Отдых

Оксана Ляпина: «Дочка никогда не ограничивала нас»

Оксана Ляпина: «Дочка никогда не ограничивала нас»

Как совмещать работу по призванию и материнство? Творческим людям ответ на этот вопрос порой дается особенно тяжело. Театр – это семья, воспитатель и второй дом для трехлетней Агрипины и шестимесячной Серафимы. На подмостках они в буквальном смысле слова с пеленок. Их мама – главный режиссер Малого Драматического Театра на Большой Серпуховской (Русский психологический театр) Оксана Ляпина поделилась с «Летидором» своей историей и рассказала о том, почему театр – идеальное «детское пособие».

– Вы мама двух маленьких дочек и главный режиссер театра, как Вам удается совмещать эти два больших дела?  Наверняка это дается непросто, были ли моменты сомнений, когда Вы думали о том, чтобы оставить театр?

– Так уж сложилось, что жизнь моя связана с театром. Окончила режиссерский факультет. Затем ставила спектакли в Малом драматическом театре на Большой Серпуховской, где и стала в последствии главным режиссером, преподавала. Наконец настал момент, когда театральный курс был выпущен, спектакли поставлены, много мероприятий проведено, плюс возраст, и мы с супругом задумались о детях. Готовились мы очень серьезно. Скорее всего это отпечаток профессии. Когда ставишь спектакль или работаешь над ролью, образом, то подробно до мелочей изучаешь тему. Так и здесь. Мы перечитали гору книг о рождении и воспитании. Когда я забеременела, стали посещать родительские курсы. При этом я продолжала работу в театре. Репетиции, занятия со студентами – все шло в том же ритме. Мы тогда выпускали спектакль «Электрический ток» с живым звуком (Рок-группа), на репетициях стоял шум и грохот.

Фото1.jpg

Первое время после рождения Агрипины было трудным. Но мне сложнее всего было привыкнуть все время быть дома и только получать новости о жизни театра от мужа. Даже с рождением ребенка невозможно отказаться от собственного призвания. Я не могла себе представить, что оставлю театр скажем на год. Если забрать у меня то, что я умею делать лучше всего, я стану злой и обиженной. А злая и обиженная мама не сможет вырастить счастливых деток.

Так что когда Агрипине исполнилось 1,5 месяца, я вернулась в театр. Мы организовали для нее маленькую комнату, где я могла покормить, переодеть, уложить спать.  Пока она спала, я уходила в репетиционный класс и занималась, потом перерыв – кормежка, смена подгузников, пару минут забав с мамой и снова – у кого сон, у кого репетиция. Когда Агрипина стала старше и спала меньше, на помощь пришла бабушка – классический вариант, не смотря на не совсем стандартную ситуацию. Она гуляла, играла и вызывала меня на кормление. Так просуществовали мы до полутора лет на грудном вскармливании.

агрипиша на экзамене 5 декабрь 2010.jpg

Я, конечно, переживала, что мне нечем было поделиться с другими мамочками про домашние приключения дочки во время прогулок на площадке. Агрипина росла вместе с нашими студентами – актерами. Но мне кажется, что польза от этого была и для нее, и для ребят. Студенты научились столь необходимому в нашей профессии вниманию и умению сосредотачиваться на действии. Их уже ничто не могло сбить. Так во время репетиции студенческих отрывков, Агрипина могла подойти и что-то взять со стола у играющих актеров (студентов), что-нибудь отдать, сказать. Они, в свою очередь, не прерывая процесса, отвечали, брали, убирали. Тогда этот маленький человечек был частью жизни, которой жили мы все. Мы работали, радовались, огорчались, и она просто была рядом. Никто из студентов не оставался равнодушным, если она заплачет, упадет, попросит. Думаю, что мы все вместе научились с одной стороны сосредоточению на своем деле, а с другой терпению к другим и любви! Дочка никогда не была обузой, не ограничивала нас, скорее наоборот.

DSC_4969.jpg

Сейчас Агрипине 3 года. Студенты-актеры, с которыми она росла, в этом году получают дипломы. Теперь она редко бывает на их репетициях. Но думаю, что и она много почерпнула из своего бурного театрального детства. Дочка не боится взрослых. Спокойно общается со всеми, пытается каждому, кто заинтересовался, объяснить, что она хочет. В театре у нее много взрослых друзей, с которыми она любит играть, танцевать. Какой путь Агрипина выберет в будущем мне пока трудно сказать, но я уверена, что театральный опыт поможет ей на любой дороге.

С появлением второго ребенка, как пойдет жизнь дальше пока не знаю. С трех месяцев Серафима начала ходить со мной на занятия к новым студентам первокурсникам. Она активней Агрипины и любит бывать на репетициях.

– Ваши дочки с первых месяцев жизни присоединились к театру, а чисто с медицинской точки зрения Вы не переживали, что находясь постоянно во взрослом коллективе они могут чем-то заразиться, заболеть?

–  Я очень боюсь всякой заразы. Тем более, что у нас и с профессиональной точки зрения болеть нельзя. Ведь это срыв репетиции или спектакля. Если я беру в театр детей, все знают об этом заранее. Больные не приходят. Тут правило простое: чтобы не разболелись 20 человек, дня на три жертвуем одним. Ну, и конечно, мы стараемся закалять детей, принимаем средства профилактики. Если все разумно организовать, то опасностей становится гораздо меньше. Да и театр – это семья, мы все как-то понимаем, что если рядом маленький ребенок, нужно особое внимание к таким вещам.

– Ваш театральный опыт помогает Вам чем-то в воспитании дочек?

– Он помогает нам прежде всего в семейной жизни. Спектакль будет хорошим только при слаженной игре актеров. Репетиция – трепетный процесс, когда мы учимся быть вместе и создавать вместе. Также и в семье. Если мне тяжело, стоит подать сигнал «SOS», и муж поможет. Когда на ладится у него, помогаю я. Главное видеть, слышать и понимать друг друга. А еще театр научил нас не убегать от ответственности. Принимать решения связанные с детьми сложно. Ведь никогда не знаешь, что впереди. Но если не мы, то кто? У меня до 2,5 лет Агрипина мало говорила. Примерно с года многие начали на меня потихоньку давить, мол надо что-то делать. Мы решили ждать до трех лет и позволить ей самой сделать свои шаги. Теперь она болтает, так что не остановишь!

– Сейчас очень модно определять детей в различные театральные студии, кружки. Действительно ли маленьким детям это может быть полезно или это скорее просто тренд? Чему по Вашему может научить детей театр?

– Научить быть артистом – нельзя! Можно помочь, направить, оградить от возможных опасностей, но учится человек всегда сам. Когда ребенок соприкасается с театром, он учится познавать, внимательно наблюдая за всем, что его окружает. Театр – это своего рода лаборатория, которая дает нам возможность рассмотреть жизнь под микроскопом.  Главное научиться понимать увиденное. Мне кажется, что театр – самое идеальное «детское пособие». Если понимать его язык, театр может научить всему!  В первую очередь, постоянному труду во всем, в том числе и в отношениях. Ну и конечно, дети (да и взрослые тоже) учатся лучше понимать себя и окружающих, правильнее и точнее выражать свои мысли и чувства, массу комплексов можно излечить с помощью театральных занятий, если они проводятся умело.

DSC_4927.jpg

– Расскажите, пожалуйста, о детских проектах Вашего театра.
– У нас уже 10 лет идет детский интерактивный спектакль «В гостях у Бады». Для старших детей мы поставили пародийный мюзикл «Кэц». Историю про Баду я создавала в 2002 году немножко в пику обычным детским спектаклям. Мне хотелось, чтобы в нашей сказке не было отрицательных персонажей. И их нет. Есть два забавных существа, которые просто не умеют себя вести. Они не знают, что плохо и что хорошо, и из-за этого попадают в нелепые истории. Мне очень хотелось чтобы маленький зритель понял, что никто не плох изначально. Любой Бука может стать хорошим, если ему в этом помочь.

Во время спектакля дети бросаются помогать сказочным озорникам при любой просьбе и сами попадаются на их хитрость, а потом с неимоверным рвением исправляют ситуацию. Ребята объясняют, журят сказочных «негодников», помогают им исправиться и исправляются вместе с ними. После спектакля юные зрители у нас танцуют и играют на праздничной дискотеке вместе с героями сказки.

Нам важно создать праздник, прежде всего, для ребенка! Очень часто детские программы получаются ориентированными на взрослых. Постановщики стараются, чтобы зрелище понравилось прежде всего тому, кто платит. Когда мы с Агрипиной идем на какой-то спектакль, я всегда смотрю только на ее реакцию. Понравилось мне или нет, но если мой ребенок полтора часа сидел, смотрел, хохотал и хлопал в ладоши, я всегда порекомендую это представление. Хотя конечно, это не значит, что мнение взрослых о спектакле нам не важно. Наоборот мы стараемся включить в действие и родителей, и педагогов. Чтобы весело было всем!