Волшебство Уолта Диснея: как создавался детский анимационный мир
Уже более века персонажи, придуманные Уолтом Диснеем, собирают у экранов детей и взрослых со всех уголков земного шара. Сейчас сложно представить, что многомиллиардная медиакорпорация начиналась с крошечной студии, в которой увлеченные аниматоры занимались любимым делом – творили чудеса мультипликации.
«Все началось с мышонка»
Сам Уолт Дисней закономерно считал, что «все началось с мышонка», которого они с аниматором Абом Айверксом сделали героем одного из первых мультфильмов только что открывшейся в Голливуде мультипликационной студии. Микки Маус стал не просто персонажем, но вечным любимцем публики, уже отметив свое 87-летие. Он был первым героем мультфильма, которого зрители не только увидели, но и услышали.
Уолт Дисней наложил звуковую дорожку на немой мультфильм и снял «Пароходик Вилли», в котором Микки Маус заговорил и запел. Озвучивал его сам мультипликатор. В этом же фильме появляется и подружка мышонка Минни.
Главный персонаж анимационной студии по задумке авторов должен был быть милым и любвеобильным, поэтому нужно было придумать для него объект любви – молоденькую модницу Минни, которая долгие годы продолжает олицетворять легкую и веселую юность.
На протяжении десятилетия с 1929 года Уолт Дисней работает над циклом «Забавные симфонии», в которых один за другим появляются все главные персонажи, которые впоследствии и принесут анимационной студии мировую известность и популярность. В 1930 году на экранах впервые появляется домашний питомец Микки Мауса пес Плуто.
Наравне с любимцем Минни котенком Фигаро он остается единственным персонажем Диснея, который остался животным и не очеловечился. Причем другой герой серии – Гуфи – нарисованный в 1932 году, тоже собака, но уже обладающая всеми человеческими способностями и чертами.
Утенка Дональда Дака Дисней придумал для того, чтобы обострить сюжетную линию мультфильмов, добавить конфликта. Дело в том, что со всех сторон положительным героям не хватало дурных черт характера, которыми в полной мере наделен Дональд. Самовлюбленный, несдержанный и резкий утенок готов совершить любые пакости ради того, чтобы стать диснеевским «героем номер один», однажды его даже подозревали в похищении Микки Мауса.
Периодически его старания увенчивались успехом – у американской аудитории он становился популярнее мышонка, а на пятидесятый день рождения получил от корпорации Дисней огромный торт с припиской: «Он еще больше чем тот, что я дарил Микки Маусу».
Популярность анимационной студии Диснея не ограничилась короткометражками о веселой троице – Микки Маусе, Гуфи и Дональде Даке. С 1937 года начинается эпоха полнометражных мультфильмов, и открыла ее «Белоснежка и семь гномов».
Затем были экранизированы истории о мальчике-врунишке «Пиноккио», милом слоненке «Дамбо», научившемся летать на огромных и покорившем сердца миллионов зрителей трогательном олененке «Бэмби». Но именно Белоснежка стала первой диснеевской принцессой.
Список сказочных героинь, получивших статус диснеевской принцессы, постоянно пополняется, но пока их двенадцать. Второй принцессой стала Золушка, мультфильм о которой студия сняла в 1950 году, затем своеобразный титул получила и Аврора из «Спящей красавицы».
Принцесса Ариэль из подводного мира стала героиней полнометражки в 1989 году, а Белль из «Красавицы и Чудовища» - в 1991-м. Последней из классических принцесс стала Жасмин – дочь султана из восточной сказки об Алладине. Череда принцесс постоянно пополняется по мере того, как Дисней выпускает новые мультфильмы. Так этот статус получили персонажи, которые и принцессами-то в общепринятом смысле не были – дочь индейского вождя племени Покахонтас (1995 год), китайская воительница Мулан (1998 год) и официантка Тиана, ставшая принцессой после венчания с заколдованным принцем-лягушкой (2009 год).
Самыми последними в список принцесс попали длинноволосая Рапунцель и рыжая непоседа Мерида из мультфильма «Храбрая сердцем». Образы диснеевских принцесс настолько разные, насколько разными могут быть типажи обычных женщин. Они не похожи друг на друга ни внешне, ни чертами характера, поэтому любая девочка может выбрать любимый образ.
Однако такой пример для подражания понравился далеко не всем родителям. Кроме того, ситуация обострялась тем, что само название «диснеевские принцессы» было придумано для проведения рекламной кампании, в ходе которой выпускалась сувенирная продукция с изображениями сказочных героинь.
Продукция под брендами диснеевских героев – плод работы современного руководства студии, но идея капитализировать анимацию пришла в голову еще отцу-основателю компании Уолту Диснею. Хотя он и говорил, что «не создает мультфильмы, чтобы заработать денег, а зарабатывает деньги для создания мультфильмов», он одним из первых понял, как поднять популярность своих героев и привязать к ним зрителей, используя сериальность историй.
Каждая новая короткометражка рассказывала о развитии судьбы полюбившихся героев: Микки и Минни Маусов, Гуфи, Дональда и Дейзи Дак и других. Постепенно они обрастали родственными и дружескими связями, усложняя сюжетную линию и создавая основу для новых сериалов.
Так вышли на телеэкраны «Утиные истории» и «Черный плащ», главные герои которых приходятся родней Дональду Даку. Мишки Гамми, Винни Пух, Чип и Дейл, Лило и Стич, Ким Пять-с-Плюсом покорили сердца 20-30 летних россиян, все детство начинавших выходные с просмотра диснеевских мультсериалов. В удобный для телевидения многосерийный формат перевели и старые полнометражки – «Алладина», «Русалочку», «Геркулеса», «Короля Льва», «Книгу джунглей» (персонажи стали героями сериала «Чудеса на виражах», который продолжил историю о медведе Балу).
Полюбившиеся зрителям персонажи вышли за рамки мультфильма в волшебном парке развлечений – Диснейленде. Уолт Дисней задумал свой всемирный парк отдыха для того, чтобы дети и их родители могли все выходные провести в сказочной атмосфере, лично познакомившись с героями любимых мультфильмов.
Еще при жизни мастера, в 1955 году, такой парк появился в Анахайме под Лос-Анджелесом, затем в 1971 году Диснейленд открылся на восточном побережье США – в Орландо, штат Флорида, и в Европе – под Парижем в 1992 году. Парки развлечений представляют собой целые города с отелями, ресторанами, аттракционами, аквапарками и зоопарками, где можно полностью погрузиться в вымышленную реальность.
Все персонажи диснеевских мультфильмов так или иначе обрели свой дом на огромных просторах всемирно известных Диснейлендов.
На момент создания студии Диснея у нее практически не было конкурентов. Мультфильмы появлялись редко, в основном у независимых художников-аниматоров. Но чем большую популярность и влиятельность обретал медиамагнат, тем больше слышал нападок в свой адрес. Диснея обвиняли в излишней слащавости персонажей, однообразии сюжетов и методов создания картин. Диснеевским героям недоставало сложности характера и даже просто чувства юмора.
Все это было в избытке у персонажей конкурирующих анимационных студий. Так, в 1933 году на экранах впервые появился мультфильм о грубом морячке Попае студии Fleischer. А 1938-1940-е годы ознаменовались выходом сразу нескольких серий мультиков о нахальном кролике Багзе Банни (Warner Brothers), эксцентричном дятле Вуди Вудпекере (Universal Pictures) и о противостоянии кота Тома и мышонка Джерри (Metro-Goldwyn-Mayer).
Все три повествования были негласными конкурентами историй о Микки Маусе и получили свою порцию зрительской любви. Однако даже это не помешало студии Дисней и не заставило переориентироваться на более взрослую аудиторию и более жесткие ситуации и шутки в мультфильмах.
Фирменный стиль Диснея вызывал не только волну критики, но и не меньшее почитание. В числе последователей оказался даже знаменитый русский режиссер Сергей Эйзенштейн. После встречи с Уолтом и визита в его студию он писал: «Мне иногда бывает страшно глядеть на его вещи. Страшно от какого-то абсолютного совершенства в том, что он делает. Кажется, что этот человек не только знает магию всех технических средств, но что он знает и все сокровеннейшие струны человеческих дум, образов, мыслей, чувств».
Кроме того, существует легенда о том, что Иосиф Сталин так восхищался диснеевскими мультфильмами, что в 1936 году отдал распоряжение создать в Советском Союзе мультипликационную студию, которая была бы не хуже западной.
Говорят, что именно так и появился «Союзмультфильм», положивший начало всей отечественной мультипликации. Сам того не зная, Уолт Дисней поспособствовал и развитию аниме. В 1956 году в Японии появилась студия Toei Animation, которая создавала свои фильмы по классическим диснеевским канонам – использовала мюзикловость, сделала героями мультфильмов животных и даже позаимствовала у Микки Мауса ставшие отличительной чертой стиля аниме большие глаза. Вряд ли сам Уолт Дисней, произнося свое знаменитое «все началось с мышонка», осознавал, насколько сильно он повлияет на мировую мультипликацию и жизни миллионов маленьких зрителей.