Рок и рэп для моей дочки
«Давайте посмотрим, что воспевает рок-музыка, какие ценности она навязывает нашим детям. На первом месте пропаганда разных форм насилия».
«Рок-музыка берет свое начало от колдовских танцев Гаити и Африки. До сих пор она используется в сатанинских ритуалах и идолослужении».
«Ритм может стать наркотиком, который будет требоваться всё больше и больше. Нервная система подстёгивается, что выплёскивается в агрессию, страхи, депрессию, отстранённость. И тогда родители не узнают своего ребёнка».
Эти цитаты - из трех первых выпавших статей, когда я загуглил «рок-музыка и дети». И там еще куча подобных текстов. Я даже удивился. Если и правы Мэрилин Мэнсон с Борисом Гребенщиковым и «rock is dead», а «рок-н-ролл мертв», то труп по-прежнему внушает ужас. Довольно много родителей всерьез боятся того, что рокеры, словно гамельнский крысолов, похищают их детей, чтобы те сгинули в пучине разнообразных пороков.
Ну смешно же. Скажи, кого боишься, и я скажу, чего ты стоишь. Если все многолетнее воспитание вдруг разрушают волосатые мужики с электрогитарами, грош цена такому воспитанию. Когда у протестантского миссионера я читаю: «Христианская молодежь, попав под влияние рок-музыки, теряет всю лучезарность своего существа», это огорчает меня, христианина, сильнее, чем песни сатанистов из группы Behemoth. Что за лучезарность, если так легко ее потерять? Как вообще ставить на чаши одних весов Библию и рок-н-ролл?
Кроме религиозных фундаменталистов, еще ученые любят рассуждать о пагубности рока, о децибелах, низких частотах, пульсациях и биоритмах. Какая-то правда в этом наверняка есть. Но на любых ученых можно найти других ученых, тут как с русскими поговорками – для каждой отыщется противоположная по смыслу. Вот, например, тоже ученые, британские, как ни смешно – из Университета Уорвика - пришли к выводу, что интеллектуально развитые подростки, резко опережающие сверстников, гораздо чаще остальных слушают тяжелый рок.
Кстати, ни пульсации, ни частоты не помешали моей старшей дочке, когда ей было полгода, заснуть у меня на руках под Slayer. Я тогда молодой был, глупый, провел такой эксперимент. Не советую его повторять, трэш-метал таки мало похож на колыбельную. Но дочка то заснула – быстро и сладко.
И всех троих своих детей я укачивал, напевая что-нибудь из Егора Летова. Работало и работает безотказно. Младшая дочь и на концерте «Гражданской обороны» успела побывать – у мамы в животе…
В общем, папину любовь к рок-музыке мои детки впитывали с молоком матери и даже раньше. Что хорошего я в этом вижу? Рок-н-ролл – один из ключиков, раскрывающих внутреннюю свободу. Конечно, это разрушительная музыка. Конечно, масса отличнейших рокеров умерли молодыми и без печени. И еще больше фанатов пошли в никуда тем же путем. Но если брать по гамбургскому счету и смотреть на лучшие образцы…сколько незыблемых стереотипов и ветряных мельниц рухнуло вместе с теми, кто ломал их своими песнями?
Тут сразу возникает вопрос: почему рок-н-ролльная свобода так легко превращается во вседозволенность? «Сегодня он играет джаз, а завтра родину продаст» - по сути, верное наблюдение. Эта музыка раскрепощает так, что ни рамок, ни берегов просто не хочется видеть. И тогда никчемной условностью становится абсолютно все сущее, и «любой имеющий в доме ружье приравнивается к Курту Кобейну».
Но разве сама музыка в этом виновата? Можно резать ножом хлеб, а можно использовать его, как Сид Вишез в отношении своей Нэнси. Чтобы внутреннее освобождение не стало для подростка тотальным и, в конечном счете, ложным, его родителям хорошо бы позаботиться о каких-то фильтрах. Как бы чадо не любило того же Кобейна, у него и мысли не должно возникнуть повторить финал его жизни, вот я о чем. Потому что есть ценности еще круче, чем Nirvana.
Рок-н-ролльный фронт
Рок – музыка, наверное, примитивная, зато честная. Моя Анюта уже пятый год занимается в музыкальной школе по классу скрипки. Слушает много классики, регулярно ходит на симфонические концерты. За ее музыкальную культуру я совершенно спокоен. Но я бы не хотел, чтобы она снобом выросла: фуу, что не Гендель и не Шнитке – шлак. Может, композиторских откровений от рока она и не получит, да и не надо. Зато в нем есть замечательно большой заряд смелости и искренности.
Ничто так не раздражает подростков (ну, кроме полового воздержания), как лицемерие. Есть масса способов научиться компромиссам, да жизнь и сама в эти способы ткнет. А вот радикальная баррикадная честность, так милая юному сердцу, в рок-н-ролльной среде цветет, как нигде больше. «Кто в молодости не был революционером – у того нет сердца. Кто в старости не стал консерватором – у того нет мозгов» - эти слова приписывают Черчиллю. Но сам он стал консерватором гораздо раньше, годам к двадцати.
Следующая гипотеза с Черчиллем никак не связана, но, может, чем раньше начнешь слушать панк-рок, тем быстрее и безболезненнее перебесишься?
Еще рок-концерты хороши тем, что там масса энергии высвобождается, причем, довольно мирно. Пару лет назад Анна побывала с мамой на фестивале «Кубана» в Краснодарском крае. Несколько дней он идет, десятки групп, разные стили, море рядом – раздолье, короче. Хедлайнерами там были калифорнийские панки NOFX – я их обожал в девяностые, сейчас подохладел, но ценю, хотя они и убежденные атеисты.
О, как Анна под них попрыгала – в майке NOFX пятидесятого размера, купленной мне в подарок!
Видавшие всё субъекты с полуметровыми ирокезами ей респектовали. Уверен, мы еще не раз оторвемся вместе на каких-нибудь достойных концертах – когда Анюте будет 15, мне стукнет 40, и мы еще посмотрим, кто кого перепрыгает.
Написал я эту апологию рок-музыки, и вспомнил, что рок-н-ролл-то - действительно мертв. В России, по крайней мере. Нишу русского рока внезапно заполонил русский рэп. Слишком привыкшие к гитарному саунду и интонациям Юрия Шевчука люди до сих пор с этим не смирились. Но именно в рэпе сейчас бунтуют, ниспровергают, философствуют, учат и куда-то ведут.
Cловом, становятся тем, чем были славны рокеры. Динозавры скуксились, скурвились, опопсели, растолстели, забронзовели, закостенели, умерли, вставьте нужный глагол сами – а им на смену пришла группа «Звери». Я не про то, что это плохая группа. Просто это не рок совсем, но именно за рок ее и держат.
А рэп-культура в последние годы напротив – бурлит живо и весело, как русский рок в восьмидесятые. Новые имена, программные альбомы, зарождающиеся культы, борьба идей, наконец, пристальное внимание к слову – все в ней есть. Не буду сильно углубляться в тему, про это уже много написано. Факт есть факт: главная субкультура наших детей – это рэп. И я полагаю, ее потенциала хватит и на моего Василия, которому сейчас восемь месяцев.
Поэтому все угрозы, возможности и вопросы, которые ставил перед родителями рок, теперь ставит рэп. Причем, у рэпа пасть пошире. Рок-музыка, за исключением отдельных не слишком продолжительных периодов, всегда была уделом преимущественно неформалов, ее все же слушают немножко не такие, как все, подростки. А рэп – всеобъемлющ.
Мэйнстримовое большинство удовлетворят Тимати и «Банд’Эрос». Маленькие гопники уважают Сяву и АК-47, не вдаваясь в пародийность этих персонажей. Девочки плачут от «Поставить Басту», а самого Басту или его Ноггано-ипостась любят все подряд. Есть рэп для интеллектуалов и для скинхедов. В обычном восьмом классе обычной российской школы вся эта шкала так или иначе представлена. Да что в восьмом, я это и у Анны в четвертом помаленьку наблюдаю.
Рэперы любят подробно мусолить тему наркотиков. Гораздо подробней и откровенней, чем это делали самые отпетые рокеры-торчки. Послушайте талантливейшего Гуфа, если прежде не доводилось.
Гарантирую, получите удовольствие от виртуозного владения словами и ужаснетесь – о чем эти слова. «А я все практикую лечение травами» и все такое. Гуф скоро приезжает к нам в Красноярск. Зашел на страничку концерта «Вконтакте», решил посчитать, сколько народу «до 14 и младше» собираются сходить. На пятидесятом сбился и плюнул на это дело.
Не, я ничуть не ханжа и дар Гуфа уважаю, но что-то не хочется, чтобы моя дочь его слушала. Тем более, говорю, в современном русском рэпе хватает и гораздо более здоровых месседжей, и тоже, кстати, талантливых.
Нам с Анной, например очень нравится группа 25/17. «Я на земле своей жить и умереть хочу, дышать свободно, расправив плечи. Любить семью свою искренне, горячо и с чистым сердцем уйти в вечность» - этот рефрен нам приятней, чем «Если мутишь – мути тихо».
У Влади из «Касты» последний альбом замечательный вышел, тоже рекомендую для семейного прослушивания. А трэк его соратников «Самый счастливый человек на Земле» - это ж вообще готовый гимн «Пападрома»: «Быть может, завтра и тебе упадет счастье в лапы, ну а сегодня я... стал папой!».
В общем, много есть хороших актуальных песен, которые понравятся вашим детям и, как минимум, не напугают вас. Исследуйте современную музыку вместе, ведь конфликт поколений так часто начинается со слов: «Что за гадость ты включил?».