Отдых

Мой ребенок молчит: что делать?

Мой ребенок молчит: что делать?

В свои два года и четыре месяца мальчик все еще не хотел разговаривать. Пройдя многих врачей, услышав самые разнообразные советы, наш постоянный автор выбрала свою стратегию поведения и в итоге добилась успеха. Ее сын заговорил.

Некоторым родителям приходится сталкиваться с таким явлением как задержка речевого или психо-речевого развития у ребенка. Подобный диагноз может поставить невролог или психотерапевт. Существует много споров по поводу того, что считать задержкой, а что нормой. До сих пор во многих случаях не выяснены реальные причины задержек развития. Специалисты делятся на два лагеря – сторонников медикаментозного вмешательства и его противников. Я хочу рассказать о собственном опыте, о том, как можно помочь своему малышу, которому никак не удается начать разговаривать.

Мой мальчик не разговаривает в свои два и четыре года. Я не врач, не логопед и не психолог. Я просто мама, которая обошла всех этих специалистов с одним вопросом: «Почему мой ребенок молчит?» Получив самые разнообразные ответы, я сделала выводы и разработала программу помощи своему сыну.  Все, о чем вы прочтете ниже – это мой опыт.

Как правило, до трехлетнего возраста задержку психо-речевого развития называют темповой – это означает наличие у ребенка особенностей в созревании коры головного мозга, что и вызывает отставание, но в перспективе есть большая вероятность благоприятного исхода – ребенок заговорит, просто позже, чем его сверстники.

Три года – это некая критическая точка. До этого возраста фразовая речь должна сформироваться. Если же в три года и после ребенок не строит хотя бы простые предложения, родителям не следует откладывать визит к специалистам, так как отсутствие речи после трех лет может привести в будущем к проблемам в обучении и различным комплексам, связанных с общением.

Важно понимать, что задача родителей – своевременно выявить проблемы в развитии своего ребенка. В этом вам помогут таблицы норм психо-речевого развития. Вам следует обратиться за консультацией к специалисту в том случае, если вы заметите отставание от нормы хотя бы по одному пункту. Для того, чтобы свериться с нормами речевого развития, я рекомендую первую главу книги практикующего логопеда М.А. Поляковой «Как правильно учить ребенка говорить», кроме того в ней же вы найдете целую программу упражнений по развитию речи.

Мои же рекомендации подходят для домашних занятий с детками до трех лет. Как правило, у малышей этого возраста задержка речи и задержка психического развития идут рука об руку. Эту связь очень подробно объясняет Л. Выготский в своей знаменитой книге «Мышление и речь». Говоря простым языком, когда ребенок говорит, строит фразы, в его мозге образуются тысячи новых нейронных связей и процесс мышления активизируется. Когда мы задаем вопросы, просим вспомнить, предположить, придумать – все это сложные психические процессы, очень необходимые для развития мышления. И совершенно ясно, что это развитие существенно тормозится в том случае, когда малыш никак не выражает свои мысли, а наши вопросы игнорирует.

Неговорящих или плохоговорящих деток зачастую выдает их «странное» поведение. Так, например, малыши, не имеющие проблем речевого развития, уже с годовалого возраста могу показывать глазки у игрушки или тыкать пальчиком в книгу с вопросом «что это?» Они могут еще и не говорить, но смотреть на вас вопросительно – это неважно. Чуть позже ребенок, развивающийся по норме, легко усваивает небольшие поручения и просьбы: «дай», «возьми», «отнеси», «подойди» и т.д. По мере взросления малыша эти просьбы становятся более сложными: «Подними и положи на стол». Детки с задержкой в развитии зачастую не исполняют таких поручений. Складывается ощущение, что они не понимают, не хотят или не слышат. В этих случаях родителям часто рекомендуют сводить малыша к лору и проверить слух. Но даже со здоровым слухом ребенок может полностью игнорировать ваши просьбы. Это говорит о том, что у ребенка отсутствует или плохо сформирована «внутренняя речь».

Многие из занятий, о которых вы прочтете ниже, по своей сути, напоминают занятия с дефектологом. Но найти хорошего дефектолога не так-то просто, да и каждый день к нему ездить не будешь, а заниматься дома можно ежедневно и это совсем не сложно.

Разговаривайте с ребенком

Способность к овладению речи – это врожденная особенность каждого человека. Развитие речи начинается с момента рождения, а современные психологи убеждены, что речь развивается еще в утробе. Поэтому очень важно с первых дней жизни ребенка разговаривать с ним. На практике эта рекомендация порой тяжело дается молодым мамам – за неимением опыта общения с детьми они часто признаются в том, что не знают, о чем говорить с малышом. И в самом деле, очень сложно общаться с крохой, которая даже еще не смотрит в вашем направлении и уж тем более не подает никаких признаков интереса к тому, что вы говорите.

Помогут следующие приемы:

– проговаривайте ребенку все ваши действия: «сейчас я буду тебя купать, я осторожно опущу тебя в ванну и буду держать крепко-крепко. Какая теплая водичка! Мой сыночек купается. Мы моем ножки, моем ручки, животик, спинку. Ай, какая приятная водичка!» и т.д. С непривычки это кажется странным, но постепенно такое общение станет частью вашей жизни;
– рассказывайте ребенку сказки и стихи. Длинные произведения детских (и не только) поэтов – это просто спасение в первые годы жизни малыша. Вам достаточно заучить пару стихов – «Сказку про мышонка» С. Маршака, стихотворение «Машенька» А. Барто или вступление к поэме «Руслан и Людмила» А. Пушкина «У Лукоморья дуб зеленый», например, и вам всегда будет что рассказать ребенку;
– хорошо, когда с ребенком разговаривают и другие люди. Расширяйте круг общения, выходите в люди, приглашайте гостей, хотя бы иногда.

И сами отвечайте на них в том случае, если ребенок еще совсем не говорит. Важно то, что вы показываете ребенку модель диалога – «вопрос-ответ», а также побуждаете его задуматься над ответом. Интересуйтесь тем, чем занимается ребенок, что он делал на прогулке с папой, что он видел, что ему понравилось.

Если коммуникация с ребенком никак не налаживается, вместе с другим домочадцем разыгрывайте сценки общения в присутствии ребенка. Например, просите мужа показать вам предметы, которые вы называете или просите его дать вам какую-то игрушку. Говорите эмоционально, ярко, чтобы привлечь внимание малыша.

Возможно, вам никогда бы не пришло в голову показывать свои действия в общении с ребенком. Но для деток с задержкой речевого развития важно задействовать различные способы коммуникации, и иногда очень помогают жесты или какие-то особенные знаки. Со временем ребенок сам научится воспроизводить их и это поможет ему в общении. О потребности пить можно показать причмокивая губами, слово «большой» – широко раскинув руки, глагол «спать» обозначаем сложенными вместе и положенными под голову руками и т.д.

Логопеды используют такой термин как «растормаживание речи». На деле они буквально «вытягивают» слова из маленьких молчунов. Для этого помогают следующие приемы. Покажите ребенку игрушку, но не сразу давайте, а скажите, что он должен попросить: «Скажи «Дай!»». Естественно, не стоит долго настаивать на этом, подождите несколько секунд, а потом дайте.

Когда малыш просит вас о чем-то (тянет за рукав, мычит), а вы, как чуткий родитель, с полувзгляда понимаете то, что он хочет, не выполняйте его просьбу сразу. Произнесите за него, то что следует сказать: «Ты хочешь почитать книгу? Скажи: «Я хочу читать»».

Спрячьте игрушку в коробку, затем показывая только ее маленькую часть спрашивайте: «Кто это?» – «Корова!».

Играйте в театр по русским народным сказкам, где персонажи появляются в определенной последовательности – «Репка», «Теремок». Перед появлением каждого персонажа спрашивайте: «Кого позвала внучка?», «Кто пришел?».

Для этого следует обогащать речь ребенка не только существительными, но и другими частями речи. Особенное внимание стоит уделить глаголам. Логопеды утверждают, что для того, чтобы ребенок начал строить фразы, он должен иметь в пассивном словаре не менее 25 глаголов. Задавайте ребенку вопросы о том, что он делает: «Что ты делаешь?» – «Я ем». «Что ты делаешь? – «Снимаю шапку». Рассматривайте картинки в книге и спрашивайте про персонажей: «Что медведь делает?» – «Спит», «Что мальчик делает?» – «Бежит».

Поведайте ребенку о том, что предметы бывают большими и маленькими, длинными и короткими, толстыми и тонкими, высокими и низкими, мягкими и твердыми, горячими и холодными, гладкими и шершавыми. Для этого воспользуйтесь моделями, хорошо демонстрирующими данные свойства: кубики – большой и маленький, веревочки – длинная и короткая, палки – толстая и тонкая. Сравнивайте предметы, спрашивайте про них. «Этот дом какой?» – «Высокий», «А этот?» – «Низкий».

Задавайте ребенку вопросы, которые будут побуждать его использовать местоимения. «Кто построил пирамидку?» – «Я». «Это чья машина?» – «Моя» и т.д.

Не забудьте про указательные местоимения: «вот», «сюда», «туда», «здесь», «там». Активно используйте их в своей речи, общаясь с малышом.

Очень распространенный совет, который дают всем родителям детей с задержкой психо-речевого развития. Но проблема заключается в том, что у таких малышей нет хорошей координации движений и справляться со шнуровками, бусинами и мозаиками им сложно. Ищите то, что подойдет вашему ребенку – перекладывайте и перебирайте различные виды круп, макароны, камешки, купите самую крупную мозаику, бусины с толстым шнурком.

Руководствуйтесь принципом от простого к сложному и рано или поздно маленькие пальчики начнут слушаться. Довольно часто родители слышат и читают о том, что с детьми необходимо играть в пальчиковые игры, но детки, развивающиеся с задержкой, редко поддерживают подобное занятие. Виной всему все та же затрудненная координация. Но показывать различные приемы пальчиковых игр все равно нужно: «капает водичка» (указательным пальцем стучим по ладони противоположной руки), «моем ручки» (трем ладошки друг об друга), «грозим пальчиком «ну-ну-ну»», складываем ладошки в «замок» и т.д. Кроме того, делайте массаж для маленьких ручек. Аккуратно разминайте пальчики, рисуйте ребенку на ладошке, водите массажным мячиком.

Покажите ребенку, что нужно делать, буквально взяв его руки в свои и сделав действие за него. Если малыш не реагирует на просьбу «Дай мячик», поступите следующим образом. Позовите на помощь папу и скажите ему попросить у ребенка игрушку, а сами, встав за спину ребенка и взяв его руки в свои, протяните игрушку папе, скажите: «На!». Если малыш не показывает пальчиком на картинки, берите его пальчик и в ответ на ваш вопрос «где кошка?» тыкайте в картинку – «Вот!».

Возможно, вы столкнетесь с тем, что ваш малыш ничего не хочет делать руками, а пластилин и краски так и лежат без дела. Просто начните делать это для него. Рисуйте для малыша, лепите, клейте аппликации на глазах ребенка. Пусть он не принимает в этом участие, но наблюдает. Выбирайте для творчества сюжеты, интересные ребенку. Спрашивайте: «Что тебе нарисовать? Машину? Что слепить? Собачку?». Тем самым вы будете побуждать малыша на попытки высказаться о том, чтобы ему хотелось, а в будущем он постепенно подключиться к творческому процессу.

Детки, развивающиеся с задержкой, нуждаются в яркой эмоциональной реакции на свои действия. Очень важно показывать малышу, что вы принимаете его и радуетесь его успехам. Нейропсихолог, с которой мне довелось общаться, советовала буквально тормошить малыша во время радостных моментов – погладить по спинке, взлохматить волосы, взять ручки и потрясти, и сопровождать все это радостными возгласами: «Здорово!», «Умница!», «У тебя получилось!». Должна сказать, что это дало потрясающий эффект – ребенок из равнодушного реагирования на любые результаты научился эмоционально радоваться своим успехам.

Чтение – это диалог. Диалог с книгой, с персонажами, ребенка с вами. Начинайте с самых простых книг, лучше с книг-картинок. Своими словами и довольно эмоционально рассказывайте ребенку то, что видите на изображениях. Если малыш совсем не хочет слушать и уходит, то просто открывайте книгу и читайте по пять-десять минут. Постепенно малыш приобщится к чтению и станет заядлым книголюбом.

Оказывается, это тоже очень важный момент в развитии речи ребенка. Часто родители прибегают к тому, чтобы ребенок постоянно слушал фоном музыку или сказки, также в доме беспрерывно может быть включен телевизор. Дело в том, что в песнях или в телевизионном потоке речи слова звучат быстро и неразборчиво. Ребенок не может понять смысла речи и учится «отключаться» от нее. Поэтому не злоупотребляйте фоновым звучанием из каких-либо источников, особенно в те моменты, когда вы сами общаетесь с ребенком, играете с ним.

Как я уже сказала, мышление и речь идут рука об руку и отставание в развитии одного фактора, влияет на другой. Поэтому все игрушки, подпадающие под определение «ранее развитие», способны нам помочь. К сожалению, не просто разобраться в том, что молчун понимает, а что нет. Вам может казаться, что ему ничего не интересно из того, что вы ему предлагаете или он слишком быстро теряет интерес. Поможет только метод проб и ошибок. Рано или поздно вы найдете то, что увлечет ребенка по-настоящему. Это могут быть пазлы, сортеры, логические домино, конструкторы, пирамидки – в детских магазинах изобилие всего. Обратите внимание на дидактические карточки, с помощью которых вы сможете обогащать словарный запас ребенка, сортировать предметы по общему признаку, подбирать пары, изучать цвета и формы.

Вряд ли без помощи профессионала вам удастся проводить дома гимнастику для речевого аппарата, но некоторые упражнения вполне доступны: учите малыша дуть (мыльные пузыри, на воду, на перышко, на свечку), пить из трубочки (особенно густую жидкость – кефир, кисель), показывайте ребенку язык и побуждайте его повторять за вами, демонстрируйте ребенку различные звуки, которые мы можем воспроизводить с помощью губ и языка (цокать как лошадка, вытягивать губы и дудеть и т.д.)

Это последний и самый главный совет. Отсутствие речи, как правило, сопровождается и рядом других трудностей. Ребенок может быть очень замкнутым или агрессивным, иметь трудности с вниманием, концентрацией, любые занятия даются ему с трудом. И зачастую дети быстро теряют интерес к попыткам провести какие-либо упражнения, и у родителей опускаются руки. Но сдаваться – это не выход. Важно регулярно предлагать ребенку материалы для развития речи, мышления, моторики, чаще играть с ним и просто разговаривать. Рано или поздно наступит момент, когда маленький молчун откликнется на ваше предложение позаниматься, да еще и будет делать это с большим интересом, а там и до разговоров по душам недалеко.