Отдых

В Стамбул с двумя детьми

Если на руках двое детей, поездка в Стамбул обретает свои неповторимые черты и удивительные задачи. Где найти куриный суп, куда спрятался музей игрушек и какие достопримечательности выбрать так, чтобы всем было интересно?

Семья Натальи Лапиной выбрала Турцию для своей семейной поездки. О своем опыте, тонкостях туристического маршрута, а также особенностях отпуска с детьми Наталья рассказала «Летидору»:

«Мы отправились в путешествие семьей с бюджетом поездки в 120 000 рублей на 8 дней (дело было в конце мая). Перелет Новосибирск-Стамбул-Новосибирск а/к Turkish Airlines. Цена билетов – 39 000 р. Цена отеля – 23 000 рублей. Остальные 58 000 – шопинг, еда, проезд, развлечения, сувениры, игрушки. Наше место дислокации в Стамбуле, откуда прокладывались все маршруты: остановка трамвая «Площадь Султанахмет», отель Sk.Aksakal/23.

Стамбул. День первый – ознакомительный, площадь Султанахмет

Прилетели в Стамбул в 9.00 по местному времени. Так как местность нам вообще незнакомая, мы при бронировании отеля заказали и трансфер за 25 евро. Кстати, 25 евро за трансфер до аэропорта или гостиницы – средняя цена. Дешевле (за 5-6 евро) можно купить место в шаттле (это такие микроавтобусы с автоматическими дверями, мягкими креслами и кондиционерами в салоне). Но нас четверо, то на то и выходит: за 25 евро за нами прислали такой же шаттл, только ехали мы в нём одни.

Аэропорт Ататюрка не просто огромный, а ОГРОМНЫЙ. К счастью, самолет «припарковался» непосредственно напротив выхода в город, поэтому нам не пришлось бродить, мы вышли в зал прилета и сразу же наткнулись на человека с табличкой, который нас встречал. 30 минут – и мы в исторической части Стамбула. Наш отель находится в пяти минутах от площади Ипподром и Голубой мечети – главных достопримечательностей, а также от остановки метро-трамвая «Султанахмет».

внутренний двор Голубой мечети-2.jpg

Положили вещи, переоделись и пошли блуждать по улицам, паркам и площадям. Самым первым делом надо найти нормальную карту Стамбула. Неплохие карты раздают бесплатно на Ипподроме у Голубой мечети (в маленьких синих машинках). У нас с собой были скачанные карты. В первые два-три дня карта очень помогла запомнить дорогу до отеля. Мы наивно полагали, что улицы в Стамбуле ровно параллельные и перпендикулярные относительно моря и Босфора. Но нет. Они заковыристые, расслоенные и даже тупиковые.

Совсем необязательно обменивать валюту в банке. Хотя можно и в нем. Мы поднялись до главной улицы этого района – Divan Yolu – по ней ходят метро-трамваи. И между остановками «Площадь Султанахмет» – «Чемберлиташ» мы нашли с десяток обменных пунктов. Один нюанс: чем ближе обменный пункт к Голубой мечети, тем курс невыгоднее для туристов. Хотя разница, конечно, копейки. Тут же в небольших киосках, где продают всякую всячину (жвачку, газеты), мы купили стамбульские транспортные карты. (С картами весьма спорный момент. С одной стороны, они существенно экономят ваш проезд, если вы приехали хотя бы на неделю и путешествуете большой компанией. С другой стороны, большая компания может скинуться и на такси, что будет гораздо комфортнее и быстрее. Тут вам выбирать).

На этой же улице Divan Yolu (по которой ходят трамваи) в любое время можно поесть настоящего турецкого мороженого, найти магазин аутентичных турецких сладостей (например, Koska), в принципе поесть (дорого), купить всё, что угодно (что-то дорого, что-то – обычно, например, магазины турецких марок, типа Mavi, Colins – цены одинаковые в любом магазине в любой части Стамбула, за исключением аутлетов).

Босфор
В первый день мы бесцельно гуляли, младший ребенок уснул в коляске в свой сончас, а мы изрядно проголодались. В интернете было много написано о том, что сложно не найти вкусной еды в Стамбуле. Я сразу сделаю ремарку: это касается взрослых и подростков. Найти в туристической азиатской части Стамбула недорогое кафе типа локантов, где готовили бы, например, куриный суп, непросто. В маленьких кафе в основном шаурма, денёры, балыкэкмеки (сэндвичи с рыбой). На главных улицах – макдональдсы и дорогие рестораны, где супы – в основном типа пюре. Чтобы накормить ребенка прозрачным куриным супом, надо постараться. Мы случайно набрели на небольшой ресторан на улице для оптовиков (там мешками и коробками продают фурнитуру для одежды и обуви): оказалось и вкусно, и недорого. Ресторан называется Оба. Попросили официанта отметить на нашей карте местоположение кафе и приходили сюда еще пару раз.

Если вы собираетесь ехать с детьми в Стамбул самостоятельно в первый раз, готовьтесь к тому, что детям придется питаться в основном шашлыками и картошкой фри. Как вариант, можно снять апартаменты с кухней и варить суп дома. Но вспоминая, сколько мы ходили-ездили-плавали, сил на приготовление супа у меня лично не было.

Тем не менее, питание детей можно разнообразить. В Стамбуле полным полно торговых павильонов и сетевых магазинов, где всегда можно купить молоко, фруктовые пюре, детские мясные консервы, сок, воду, печенье, фрукты. На улицах продают свежие калачи-симиты, арбузы, кукурузу, жареные каштаны и еще много всякой всячины.

Так весь первый день мы проплутали в своем микрорайоне, погоняли голубей, погуляли по садам-площадям, детским площадкам. Разузнали, где остановка, где кафе с супом, где магазин с пюре и водой.

По неопытности, недальновидности и наивности весь второй день мы убили на торговый центр Forum. К слову, в нем кроме шопинга есть по меньшей мере три детских места. Это огромный туннельный аквариум, половина этажа с детскими аттракционами и парк с динозаврами Jurrassik-park. В Интернете была информация, что в Forum`е есть музей ледяных фигур, но мы не нашли.

туннель с акулами.jpg

Туннельный аквариум – это мечта не только детская, но и взрослая. Я советую однозначно туда идти. Мы обошли его дважды. В нем есть как большие закрытые аквариумы с разноцветными невиданными рыбами, так и открытые водоемы с черепахами, крабами и другими морскими живностями. Ну а сам туннель с акулами – это отдельная песня – потрясающее место! Можно заказать себе погружение в аквариум в акваланге, но мы с детьми побоялись, хотя сейчас жалеем – надо было всё попробовать.

В Turkoazoo на каждом шагу что-то интересное и притягивающее взгляд. Вот стоит водолаз с пустой головой, чтобы пофотографироваться, на выходе – огромные челюсти-скамейка для фото, ну и рамка с черепахами – самые веселые фотки получились здесь. Как я уже сказала, в аквариуме мы провели два часа.

Потом поели в неплохом ресторане на фуд-корте, зашли на этаж с детскими игрушками (к слову, они здесь в полтора-два раза дешевле, чем в Барнауле) и купили немного одежды детям. Когда посмотрели на часы, было что-то около начала девятого вечера! Напоследок зашли в продуктовый супермаркет, закупили в отель продуктов, попили чай с вкуснейшими пончиками Krispy Kreme Doughnuts (прям около эскалатора в супермаркет) и поехали домой.

Сначала о том, как добраться в Музей игрушек. Мы не смогли найти детального описания, как ехать, а главное, как идти до этого музея. У нас ушло около двух часов на дорогу туда. Дело в том, что далеко не все местные турки знают, как добраться до Музея игрушек. Музей находится в Кадыкёе. В отеле нам уточнили лишь адрес.

Мы добирались до Музея игрушек со стороны площади Султанахмет. Доехали на трамвае до причала Эминёню, сели на общественный кораблик до причала Кадыкёй. Там на конечной сели на автобус 19F. Ехать нужно до остановки «Göztepe». Потом пройти пешком обратно движению автобуса до автомобильной заправки, повернуть налево и идти мимо магазинчиков, кафе, локантов, Макдональдса. Сразу за Макдональдсом нужно повернуть налево, пройти школу справа и повернуть направо, потом сразу налево в первый поворот и увидите в нескольких метрах от вас двух жирафов — это вход в огромный дом игрушек.

Можно пойти и несколько иначе: после поворота с главной улицы, где ходят автобусы, за заправкой вы пройдете совсем немного и ещё ДО Макдональдса увидите желтый указатель Oyuncak Muzesi — можно пойти в музей по этим указателям, а можно через Макдональдс, как шли мы.

На сайте музея istanbuloyuncakmuzesi.com есть полный список автобусов, которые идут от причала Кадыкёй до остановки «Göztepe»: 10, 10B, 10S, 14Ç, 14 KS, 17, 17L, 19F, 19M, 19S, GZ1,GZ2, ER1, ER2 10, 10B, 10S, 14Ç, 14 KS, 17, 17L, 19F, 19M, 19S, GZ1,GZ2, ER1, ER2.

Нашей старшей семилетней дочери очень понравилось в музее. Я не могла оттащить её от витрин с игрушками. Да и мне самой было интересно. Не забудьте перед уходом зайти в музейное кафе и купить с собой коробочку розового безе. И если вы соберетесь в Музей игрушек, найдите что-то еще на этой стороне Стамбула. Мы, к сожалению, потратили много времени на поиски, плюс была дождливая погода, совсем не было сил и настроения идти куда-то ещё. Поэтому мы вернулись тем же маршрутом по Босфору на свою азиатскую сторону, погуляли по Султанахмету и пошли в отель — греться, мыться и спать. Но в принципе, зная путь, на музей уйдёт два-три часа с дорогой.

После того, как мы потратили целый день на Музей игрушек (точнее, на его поиски), мы решили в один день побывать в двух местах: в музее под открытым небом с достопримечательностями Турции в миниатюре и музее транспорта и всяких разных механизмов миллионера Рахми Коча. Мы посчитали, что раз музеи находятся на одной стороне в нескольких автобусных остановках друг от друга, то нам будет удобно посетить их сразу. И это была наша стратегическая ошибка. Оба музея – очень большие и очень интересные.

Сначала мы поехали в Музей Миниатюрк. Идея экспозиции такая классная и такая очевидная, что её надо воплощать в каждом городе. Во-первых, все-все главные достопримечательности страны в миниатюре на одной площадке, с короткой исторической справкой на четырёх языках – это очень познавательно. На входе вам дадут электронную карту с микрочипом, которую надо приложить к специальной установке у экспоната – и вы услышите информацию о достопримечательности на русском языке. Во-вторых, это раздолье для детей, девчачьему счастью не было предела на этих просторах: они бегали, прыгали, все трогали, фотографировались, бесконечно кричали: «Ух ты! Смотри, мам!». Этот день был невероятно активный. Совет могу дать только один – не торопитесь обедать в ресторане при музее, там очень недешево. Обратите внимание на тележки с закусками, которые расположены на территории музея.

Потом мы отправились в Музей Рахми Коча. Силы наши были на исходе, экспозиции на улице мы в буквальном смысле оббежали. Даже сейчас, вспоминая тот день, я чувствую упадок сил. Представьте, что вы оказываетесь на огромнейшей территории, заставленной машинами, самолетами, подводными лодками – всеми известными механизмами, которые не просто стоят, но и работают! Их надо трогать, включать, в некоторые можно залезть. И фотографироваться, конечно. Это невозможно обойти за один день.

И в Музее Миниатюрк, и в музее Рахми Коча в этот день – пятницу – было много свадеб. Мы насмотрелись и на стамбульских молодоженов. Имейте в виду, что оба музея имеют очень много открытой территории, надо брать с собой солнцезащитные кремы и панамки. В музее Миниатюрк обязательно зайдите в отделы с магнитами и подарками.

Еще одной нашей ошибкой было то, что на этот парк мы запланировали целый день. С детьми здесь достаточно провести два часа и желательно с утра, когда нет жары. Вайленд находится в районе Эйюп и ехать надо или с пересадками, или на специальном бесплатном автобусе. С площади Ипподром от центрального входа в университет «Мармара Университи Президенс» отходит бесплатный автобус. Первый автобус идет в 11 часов. Дорога длинная, мы успели устать.

Полное расписание бесплатных автобусов есть на сайте Вайленда www.vialand.com.tr. Имейте в виду, что автобусы туда начинают ходить в 11, ходят каждый час, а с 18.00 до 21.00 у них перерыв. Сам парк работает до 18.00. Самый последний автобус из парка идет в 21.00. Мы про перерыв не знали и опоздали на пятичасовой бесплатный автобус. Вместе с нами автобус ждала еще одна русскоговорящая пара молодых людей, мы вызвали такси и все вместе доехали до Султанахмета за 28 лир (примерно 15 долларов).

Парк разделен на три возрастные территории. Взрослая, подростковая и малышовая. Рекомендую прокатиться на «красных» горках – это самый первый аттракцион на входе в парк. Он отличается от привычных скоростных горок тем, что здесь и подъем в гору и спуск осуществляются на одной скорости. «Американские» горки работают по принципу «в гору медленно – с горы быстро». Так вот на турецких горках вы мчитесь и в горку также быстро, как с горки. Это незабываемо, несмотря на то, что по горкам вы едете всего один круг. Зато очередь продвигается быстро. Жаль, что детей сюда не пустили и они расстроились. Но они хватили своего драйва на других аттракционах. Мы разделились и старшую дочь отправили с папой кататься на сумасшедших каруселях, а я с младшей пошла в малышовую часть. На территории для самых маленьких очень удобное резиновое покрытие (невозможно пораниться или травмироваться) и комфортные мягкие зоны под крышами (можно укрыться от солнца).

Все вместе вчетвером мы съездили в историческое путешествие по реке, на берегах которой актёры и куклы воспроизводили сцены-панорамы из истории Турции. И хоть говорили они по-турецки, все равно было интересно и захватывающе. Итого, четыре часа в парке в самое пекло. Дети были так измотаны жарой и каруселями, что после такси до дома их начало колбасить: младшую тошнило, старшая мучилась головной болью и плакала. Мы забежали в первый попавшийся ресторан, чтобы переодеть их в чистую одежду (рядом с парком огромный торговый центр, где мы снова накупили детям что-то из Wikiki, там же есть кафе-рестораны, в которых можно переждать перерыв у бесплатных автобусов), напоить водой и горячим супом. И попали в самый дорогой ресторан – бутилированная вода там стоила вместо одной лиры пять. Но это мы узнали уже после того, как нам принесли счет. Вид из ресторана был шикарный на Айя-Софию. Собственно, и цены из-за вида были задраны. Но нам очень хотелось помыть руки, переодеть детей, посидеть, что мы совсем не огорчились из-за цен.

Для нас, как для взрослых, было важно посетить какие-нибудь действительно «взрослые» достопримечательности в Стамбуле. И мы выбрали для себя две главные мечети: Султанахмет и Айя-Софию. В Султанахмет вход бесплатный. Здесь можно бесконечно гулять по внутреннему двору и по самой мечети, заходить в любое время (внутрь не пускают только во время молитвы). Детям (да и нам) было удивительно, что в мечети можно валяться на мягком ковре и рассматривать купол столько, сколько хочешь. Никто не выгоняет, не строжится, не осуждает.

Айя-София – это уже не действующая мечеть, а музей, который находится под охраной ЮНЕСКО. В мечети до сих пор ведутся реставрационные работы. В Айя-Софию всегда очередь туристов. И прям в очереди к вам подойдут экскурсоводы и предложат свои услуги. Русский гид предлагал экскурсию за 150 евро (с входными билетами). Для нас это было дорого. Тогда гид прошелся по очереди, пригласил ещё две семьи (в результате набралось 10 человек). С нашей семьи он взял 100 евро за билеты и экскурсию. (В порядке очереди билет стоит 30 евро на взрослого).

Здесь могу дать только один совет. Идти в Айя-Софию надо или с гидом, или с книгой. Потому что если вы не знаете, что и где смотреть/искать в этой мечети, то за свои 30 евро просто погуляете. Есть вариант купить аудиогид, но он удобен только для одного человека. На каждой требующей внимания детали внутри и снаружи мечети есть отметки с номерами. Подходите, включаете на аудиогиде трек с соответствующим номером и получаете короткую справку.

Я точно не знаю, что именно расскажет вам аудиогид, но наш экскурсовод рассказал поистине любопытные вещи и, что самое главное, показал их: «Для детей есть волшебное место, где можно загадать желание – плачущая колонна. Есть несколько легенд, рассказывающих причины появления растроганного камня, и объединяет их все одно: если вставить большой палец в отверстие в колонне и очертить круг 360 градусов, то можно загадать желание, которое, как гласят легенды, должно непременно исполниться». А нашим детям только скажи, что можно желание загадать…

После перекуса мы поехали в район Зейтинбурну, где, как написано на форумах, можно купить недорого кожаные изделия. В Зейтинбурну добирались с пересадками. Сначала на трамвае до остановки Косatepe, потом на автобусе, который идет до остановки Olivium (ТЦ Оливиум). Кстати, в этой части Стамбула мы впервые обратили внимание на электронные табло на остановках, где написано время ожидания следующего автобуса. Очень удобно. От автобусной остановки нужно спуститься вниз по движению автобуса до следующего перекрестка со светофором, повернуть направо и через школу справа же будет ТЦ Оливиум. Как оказалось, это центр аутлетов, но мы совершенно бездарно провели там время, слоняясь от отдела к отделу и не понимая, «почему в Адидасе так плохо выложена одежда и обувь». Там турки без разбора все скупают, потому что очень дешево.

В Оливиуме мы потеряли коляску. Оставили ее у лестницы, сами поднялись на верхние этажи, а когда спустились, коляски не было. Подошли к охранникам на входе, сказали, что потеряли коляску. Они по рации сделали запрос ко всей охране ТЦ и отвели нас в охранную комнату, где стояла наша коляска. Счастью не было предела – не украли! Честно говоря, из комментариев на форумах мы поняли, что вещи из кожи надо искать именно в ТЦ Оливиум. Но оказалось, что это не так. Зато за «Оливиумом» начинается целая улица фабричных магазинов, все представлены все необходимые товары.

С утра мы поехали снова в Форум, так как пообещали старшей дочери купить еще одну куклу ко дню рождения и хотели прикупить подарков в Wikiki родственникам и друзьям. В результате почти все оставшееся время потратили на покупки. Напоследок посидели на площади Ипподром, покормили голубей и погуляли по парку Гульхане, взяли такси до аэропорта.

А теперь коротко о том, насколько комфортен Стамбул для путешествий с детьми и пара советов:

1. На мой взгляд, обязательны для посещения с детьми: Музей игрушек, Миниатюрк, музей Рахми Коча, аквариум с акулами, Голубая мечеть и Айя-София, а также парк Гульхане (да и вообще все возможные парки);

вход в Голубую мечеть бесплатный, но если вы хотите оставть пожертвование на поддержание мечети, можете за любую сумму купить билеты на память.jpg

1. Везде (в любом торговом центре) есть туалеты с семейными комнатами, где есть горячая вода, салфетки, автоматы по продаже подгузников поштучно, пеленальные столы;
  2. Стирку можно отменить до приезда домой. В Турции легко купить дешевую и качественную детскую одежду;
  3. Ограничивайте себя во времени в Вайленде, но не ограничивайте в Миниатюрке и музее транспорта Рахми Коча;
  4. На площади Ипподром обратите внимание на маленькие синие машинки с «культурными полицейскими», они раздают хорошие бесплатные карты Стамбула с достопримечательностями, схемой метро, транспортом;
  5. Не экономьте на покупке игрушек и сладостей для детей;
  6. Обязательно берите коляску для ребенка: брусчатка не будет проблемой;
  7. В мае берите побольше теплых вещей – в Стамбуле влажно и часто ощущается ветер с моря;
  8. Во всех местах, предназначенных для детского досуга, есть бесплатная аренда машин/повозок/колясок.

_ Места, упомянутые в тексте:
кафе Оба (Oba), ТЦ Форум (Forum), аквариум Туркуазо (Turkoazoo), музей Миниатюрк (Miniaturk), Музей Рахми Коча (Rahmi Koç Müzesi), Музей игрушек (Oyuncak Müzesi), Вайленд-парк (Vialand Park), парк Гульхане (Gülhane Park), площадь Султанахмет (Sultanahmet), Голубая мечеть или мечеть Султанахмет (The Blue Mosque), мечеть Айя-София (Ayasofya Müzesi), Босфор (Bosphorus, на турецком  İstanbul Boğazı), Вайкики (LC Waikiki), Криспи Крем (  Krispy Kreme Doughnuts), площадь Ипподром, Divan Yolu – центральная улица Старого города, паромная пристань и район Эминёню (Eminönü), район Кадыкёй (Kadıköy), район Зейтинбурну (Zeytinburnu), станция Гёзтепе (Göztepe)._