Отдых

Шахматы для сына: тактика обучения

Шахматы для сына: тактика обучения

В свои четыре года и два месяца сын свободно играет и в шахматы, и в английские шашки. Как это получилось у папы? Какие тактические и стратегические педагогические моменты помогут привить любовь к игре и развить волю к победе?

Не помню точно, в каком возрасте отец научил меня играть в шахматы, но в семь лет я уже неплохо играл, и мы частенько сражались с ним по вечерам. Конечно, став отцом, я тоже стал учить сына этой великолепной игре.

Подход к обучению сына шахматам я выбрал такой же, как при обучении чтению, счету, английскому, творчеству, плаванию и другим развивающим активностям. Подход этот прост: обучение я проводил только в игровой форме, то есть, по сути, не обучал сына, а играл с ним, потихоньку подталкивая игру в нужное русло. Время проведения таких игр изначально было не более 1 минуты. Потом, когда сын привыкал к игре, я  постепенно увеличивал время. Постоянно разнообразил игру, начиная с небольшой доли информации, потом, шаг за шагом, дополнял общую картину. Каждый раз заканчивал игру на пике активности и интереса, только с положительными эмоциями.

Как вовлечь: тактика и стратегия

Знакомить сына с шахматами я начал, когда ему было два года. Конечно, сначала Тимур узнал названия всех фигур, так как они участвовали практически во всех наших играх. Мы рисовали их, лепили из пластилина, собственноручно делали шахматную доску и расставляли собственноручно сделанные фигуры. Далее потихоньку я стал объяснять цель игры, опять же образно и в игровой форме показывая, как черные с белыми соперничают, как ходят фигуры, какой «вес» имеет каждая фигура.

И, наконец, Тимур полностью вник в шахматы, стал правильно ходить фигурами, прослеживать возможные ходы и их последствия. На этот первый этап нам понадобился год. Я не форсировал события, периодически давал возможность интересу угаснуть, потом опять пробуждал его, подогревал.

Иногда Тимур видел, как мы с женой или знакомыми играем, иногда какая-нибудь интересная информация по шахматам попадалась случайно, и я обязательно акцентировал на ней внимание, в общем, использовал любую возможность поддержания интереса.

Так как шахматы – достаточно долгая игра, требующая постоянной концентрации и напряжения на протяжении всей игры, на втором этапе я познакомил Тимура с английскими шашками. Этот шаг оказался очень своевременным, так как Тимур уже привык к шахматам, но доиграть в шахматы партию до конца ему было еще сложно. А английские шашки – это очень динамичная и несложная игра.

Сын быстро освоился и временно переключил внимание на них. Потом, почувствовав радость побед в шашках, он с новой силой взялся параллельно и за шахматы. Был период, когда Тимур везде с собой носил шахматную доску с шахматами и шашками внутри. Даже на кухне у нас был дежурный набор. Конечно, чем больше он играл с нами, с другими людьми, с компьютером или сам с собой, тем лучше начинал понимать суть этих игр и тем интереснее становились для него эти игры. Этот этап занял у нас также примерно год.

Сейчас, в свои четыре года и два месяца (или 50 месяцев, как посчитал сам Тимур свой возраст), он свободно играет и в шахматы, и в шашки. В английские шашки обыгрывает компьютер на 6-ом уровне из 6-ти, а также живых соперников разного возраста с разной степенью подготовки. В шахматы обыгрывает компьютер на 2-ом уровне из 10-ти и также состязается, обыгрывая иногда людей.

В данный момент мы находимся на третьем этапе обучения шахматам. Это самый активный этап – постоянные турниры с реальными соперниками. Именно на этом самом важном, третьем этапе нужно подключать особую систему отработки игры в шахматы для деток, так как просто сказать ребенку, что он теперь должен постоянно состязаться с разными людьми, нельзя.

Нужно, чтобы малышу стало интересно прилагать усилия для победы. Чтобы он сам жаждал игры с игроком любого возраста и уровня подготовки, и не боялся незнакомых соперников. Чтобы на практике убедился, что может побеждать и верил в свои силы. Такая система должна позволить, как бы уровнять шансы ребенка и взрослого на выигрыш, и плюс к этому должна вносить позитивную динамику в саму игру, делая её быстрой и увлекательной. Чтобы можно было ошибаться, и ошибки не приводили бы к серьезным последствиям во всей игре в целом.

Итак, суть данной системы такая: перед игрой взрослый дает ребенку фору, а в самой игре шах не объявляется, а просто сбивается король и тот, кто собьет короля – выигрывает. Все остальные правила игры обычные. Еще очень важный момент – игра проводится на время, для этого необходимо купить шахматные часы. Выставляем на часах, к примеру, по 10 минут каждому и вперед – игра пошла. То есть времени на раздумья у сторон нет, игра проходит динамично и увлекательно. У кого флажок на часах упадет – тот проиграл.

Внедрять систему, конечно, нужно постепенно. Изначально родитель, показывая суть игры, ставит себе только одного короля. Ребенок пытается за короткое время игры короля сбить. На начальном этапе можно и нужно подсказывать малышу тактику, а именно: в этой игре нужно задействовать все фигуры, нападая на короля противника. Однако каждую нападающую фигуру нужно сразу защищать пешками и другими фигурами, чтоб король противника не мог сбить нападающие на него фигуры, увеличивая тем самым шансы на победу. В итоге, под напором фигур малыша королю родителя просто некуда будет ходить, и ребенок с удовольствием собьет его и победит!

Так можно играть до тех пор, пока ребенок не освоится и не станет быстро выигрывать. По опыту знаю, что ребенку обязательно захочется поменяться ролями, то есть у него будет мало фигур или вообще только один король, а у родителя все фигуры. Нужно обязательно поиграть и так тоже. Несмотря на то, что это покажется бесполезным на первый взгляд, так как взрослый в этом случае выиграет быстро, ребенок на этом примере хочет увидеть именно применение этой тактики взрослым, чтобы потом скопировать и самому ее применить. Поддаваться здесь, конечно нельзя ни в коем случае, нужно как раз обыграть малыша быстро и разгромно, чтобы показать действие этой тактики (желательно ненавязчиво рассказывать, что и для чего делается: я вывожу этого коня, чтобы закрыть эти пути твоему королю и т.д.).

Я уже начал показывать сыну суть этой системы, и мы провели по ней ряд турниров, в течение которых Тимур намотал на ус некоторые правила и хитрости. Однако позже, как обычно, наступил период некоторого забвения. Это, видимо, необходимо сыну для переваривания большого количества информации, обдумывания и усвоения.

Тимур сегодня как бы взял тайм аут и на время опять «забыл» про существование шахмат и шашек, переключившись на другие интересы. Но я-то знаю, что это необходимая передышка, которая нужна, в том числе и для того, чтобы в сыне накопилось желание освоить эту систему и стать в ней чемпионом, поэтому не тороплю события.

Через некоторое время интерес оживится и проявится, тогда мы купим шахматные часы, и это событие станет толчком к новому витку обучения моего сына шахматам.