила бы «ювенальная эпоха», которая открыла бы дорогу необоснованному вторжению в семейные дела, когда ссадина, синяк у ребёнка являются хорошим основанием прийти в семью с проверкой и даже возбудить уголовное дело в отношении родителей. Хорошо, что с сегодняшнего дня российские родители могут спать спокойно.
(Источник: сайт Елены Мизулиной)
Константин Трапаидзе, адвокат Екатерины Архаровой, бывшей жены актера Марата Башарова:
В целом этот законопроект направлен на то, чтобы уменьшить количество обращений по поводу сомнительных случаев, которые могли бы квалифицироваться как побои. Часто этим пользовались некоторые недобросовестные женщины для того, чтобы держать супруга в ежовых рукавицах или чтобы решать какие-то свои проблемы(...)Считается, что довольно большое количество приговоров по таким делами были необоснованными, более 90% приговоров были условными. Такие случаи загружали работу судов, но, по сути, никакого профилактического влияния от них не было. Чтобы у людей не было заблуждения по поводу того, что законопроект развяжет руки домашним насильникам и садистам, хамам и хулиганам, стоит иметь в виду, что есть и другие статьи, по которым можно квалифицировать подобные случаи, например, причинение легкого вреда здоровью. Многие статьи остались в УК.
(Источник: сайт)
Валерия, певица, мать троих детей, жертва насилия в семье: Мне кажется, что касается семейных отношений, здесь даже ужесточать нужно, а не декриминализировать. Может, нам воспользоваться опытом других стран в этой части. Женщины не заявляют, потому что боятся. Это не так просто сделать. Изловчилась она как-то, так это еще у нее и не считается — ждите второго. Я категорически против.
(Источник: Сайт kp.ru)
Роза Сябитова, телеведущая:
Я сама была жертвой насилия в прошлом, и в любом случае против отмены уголовной наказуемости. Систематическое домашнее насилие или нет - особо значения не имеет. Нужно уголовно наказывать, чтобы у преступника, который это делает, не было повода в дальнейшем поднимать руку. Потому как чаще всего одним разом это не ограничивается, и никакие административные штрафы не подействуют и вряд-ли испугают, а вот уголовное наказание испугать должно. Иными словами нужно оставить все как было. Другой вопрос, работает эта история или нет, но я за уголовное наказание.
(Источник: сайт mk.ru)
Владимир Жириновский, лидер ЛДПР:
Если в семье напряженные отношения, то не надо их регулировать через суды. Единственный путь - это разъехаться. Ну не можете вы жить, что же по судам-то бегать? Вот что будет мать говорить ребенку? Папа в тюрьме сидит, два года в колонии. Да он эту мать возненавидит, что она лишила его отца! Чтобы не было побоев, даже самых легких, надо по любви вступать в брак. Тогда будет тишина. Не получается, не вступайте в брак, не рождайте тех, кого будете бить и не сидите в тюрьмах за это. Поэтому надо убрать любое уголовное наказание, касающееся семьи и самый хороший способ - помочь им разъехаться.
(Источник: Сайт kp.ru)