Отдых

Развлекая - поучать: три нескучные книжки про науку

Развлекая - поучать: три нескучные книжки про науку

Не все дети любят читать книги, а особенно научные. Книги, из которых вы можете почерпнуть знания об окружающем мире, как правило, написаны сухим теоретическим языком, который детей совсем не привлекает. Однако есть книги, которые обучают, не теряя при этом развлекательный элемент. Три такие книжки представляет Михаил Визель.

Все детские книжки, даже самые сказочные, чему-то учат и о чем-то рассказывают. Но в некоторых из них этот образовательный элемент выражен более явно. И при этом – без ущерба для увлекательности. Такой подход называют сейчас «эдьюкеймент». То есть «развлекая — поучать».

Кэрол Доннер "Тайны анатомии"

  Наконец-то кто-то догадался переиздать книжный хит времен детства и отрочества родителей нынешних школьников: книгу американского художника-популяризатора медицины Кэрол Доннер. Идея книги очень проста: дети-близнецы, мальчик и девочка, уменьшившись с помощью волшебной лупы, попадают внутрь живого человеческого тела, и, пытаясь выбраться, путешествуют по всем его закоулкам, беседуя с «аборигеном» – водяной капелькой и заодно уясняя для себя, как работают все системы организма, от пищеварительной до высшей нервной.

Подобное путешествие предпринимали еще герои Рабле, чтобы перекидать из желудка обжоры Гаргантюа скисшую еду. Но книга Доннер замечательна не литературной новизной, а добросовестностью (научная редактура профессора медицины Гарвардского университета Ильи Гельфанда) и, разумеется, изумительными гиперреалистическими иллюстрациями на хорошей бумаге — хоть сейчас в учебник анатомии! Впрочем, эта книга и так является учебником анатомии только в увлекательной форме.

Можно с уверенностью сказать, что такой книги очень не хватало, судя по тому, что заявленный 15000-й тираж указан как «дополнительный».

Книги Анне Мёллер "По земле и по воздуху: как путешествуют растения" и "Гнёзда, норы и горшки: как насекомые заботятся о потомстве" , казалось бы, того же издательства, что и книга Кэрол Донер, однако отличаются от нее радикально.

Здесь упор сделан не на увлекательность приключений и энциклопедическую подробность картинок, а на их красоту. Жучки и муравьи, травинки и листики, мышки и лисички прорисованы (явно от руки, а не на компьютере) в выраженной индивидуальной манере, которую, пожалуй, можно сравнить с манерой латиноамериканских «магических реалистов» первой половины XX века. Само же содержание книжек вполне раскрывается из их по-немецки подробных названий. Остается только добавить, что, во-первых, научный редактор присутствует и здесь (Илья Колмановский), а во-вторых, обе книги снабжены интерактивной частью, позволяющей, да простится мне это выражение, «закрепить материал».     

Специалистам трудно писать популярные книги для детей по своей дисциплине. Им кажется, что всё, чем они занимаются, само по себе страшно увлекательно и ни в каких дополнительных «оживляжах» не нуждается. Но художник книги Светлана Прудовская героически борется с этой профессиональной деформацией.

Книжка не просто рассказывает сжатыми и понятными словами историю письменности со времен шумеров, клинописи и берестяных грамот, но и предлагает загадки, скороговорки и практикум «умелые руки»: как перерисовать по квадратикам ассирийского коня и китайские иероглифы «С новым годом!», как сделать имитацию папируса и книги на банановых листьях и даже как заняться новомодным бук-артом (самому изготовить из макулатуры вполне настоящий лист бумаги с цветочками или разводами и сшить из него в прямом смысле слова уникальную книгу). Поэтому ее сочинение и называется «История книги своими руками». Эта книга выходит вторым тиражом за два года. А Светлана Прудовская написала тем временем еще одну: «История букв своими руками».