Отдых

Сядьте на пол

Сядьте на пол

Все прелести сидения на полу я осознал, когда у меня появились дети. И даже задумался, почему в нашей культуре так долго держится противоположная традиция: делать всю мебель с ножками.

Я никогда не был в Японии, и наверное, как большинство окружающих россиян, не раз удивлялся привычке японцев сидеть на полу, без стульев – как мы видим это в кино или в японских мультиках. Даже на занятиях айкидо мы спрашивали о том, зачем нужно отрабатывать приемы в технике «сувари-ваза», то есть сидя на коленях. «Это они придумали на тот случай, если на самурая напали, когда он... обедает», – шутил в ответ наш сенсей. В общем, это было некой загадочной и далекой от меня традицией. 
Все прелести сидения на полу я осознал, когда у меня появились дети. И даже задумался, почему в нашей культуре так долго держится противоположная традиция: делать всю мебель с ножками. Ну да, мы живем в более суровом климате, а полы раньше были земляные или каменные, сидеть и спать на них было холодно и грязно. Но теперь ситуация совершенно иная: полы у себя дома можно сделать и мягкими, и теплыми, и в чистоте их держать нетрудно. Тем не менее, мебель все равно на ножках. Привычка? Однако с точки зрения ребенка и ухода за ним привычка оказывается не особенно полезной, а иногда и очень вредной.

Сразу после родов
ребенок в нашей «цивилизованной» традиции попадает в настоящую тюрьму: его кладут на железный пыточный столик (пеленальный), затягивают в смирительную рубашку (тугое пеленание) и отправляют в одиночную камеру (кроватка с решеткой). Делается это все, очевидно, чтобы уменьшить двигательную активность ребенка. Это облегчает жизнь родителям, ну и безопасность самого ребенка вроде как обеспечивает – среди причин детского травматизма первого года на первом месте стоят именно травмы при падениях.

Но есть и другое решение: исключить саму ситуацию падений. С пола упасть невозможно! Поэтому избавляемся от пеленального столика (на случай визита педиатров из прошлого века можно разово использовать любой другой стол в доме). Ребенка кладем на низкую родительскую кровать без ножек, или просто на матрас-футон, лежащий на полу. Там же его и переодеваем, стоя рядом на коленях. На этом же футоне он может и спать с мамой, и тут же кормиться по ночам, «не отходя от кассы», безо всякой боязни свалиться.

А вы что, уже купили ему отдельную красивую кроватку с рюшечками, балдахином и решеткой? Ну, в этом случае вам придется по ночам вылезать из теплого одеяла, бежать к этой детской кроватке в темноте, поднимать спросоня ребенка, кормить его, потом снова укладывать, возвращаться в свою кровать, а он тут снова закричал... Милое развлечение для холодной зимней ночи. А вся проблема – в привычке к отдельным кроватям на ножках.

Где-то в полгода ребенок начинает ползать , а по пути – засовывать в рот все попавшиеся под руку предметы, включая электрические провода. Причем он будет находить такой «подножный корм» снова и снова, хотя вам казалось, что вы все убрали. А это потому, что вы смотрите на мир сверху. Сядьте на пол – и сразу увидите гораздо больше. Потом проползите несколько раз по квартире и посмотрите на нее так, как видит ее ребенок. Наверняка найдете еще много интересного. Может быть, даже некоторые из вещей, которые вы считали безвозвратно потерянными.

Следующая стадия – хождение. Вначале это очень умиляет. Потом вы понимаете, что этот ковыляющий пингвин ходит именно за вами. Хватает за штаны, тянет руки вверх и ноет – мол, забудь все дела и возьми меня. Фанаты естественного развития на этом месте обязательно скажут, что малыша надо побольше носить на руках. Ему, мол, очень важен этот тактильно-тепловой контакт с родителями.

Но попробуйте другой способ. Просто сядьте на пол. И сделайте великое открытие: на самом деле, он совершенно не стремится постоянно торчать у вас на руках. Просто когда вы стоите, ваш главный «интерфейс общения» – голова – находится далеко от ребенка. Туда он и стремится. Если же вы сидите на полу, он успокоится, несколько раз перелезет через вас, может быть подергает за нос, а потом вполне может заняться своими игрушками. Через некоторое время снова к вам подойдет, «пообщается» – и опять пойдет исследовать мир.

С детьми постарше тот же метод работает при спорах. Думаете, почему они лучше копируют сверстников, чем взрослых? Да просто человек, который находится «на том же уровне»,  воспринимается гораздо лучше. Как нормальный человек, такой же. А не как недостижимая каланча, у которой ты не видишь ни глаз, ни выражения лица, а только слышишь громовой командный голос, обращенный непонятно к кому. Возможно, это древний звериный принцип, зашитый у нас в самых глубинных инстинктах: с подозрением относиться к существу, которое значительно выше тебя. Проверить легко, особенно если усугубить свое «понижение» – сядьте на пол так, чтобы ваша голова оказалась даже ниже, чем голова ребенка. И понаблюдайте, как изменяется его отношение к вам в разговоре.

Более того, ваше собственное отношение к общению тоже меняется оттого, в какой позе происходит это общение. Допустим даже, у вас нет никаких конфликтов с отпрыском. Но вот он пристает к вам с вопросом, предлагает поиграть, почитать ему книжку. Какова ваша реакция? Ну признавайтесь: довольно часто вы испытываете раздражение. У вас ведь свои дела, дедлайны, вы ничего не успеваете, вы вечно на бегу. Хотя вы понимаете, что нужно и с ребенком заниматься, и время вроде есть, но переключиться как-то очень трудно. А способ тот же: сядьте на пол. Выключите бег снаружи – он выключится и внутри. 

Ну и наконец, дети выросли, ушли в школу, или гулять, или вообще уехали. Самое время применить «метод пола» к самому себе. Что вы делаете, когда у вас неприятности на работе, или вы поссорились со своей половиной? Небось ходите из угла в угол, произнося внутренние монологи? А ходьба, между прочим – это набор контролируемых падений. То есть ваш мозг продолжает думать о падениях даже тогда, когда вы размышляете о противоположном: как победить.

Ну так сядьте на пол. С пола упасть невозможно. Зато можно увидеть мир совершенно иначе.