Отдых

Взгляд психолога на детские рисунки: 4 произведения юных художников

Взгляд психолога на детские рисунки: 4 произведения юных художников

Как известно, картина может многое рассказать о своём создателе, даже если картина – это кособокий «головоног», а создатель ходит пешком под стол. На что нужно обращать внимание, рассматривая детские рисунки? Разбираем детали на примере конкретных живописных произведений самых юных художников.

Долгое время при психологическом анализе детского творчества специалисты обращали внимание на расположение и размер деталей, используемые цвета и особенности размещения изображаемых объектов на листе. Например, маленькая фигурка человека, расположенная внизу листа, воспринималась как свидетельство низкой самооценки ребёнка. А нарисованные малышом большие глаза расценивались как символ испытываемого им страха. В результате, интерпретация рисунков становилась похожа на карточное гадание: «Если попалась бубновая дама – ждёт тебя скорая дорога в казённый дом».

Современный подход предполагает, что в первую очередь необходимо расспросить ребёнка о содержании рисунка, и именно на основании рассказа юного художника интерпретировать его. Если же поговорить о картине не удаётся, то следует обратить внимание на богатство или, наоборот, бедность деталей, «плотность» штриховки, расположение различных объектов и персонажей относительно друг друга.

«Улитка» Наташа, 5 лет

Изображая животных, дети часто «очеловечивают» их. На данном рисунке мы видим, что глаза, нос и рот гораздо имеют гораздо больше сходства с самим художником, чем с оригиналом. Заметно также, что наибольшее внимание ребёнок уделяет раковине, раскрашивая её в самые разные цвета. Возможно, это попытка украсить «домик» улитки – ведь ему, в отличие от человеческого жилища, трудно придать уют с помощью занавесок или симпатичных безделушек.

Несмотря на то, что рисунок не подписан, можно предположить, что автор рисунка – девочка.

Не следует забывать о том, что подавляющее большинство особенностей детского рисунка связано не столько с конкретными переживаниями, сколько с незрелостью зрительно-моторной координации и пространственных представлений.

Интересует мнение психолога о рисунке Вашего ребёнка? Присылайте его на адрес editor@letidor.ru

При первом взгляде на этот рисунок обращает на себя выбранная ребёнком красно-чёрная цветовая гамма. Эти цвета являются наиболее яркими по сравнению с другими. Почему-то красный многие психологи связывают с агрессивностью, а черный – с депрессией или тревожностью. На самом деле, они используются детьми для выражения любых ярких эмоций. Поэтому, понять без беседы с ребёнком, вызвал ли нарисованный персонаж у ребёнка радость, гнев или страх, довольно сложно.

Поскольку в данном случае нарисован клоун, можно предположить, что эмоции художника являются положительными. Интенсивность штриховки и, особенно, трогательная попытка малыша «выровнять» ноги клоуна, подняв уровень земли до той из них, которая получилась короче, говорят о его увлечённости этим персонажем. Стремление точно передать отличительные детали костюма свидетельствуют о желании ребёнка снова пережить приятные моменты, связанные с просмотром представления.    
Интересует мнение психолога о рисунке Вашего ребёнка? Присылайте его на адрес editor@letidor.ru  

В данном рисунке угадывается использование трафарета для черчения геометрических фигур или помощи взрослого, что значительно снижает количество информации для анализа. Как правило, в подобных случаях, ребёнка гораздо больше увлекает не художественная, а техническая сторона рисования. Тем не менее, можно сказать о том, что ребёнку нравится сам процесс раскрашивания, поэтому даже самому маленькому облачку не удаётся избежать тщательной штриховки.

Следует также обратить внимание на то, что малыш уже усвоил одобряемые взрослыми правила рисунка: обязательное солнышко, небо – сверху, земля – снизу. Однако, в силу возраста, его не смущает то, что петух по сравнению с горами кажется гигантским, и, тем более, то, что петухи не могут летать.

Обращает на себя внимание подобие птички с красным круглым носом, явно нарисованной самостоятельно. Можно предположить, что именно она была задумана ребёнком как главный персонаж картины, но после не слишком удачной попытки родители подсказали идею изобразить «геометрического» петуха.

Интересует мнение психолога о рисунке Вашего ребёнка? Присылайте его на адрес editor@letidor.ru

На этом рисунке необходимо, прежде всего, отметить маму. Она обладает всеми качествами настоящей красавицы: большая красная шапка, причёска с аккуратной завивкой, старательно заштрихованное лицо с апельсиновым загаром и кокетливая розовая кофточка (или боди?). Если серьёзно, то богатая цветовая гамма и обилие деталей говорит о глубокой привязанности девочки к матери.

Расположенная в центре фигура снеговика может свидетельствовать о важности факта его создания. Причём, катание снежных шаров для туловища интересует ребёнка гораздо меньше изготовления головы, в области которой сконцентрировано множество деталей – и шапка, и шарф, и аккуратно закрашенные элементы лица. Поскольку самого снеговика закрасить нельзя (он ведь должен быть белым!), ребёнку пришлось утешиться рисованием ярко-голубых глаз и носа.

Сама художница скромно расположила автопортрет сбоку, не забыв при этом обозначить своё сходство с матерью с помощью фамильного апельсинового загара. Загадкой остались сине-зелёные цветы (фонари, деревья?), расположенные по бокам от снеговика.

Это лишний раз подчёркивает важность беседы с ребёнком о его произведении, если вы хотите избежать псевдо-психологических домыслов.

Интересует мнение психолога о рисунке Вашего ребёнка? Присылайте его на адрес editor@letidor.ru