Записки из лагеря: часть третья
Поскольку это заключительный пост из моих дневников семейного лагеря, для начала я отвечу на вопрос, который многие задавали после первой и второй части - как попасть в это замечательное место? Ответ понравится не всем: только по приглашению организаторов. И мои репортажи оттуда - не реклама, а скорее, руководство к действию для других родителей, которые могут сами организовать подобные лагеря. Если вы этим займетесь, вы поймете, почему туда трудно попасть "с улицы". Хорошее родительское сообщество собирается неспешно и нелинейно. Люди знакомятся, присматриваются друг к другу, объединяются по интересам, посещают вместе какие-то мероприятия - и только после этого организуют более сложные совместные проекты. Например, снимают турбазу, закупают кучу нужных вещей, придумывают программу - и получают свой лагерь.
Конечно, Интернет ускоряет процессы - знакомиться можно в ЖЖ, расписания составлять в Google Docs, встречи организовывать с "Яндекс.Картами". Но все равно главным условием входа является активное личное участие. Метод типа "купил путевку и расслабился" тут не сработает.
16 июля: Тёплая Поляна
Ева начала скучать по дому. Вчера спросила, когда поедем обратно. И еще стала активно играть с ксениным Гришей и другими малышами младше себя. Стало быть, соскучилась по младшему братцу, который остался в Москве.
После завтрака сама придумала новую игру. Сначала принесла пару резиновых мячиков для Гриши, и Кит предложил устроить мастер-класс по жонглированию. Но это заинтересовало только старших, малышам же нравилось просто кидаться. Я дал им картонную коробку, Ева залезла внутрь - и стала изображать "мячиковый автомат", который выбрасывает мячики. Потом прячется, и все снова забрасывают мячи к ней в коробку. А потом "мячиковый автомат" усложнил игру - он начал бегать!
Макаронный мастер-класс от Жени производит неожиданный эффект - вместо того, чтобы делать бусы, многие малыши пытаются слопать макаронные изделия! Возможно, это тоже синдром скучания по городу.
Нынче ветрено, и волны с перехлестом - но за нашим домиком нашлась тихая солнечная поляна, и постепенно здесь собралось множество народу. Сначала тут обустроилась "Ползучка" с самыми мелкими. Потом Полина принесла гитару. Макаронная фабрика тоже переехала из домика на поляну, а напротив еще беседка Насти с математикой.
Ева заснула под песни прямо на траве. А Кит очень удивился, откуда я столько песен знаю. Ну да, обычно дома я пою две-три перед сном, и всё. А тут целый час.
Интересно наблюдать, как разные родители "включаются" с разными песнями. Женя подпевает, когда пою Янку или Doors. А Лида - "Зимовье зверей". Галя вдруг подхватывает Есенина, у нее оказывается замечательный голос.
Но дети еще больше удивляют в плане репертуара. Вчера перед вечерней сказкой я сел на скамейку у столовой среди малышей, и спел Полосандию. А потом спросил у Евы, что еще спеть. Ну, какой фаворит может быть у ребенка трех с половиной лет?
"Когда твоя девушка больна!" - не задумываясь воскликнула Ева. И все подпевали, между прочим.
Вообще меня давно интересует, насколько специальные "детские песни" нужны детям. Ну то есть, нужны ли они в таких количествах, как их крутят по "Детскому радио", или на разных детских мероприятиях? - все эти "динозаврики", "зайчишки", "кузнечики" и прочие "лунтики"... Почему детям обязательно впаривать песни про каких-то уменьшительно-страдательных персонажей?
Есть подозрение, что всё это бело-пушистое музыкальное сюсюкание, возведенное в культ - это просто способ заработка для второсортных поэтов и композиторов. И цепляет оно взрослых гораздо больше, чем детей. Когда Кит был маленький, у него главными колыбельными были "Нюркина песня" Янки и Summer Time, "Светит незнакомая звезда" и "Город золотой"... но ни разу он не просил сюсюкальных песен, которые пели в садике или в мультфильмах.
#
После полдника - игра "Пентагон". Нечто вроде "Что-Где-Когда", но на несколько команд, и с подсказками. Подсказок три круга - сначала самые тонкие, потом более очевидные. В зависимости от силы подсказки, дается разное количество баллов.
Я как взрослый номинально присутствую в команде Кита и его приятелей. Но только для наблюдения - пацаны удивительно быстро справляются без меня.
Именно в этой игре становится заметно, что Кит собрал команду "Молния" из пацанов на два года старше него: Леша и Саша моментально читают вопросы, а он - медленно. Но тоже угадал парочку.
Хотя лидирует в команде Саша. "Персонаж сказки. Подсказка: Монета на Руси". Саша отвечает через десять секунд: "Пятачок". Нет, я так быстро не могу. И действительно - "Молния" заняла первое место, обойдя даже команду взрослых.
#
Вечером два замечательных спектакля - "Иван Иваныч Самовар" по Хармсу и "Королевский бутерброд" по Милну. В первом беременная Маша очень смешно изображает самовар. А второй показывает Ксения, прямо со спящим Гришей в слинге. После спектакля публика восхищается ее бутылочными куклами - Королем и Королевой:
Вслед за спектаклями малышня смотрит диафильмы. Сегодня - Карлсон. Замечаем вдруг, какие крутые развлечения там фигурируют: у Малыша была паровая машина, которую Карлсон взорвал с помощью "двух бутылок денатурата". В наши дни детей к таким игрушкам за километр не подпускают.
А у меня в детстве тоже был паровой кораблик, работающий на спирту, точь-в-точь как в мультфильме Миядзаки про "Рыбку Поньо".
#
После детского отбоя провожу для взрослых семинар по поэзии хайку. В конце предлагаю всем написать свое трехстишие на тему "Озеро". После разбираем результаты. Лучшим объявляется трехстишие Влада:
Шумный прибой -
волны крутят педали
пустого катамарана
Очень символично, что после этого автор лучшего трехстишия спас столовую от пожара. В самом конце хайку-семинара мы унюхали сильный запах горелого мяса. Оказалось, что повара оставили на плите в кухне кастрюлю, а сами ушли и двери все закрыли. Влад залез через окно и героически сдвинул раскаленную кастрюлю с плиты, а также выключил саму плиту.
17 июля: Квест и Самоволка
- Папа, давай найдем пустую палатку и будем там жить!
День дождливый и ленивый, Ева отказалась идти на занятия, а вместо этого потребовала у меня фонарик - сидит теперь в кровати и играет в палатку. Это она вчера посмотрела, как живет палаточная часть лагеря, и теперь мечтает переехать в палатку.
А дети, которые в палатках живут, точно так же думают, что в домиках круче (мне их мамы рассказали). Надо на следующий год устроить игру в обмен домами.
#
- Пап, хочешь покажу тебе другое озеро, где нет волн, зато есть лодка и наверное клев хороший?
Кит тоже закосил астрономию, партизанит с пацанами по лесу. Но рисование и математика по-прежнему идут с интересом. Давеча они там играли в точки, сегодня еще какая-то игра числовая.
До того, как мы сюда приехали, я думал, что главным недостатком семейного лагеря, с точки зрения детей, будет постоянный контроль взрослых. На деле все оказалось почти наоборот.
Во-первых, турбаза - это такая большая деревня, где с одной стороны, есть всё для жизни, есть даже лес и озеро. А с другой стороны, даже маленькие дети легко запоминают всю "карту" и свободно гуляют без родителей и нянь. Ну и люди все знакомые, то есть в любом месте ребенок может остановиться, подключиться к занятиям, и снова пойти по своим делам, никто его не держит. Постепенно появляются свои любимые места. Ева любит сидеть в карусели на пляже, там я ее и нахожу, если долго нету.
Психологически и для родителей, и для детей такая деревня гораздо приятнее большого города, где нужен постоянный присмотр за детьми, постоянное "дай руку, стой тут, сюда не ходи".
Да, может быть, в лагерях нашего детства свободы было побольше: надурить пару вожатых все-таки легче. Но и здесь, как выясняется, эти партизаны уже нашли без родителей второе озеро. И конечно, за территорией.
Покатал их на лодке, используя доску из мостков вместо весла (А потом уже в поезде узнал, что они после этого сами ходили на этой лодке плавать, точно таким же способом. Поругать себя за дурной пример? Но с другой стороны, без моего примера они тоже могли бы пойти плавать - только без весел и без доски, что еще хуже... а так я хоть показал им, как грести и вообще как вести себя в лодке).
#
После полдника - Большой Квест! Семь команд, и каждой надо пройти семь баз, чтобы собрать полную Карту, которая ведет к логову Дракона, который украл Ключ от Сладкой Мастерской. На каждой базе - свои трудные задания.
Я слишком увлекся, вырезая стрелы для "луковой" базы - а команды уже стартовали. Оценивать стрельбу из луков остается Катя. Я же беру альпинистскую основную веревку (это такой толстый шнур длиной 40 метров) и бегу на свою базу, "веревочную". А там уже ждёт команда, причем в основном малыши!
Рассказываю им задание: три человека изображают одну руку на одной стороне поляны (большой палец, указательный и мизинец), еще три человека - другую руку. Надо сделать огромную веревочную фигуру, из тех, что мы учились делать на пальцах в прошлые дни.
Даже мамы, кажется, в шоке от такого задания. И мы немного сбились, "лестница Якова" у нас не вышла. Сделали в качестве импровизации "рыбу" попроще. Вторая команда почти дошла до конца, но тоже ошиблась - так что получила свой кусок карты лишь "за активное участие".
Зато две следующие команды сделали вполне симпатичные "лестницы". А малышам очень понравилось прыгать в этих лабиринтах:
Потом вдарил ливень, а тут и ужин подоспел. После ужина все идут искать Дракона. Ловля Дракона и отбирание у него Ключа - кульминация великой драмы.
Ну а после - Сладкая Мастерская, освобожденная от Дракона, открывает свои двери. Все творят на свой вкус. То есть буквально: творят и тут же едят.
18 июля: Дерево с Сердцем
- Пап, а Ева без тебя всё делает хорошо!
Ага, я и сам заметил. Когда она идет без меня на хороводы к Жене или на пальчиковые игры к Соне, то может там заниматься почти целый час. Но сегодня я сел на пальчиковых играх вместе с ней - и она уже через десять минут начала дурить.
Хотя некоторые игры она, наоборот, требует "только с тобой". Сегодня дождь, после завтрака остались с ней в столовой: играем в Make & Break. Вот с чего надо начинать конструкторы - не с огромной коробки деталей, а с восьми цветных брусочков, плюс куча схем для сборки разных домиков из них. Очень увлекает.
Кит вернулся с рисования. Стали играть в Swish. На рисовании у него уже который день небесная тема держится - то самолеты, то птицы. Подозреваю, что они изучают перспективу. Или композицию. В общем, что-то такое, чего я не знаю.
-
Ева, покажи березу!
-
Береза черно-белая, вот она.
-
Правильно. А сосна где?
-
Сосна вон там, желтая.
-
Точно. А это, смотри, клен - у него листья как лапы дракона. А вот тут листья как сердечки... У кого сердечки?
-
У девочек!
Вот каких занятий еще не хватает в лагере: биологии. Нет, это конечно необязательно. Но раз астрономия есть, то биология сама просится: вокруг столько природы.
Да и всякого лесного спорта было бы неплохо добавить: ориентирование, лазанье по деревьям... Поплавать удалось, хотя и немного, только первые четыре дня. Я даже придумал себе усложненный вариант - плавать с Евой на спине.
А сегодня устроили еще один семейный спорт: засели втроем на катамаран и поехали кататься по озеру. Очень красивое небо, если смотреть с воды. Ева после этой прогулки ни за что не хотела снимать спасательный жилет, прямо в нем и пошла в столовую.
Из-за прогулки пропустили одну полезную игру, о которой я узнал от мальчишек - за пакет мусора, собранного на территории лагеря, дают лишнее печенье. Пора собираться, да. Завтра уезжаем.
#
Оказалось, что семейная тетрадка, которую мы поленились заполнить в первый день - это не просто анкета, а настоящая гостевая книга: в эти тетрадки все пишут отзывы друг другу. Лежали они в библиотеке всё это время, Кит нашел и мне рассказал, что нам много хорошего в тетрадку написали.
Ну и мы тоже пошли писать. Кит, кажется, впервые прочувствовал, зачем писать грамотно: почитал, как другие ребята пишут друг другу отзывы.
#
Последний вечер - спектаклей сразу несколько. Мы с Китом исполнили "Улитку". Ксения с Васей - про мышонка и лису. Потом еще два представления, дети везде очень хорошо играют. А под конец всех повеселили взрослые - "Дом, который построил Джек".
В сумерках запускаем небесные фонарики, которые летают по удивительным траекториям, кружат вокруг деревьев, снижаются и снова поднимаются в небо.
И последний костер с песнями. Песни выбирают сами дети - Кит первым затянул "Катюшу"!
19 июля: Рыба и поезд
С донками опять не повезло: одна оборвана, другая пустая. Ну конечно, на донки ведь надо ловить как на удочки - сидеть с ними, подсекать и вытаскивать сразу. А я решил ленивым способом отделаться, как в школе: на ночь поставить.
Ну а потом - обед, быстрые сборы, автобус. И пустой лагерь позади.
Становится грустно, и по дороге всякие проблемы включаются. У Кита кружится голова в автобусе, а ночью в поезде все малыши заводятся поЗато для донок мы с Евой вчера накопали кучу червей. И поскольку черви остались еще, мы пошли ловить на удочку. Оказалось, что на червей клюет рыба покрупнее, чем на булку. Удочка, кстати, последняя осталась, из всего нашего десятка самоделок. И вот на эту последнюю удочку, на последнего червяка, за час до отъезда, я вытаскиваю самого большого подлещика. Прямо такая замануха: "а вот если бы вы не уезжали..."
Отдали рыбу на кухню. А Ева по свежим впечатлениям нарисовала, как мы с ней рыбачим. Послали одну картинку в последнем бумажном письме Жене.
очереди: Плюша с температурой кричит, Гриша от нее просыпается и бузит, Ева просыпается и расчесывает комариные укусы, Вася падает с полки... Словно мы едем в какой-то неправильный мир - из правильного.
лагерь, прощай!
небесный фонарик
не хочет улетать
_ Читайте также:
Записки из лагеря: часть первая
Записки из лагеря: часть вторая
Летние семейные лагеря: как это делается_