Учимся хорошим манерам
В каком возрасте нужно прививать ребенку хорошие манеры? Я считаю, чем раньше, тем лучше. Это только нам, взрослым, кажется, что кроха еще слишком маленький, чтобы овладеть какими-то навыками. На самом деле детки намного сообразительнее, чем нам кажутся. Нашей Светланке скоро два года, и мы стараемся вырастить из нее настоящую леди – благовоспитанную, с хорошими манерами. Кое-какими она уже овладела - в частности, с помощью наших игр.
Положительный мишка
Так получилось, что Светланке подарили двух одинаковых мишек, только один из них синий, а другой белый. В остальном полные близнецы-братья. Они для нас – наглядное пособие. Синий мишка совершенно невоспитанный тип, зато белый – учтив и галантен.
Эти мишки сопровождают нас почти везде. Дома они встречают с нами гостей: белый мишка всегда машет лапкой, здоровается и приглашает войти в дом. Синий же иногда даже забывает поприветствовать пришедших. Конечно же, белый мишка всегда напоминает своему брату как и что нужно делать.
За столом белый мишка всегда благодарит маму за вкусный ужин и вытирает рот салфеткой, синий падает под стол и роняет крошки. И опять белый мишка подсказывает ему как нужно себя вести.
Теперь в роли белого мишки выступает сама Светланка. Ничего страшного, что она говорит пока не очень хорошо. Зато вполне может кивнуть головой при встрече и помахать ручкой на прощание, произнести «сипа» (на ее языке это означает спасибо)… На первое время, мне кажется, этого вполне достаточно.
Лучший кусочек
Самое лучшее, конечно, хочется отдать малышу. В общем-то мы так и делаем, но чтобы малыш не вырос эгоистом, стараемся приучить его делиться.
Когда мы собираемся на прогулку, берем с собой что-нибудь перекусить. Если это яблочко, то заранее разрезаем его на две половинки. Кладем в пакет несколько печений, несколько баранок…
На прогулке мы собираем ребятишек, я даю Светланке пакет и мы раздаем ребятам баранки, печенье, делимся яблоком. Признаюсь, дело у нас пошло не сразу. Сначала Светланка жадничала, но я был настойчив. И вот теперь «перекус» превратился у нас в настоящее шоу. Светланка сама подходит ко мне и заглядывает в сумку. Я понимаю, что время пришло, она хочет угостить друзей.
А дома у нас тоже появился свой ритуал. Когда мама печет пирог, мы разрезаем его и Светланка показывает, кому какой кусочек отдать.
- Бабе, папе, деде… - говорит она и показывает пальчиком.
Вот еще немного подрастет и мы вместе будем печь пироги, а потом угощать ими друзей. Быть добрым – это так приятно!
Наводим порядок
Я считаю, что аккуратность – это тоже хорошая манера. Поэтому мы со Светланкой стараемся, чтобы у нас игрушки и личные вещи всегда были в порядке.
Каждый день мы обязательно играем в игру «Все в домик». У нас есть специальные корзины для игрушек, но, конечно, зайки-мишки-книжки все равно разбросаны по дому. Перед сном (днем и вечером) я говорю:
- Твои игрушки устали и хотят отдыхать. Давай их положим на место. Все в домик! – первым начинаю собирать игрушки и укладывать их в корзину.
Иногда Светланка куксится и отказывается убирать игрушки. Тогда приходится придумывать разные уловки: иногда я придумываю истории для каждой игрушки, которая идет в свой «домик», иногда мы собираем игрушки наперегонки.
Когда все игрушки убраны, я обязательно хвалю Светланку и обращаю ее внимание, как у нас дома стало чисто.
Добрые дела - для каждого свои
Я не люблю, когда мои тапочки убирают в ящик для обуви. Степка обожает, когда его встречают всей семьей прямо у двери. А его мама перед тем, как выйти из дома, все время проверяет, есть ли в кармане носовой платок. У каждого из нас есть свои маленькие привычки и пристрастия, и так приятно, что кто-то помнит про них и заботится о нас.
Мы со Светланкой стали примечать за своими домашними, кто и что любит. Каждый день я специально обращал внимание на эти вещи. Когда Степка возвращается из школы, я говорю Светланке:
- Звонок, это Степа идет. Пойдем его встречать, он будет рад, - и мы бежим открывать дверь.
Когда мама уходит на работу я говорю:
- Надо маме дать чистый носовой платок, пойди, отнеси ей, она будет рада.
Так мы приметили много разных мелочей и стараемся все время выполнять свои маленькие «добрые дела». Светланке очень нравится эта игра. Ведь все ей так рады, благодарят ее! Так что теперь мои тапки всегда стоят перед входом в дом, Степку первой бежит встречать Светланка, а маме именно она несет платочек…
Развиваем вкус
Есть такое мнение, что когда ребенок маленький, не важно, в какой одежде он ходит. Вырастет, вот тогда и начнем наряжать. Но я уверен, что чувство вкуса развивается с самого раннего возраста. И тут дело совершенно не в дороговизне нарядов: красиво одеть малыша можно недорого. Нашей Светланке практически все вещи перешли по наследству от детей маминых подруг, племянниц и прочих родственников. Но мы одеваемся не во все подряд, а тщательно выбираем наряды.
В эту игру со Светланкой начала играть ее мама. Тогда на улице стояла ужасная погода, мы почти не гуляли и сидели дома. И вот мама вытащила Светланкину одежду и они стали вместе собирать наряды.
- Видишь, это красный свитерок, к нему подойдут вот эти красные брючки. Ах, как красиво! – говорила мама и клала рядом свитер и брюки.
Сначала на кровати, а потом на ковре они разложили целую модную коллекцию юбочек-брюк и юбок.
Потом, когда собирались на прогулку, мама всегда обращала внимание Светланки на то, что на ней надето:
- Повяжем вот этот синий шарфик, он подходит к нашим джинсам. Видишь, как красиво! – говорила она.
Я, конечно, не рискую подбирать наряды для самой Светланки, но зато мы вместе выбираем наряды для кукол.
Садимся в комнате на ковер, раскладываем перед собой пупсов и кукол, мама нам выдает свои платочки и шарфики и мы начинаем модный показ. Светланка выбирает, что надетет кукла Катя, а что - мишка Степан. Я завязываю пупсу чалму, делаю из платка юбку для куклы. Но Светланка не всегда согласна со мной. Иногда она снимает с куклы платок и надевает его на медведя. Мне кажется, что у нее уже появился свой вкус – всех наших кукольных моделей можно смело отправлять на выставку.
Пожалей мишку
Я считаю, что очень важно, чтобы один человек мог сострадать другому. И, конечно, этот навык тоже прививается в семье. Мы часто разыгрываем различные сценки с игрушками и я стараюсь все время придумывать сюжеты, когда мишки и зайки испытывают разные эмоции.
-
Бах, упал зайка. Ушибся, плачет. Его надо пожалеть, - говорю я, прижимаю зайку к груди и говорю успокоительные слова.
-
Ай да мишка, какой молодец. Нашел Светланкин мячик. Умница мишка! - говорю я и глажу мишку по голове.
Светланка повторяла за мной движения, но самой большой гордостью для меня стал такой эпизод. Степка вернулся домой с улицы, он разбил коленку и плакал. Светланка подошла к нему, залезла на диван и стала гладить его по голове, что-то бормоча. Она жалела брата. Видимо, мои уроки не прошли даром.