Отдых

Профессий много, но: Кинолагерь Максатиха Кэмп

Профессий много, но: Кинолагерь Максатиха Кэмп

В детском лагере «Максатиха Кэмп» в Тверской области дети за смену снимают полноценное кино: пишут сценарии, разводят мизансцены, придумывают художественное решение фильма и даже спецэффекты. Корреспондент Марина Зенкина отправила в лагерь свою 10-летнюю дочь Алину и съездила посмотреть, как за 2 недели смены дети превращаются в режиссеров, операторов, звукорежиссеров и актеров, владеющих всеми основными приемами и терминами.

В детском лагере Максатиха Кэмп в Тверской области дети за смену снимают полноценное кино: пишут сценарии, разводят мизансцены, придумывают художественное решение фильма и даже спецэффекты. Корреспондент Марина Зенкина отправила в лагерь свою 10-летнюю дочь Алину и съездила посмотреть, как за 2 недели смены дети превращаются в режиссеров, операторов, звукорежиссеров и актеров, владеющих всеми основными приемами и терминами.

DSC_8925.jpg

«Камера! Мотор» – после завтрака пятый отряд кучкуется вокруг песочницы. Малыши из первого отряда самозабвенно лепят куличи. К ним подсаживается Борис, главный герой будущего фильма. Через плечо ему смотрит камера в руках у начинающего оператора-Кати, вокруг, теребя в руках листки сценария, ходит режиссер Ваня, над головами тянет микрофон-«пушку» звукорежиссер Коля. Главный режиссер лагеря Дима Ягода подробно описывает, что должно попасть в кадр: головы нам не нужны, а вот руки бери покрупнее, обращай внимание на детали. В объективе видны детские ладошки, утрамбовывающие стены башни. Хлопушка стучит три раза, - после очередного дубля Дима Ягода примирительно говорит: «Ну ладно, что-нибудь возьмем. Марш на футбол!»

DSC_8905.jpg

Идея сделать кинолагерь у создателей Максатихи Кэмп возникла не сразу. Автор идеи – Юлия Романенкова, заместитель председателя совета директоров Rigensis Bank AS, всю жизнь проработала в финансовой сфере и в какой-то момент решила создать проект для детей - ведь у нее самой их трое. Первые несколько лет лагерь работал в закрытом режиме - туда приезжали только дети из близкого круга знакомых, и в процессе «тренировок» на них стало ясно, что именно кино позволяет детям максимально раскрыться, с одной стороны, и познать сразу несколько профессий, с другой.

Преемственность поколений – ключевая ценность создателей, потому «Максатиха Кэмп» обосновалась на территории бывшего пионерлагеря «Солнышко». Тут можно увидеть побеленную наново статую пионеров, выкрашенные в цвета советского детства новые деревянные корпуса, которые снаружи выглядят точь-в-точь как в 60-х. Из новых построек на территории лагеря — современный кинозал, спортплощадка, игровой комплекс «Чудесариум», небольшой бассейн и даже баня.

DSC_1969.jpg

Пока один отряд ищет лучшее место для съемок на огромной территории лагеря, занятой сосновым лесом, другие ребята трудятся в мастерских. Декорации уже не вмещаются в комнату, которую занимает художественная студия, и мальчишки бьются на только что сделанных из цветного скотча и картона мечах на фоне свежераскрашенного плаката «Королевство Гоши»: третий отряд мастерит реквизит для эпической битвы.

DSC_8115.jpg

«Я вижу этот кадр по-другому», - говорит десятилетний Влад, режиссер второго отряда, когда команда готовится снимать сцену, где свергнутая королева Лиза взирает на свои владения с помощью подзорной трубы с радужной площадки «Чудесариума». «Третитий отряд, в котором дети 9-11 лет, - это вроде бы такой середнячок, - говорит Дима Ягода, - но в этом году ребята нас просто удивили. В первый день пятый отряд, самые старшие, даже не подошли к камере, а в третьем оператор сразу взял стульчик и стал смотреть, как выглядит кадр. Два режиссера, звукооператор - все сразу нашли себе место».

Посмотреть видео «Трейти отряд: королевская ночь».

DSC_6884.jpg

В «Максатиху Кэмп» приезжают дети от четырех лет, но серьезные профессии, вроде режиссера или оператора, осваивать начинают с 10-ти. Но не стоит думать, что малышам остается только мельтешить в кадре. Вместе с фотографом Таней Сушенковой они делают мультфильмы в технике стопмоушн, передвигая под щелкающей камерой геометрические фигуры, которые становятся паровозиками, домиками, животными. Некоторые задания малыши выполняют наравне со старшими, а то и лучше, как, например в случае переозвучания эпизода из мультфильма «Бобик в гостях у барбоса» – тут сложно удержаться от улыбки.

посмотреть эпизод про Бобика.

Вечером все собираются в кинозале, чтобы посмотреть фильм «Пропало лето» Ролана Быкова –черно-белую комедию о том, как мальчик выдавал себя за своего друга, приехав на каникулы к его тетушкам. Все от первого до последнего отряда смотрят практически беззвучно.

DSC_8494.jpg

Акцент в сторону старого и советского кино сделан сознательно. «Дети сегодня живут в постоянном информационном шуме, – говорит художественный руководитель лагеря Анна Рада, – при этом, у них есть потребность в информации, и они заполняют свой огромный запрос всем, что попадает в их локатор. Если их не направлять, они заполнят его поп-культурой (хотя это тоже прекрасно), а мы стараемся показать им то, что они без нас никогда бы не увидели. И оказывается, что черно-белое кино - это не что-то скучное и нудное. Дети замечают невероятные детали, например, в фильмах Чарли Чаплина! Человек показался на экране на 40 секунд, а они могут сказать, какой у него характер, настроение, достаток».

«При этом, конечно, надо понимать, на каком примере лучше объяснить то, что ты хочешь сказать, - дополняет художник Катя Бияк, - Если ты говоришь про пирата, например, все сразу же представляют Джека Воробья, и очень четко могут рассказать, из чего этот образ состоит. И через эту картинку ты приводишь детей к чему-то новому. При этом уже через пару дней ты удивляешься, какие точные ответы дают дети на твои вопросы, как быстро они усваивают профессиональные термины».

«Я показывал детям отрывок из фильма »Приключения Электроника«, где Электроник вертит Гуся и спрашивал, можем ли мы снять здесь что-то подобное, - рассказывает оператор Коля Хлевицкий, - Сначала все сказали: нет, это же спецэффекты! Потом, когда мы посмотрели этот же эпизод по кадрам, дети догадались, что все вполне возможно. Я вообще никогда не говорю детям, как и что надо делать, только задаю вопросы».

«В российских школах детям нужно все учить, в то время как нам больше близка западная, кейсовая система образования, чтобы дети не просто зубрили стихи наизусть, а учились анализировать, получали знания через игру», поясняет директор лагеря Иван Шамаев.

DSC_1834.jpg

Через неделю, проведенную в лагере, у каждого из трех старших отрядов – готовый сценарий и смонтированная первая сцена. 10-летки снимают эпическую битву между мальчиками и девочками, ребята постарше – фантастическую комедию об обмене телами, а самые взрослые – любовную драму о молодом человеке, тщетно добивающемся расположения популярной девушки. Тема первой смены «Я человек»: через творчество дети должны познать, осознать себя. И каждый из получившихся сценариев - как портрет каждого из отрядов: взрывного, шебутного третьего, фантазеров (или как они себя называют, «Импрессионистов») из четвертого и уже переходящих во взрослую жизнь, думающих о моральном выборе подростков из пятого. С задачей справились, получается.

DSC_0747.jpg

Мнения детей о лагере

Алина, режиссер, 3 отряд

В режиссерской мастерской нам показывают, как правильно поставить камеру, чтобы было понятно, что дело происходит на улице. Например, ни в коем случае нельзя снимать на фоне голой стены, потому что картинка получится плоской. Можно поставить что-то на задний план или сделать так, чтобы на передний попадали листья деревьев, они могут быть в расфокусе. Наш фильм называется «Королевская ночь», он про последнюю ночь в лагере, когда все мажут друг друга зубной пастой. Но у нас никто не будет мазать – все обломаются!

Соня, режиссер, 4 отряд

Наш фильм – про обмен телами. Мы, конечно, смотрели фильмы с похожим сюжетом: «Любовь-морковь», «Маргоша», но наш сценарий от них отличается тем, что телами обмениваются дети, а для того, чтобы все вернулось на свои места, нужно перемирие. Вообще мой любимый фильм – «Леон», а когда я вырасту, то хочу поступить во ВГИК на режиссерский факультет. На смене в Максатихе Кэмп я узнала, как построить мизансцену, какой кадр хороший, а какой плохой, и теперь смогу определить заранее, получит фильм Оскар или нет, потому что знаю, как заметить киноляпы. Вот, например, когда мы снимали одну из сцен, нам специально на видное место подложили кофту, но мы заметили «мусор в кадре» и убрали ее.

Катя, художник, 5 отряд

Для нашего сценария о безответной любви придумали целую кучу концовок, так что сейчас я даже не знаю, какую именно выбрал режиссер, но наш герой девочки так и не добьется и, может быть, поймет, что она может не такая уж и клевая. Вообще у нас два главных актера одновременно режиссеры, а главная героиня - звукорежиссер, такие все многофункциональные. Мы с другими художниками из нашего отряда одеваем и красим наших персонажей, главной героине мы надевали браслеты, чтобы показать ее крутость. Наша преподаватель Катя рассказывала нам про оформление «Властелина колец»: где были сцены в темной гамме, чтобы было ощущение темноты, мрачности, сырости, и где все было светлое, торжественное, и как всего этого можно достичь. Я раньше «Властелина колец» не смотрела, только «Гарри Поттера», а старых фильмов вообще ни одного не видела, но вчера нам показывали «Пропало лето», и теперь я бы хотела посмотреть еще пару фильмов в таком духе.