Отдых

Микрочаепитие с Эдуардом Успенским

Микрочаепитие с Эдуардом Успенским

Один из самых известных детских писателей, создатель Чебурашки и Дяди Федора Эдуард Успенский написал новую книгу – «Микрочеловечки». На ее презентации он рассказал, почему с детьми нужно разговаривать взрослым языком и чего ждать от серии его новых книг.

1 октября в Музее оптических иллюзий состоялась встреча-микрочаепитие с одним из самых известных детских писателей – Эдуардом Успенским , создателем Чебурашки, Кота Матроскина, Почтальона Печкина и других всеми любимых героев детства. На встрече писатель представил свою первую книгу «Микрочеловечки» из новой серии книг «Мои новые книги», которые выходят в издательстве «Росмэн». В небольшом зале музея собравшиеся гости смогли не только послушать писателя и получить ответы на интересующие их вопросы, но и посмотреть выставку иллюстраций к книге, выполненных художником Евгением Подколзиным.

Поздравить писателя с новым проектом и первыми увидеть новую книгу пришли и друзья Успенского: детский писатель, поэт, драматург, сценарист Андрей Усачев; музыкант и директор программы «В нашу гавань заходили корабли» Алексей Морозов; российский композитор, заслуженный деятель искусств РФ, член Союза композиторов, Союза кинематографистов, Союза театральных деятелей и Союза писателей Александр Журбин. «Летидор» публикует интересные моменты из разговора с Эдуардом Успенским.

– Эдуард Николаевич, расскажите о вашей новой книге, из-за которой мы все сегодня собрались. 

– Книга получилась очень странной. Когда я ее писал, то вообще не думал, что она когда-нибудь увидит свет и будет напечатана. Я рассказал историю одного маленького города со всеми его типичными персонажами, их эмоциями и событиями из их жизни. Пальцы сами подсказывали, что писать. У кого-то из родителей скорее всего книжка вызовет неприязнь, а другие воспримут то, что я рассказываю детям взрослую историю, нормально. В нашей стране почему-то считается, что детям не нужна политика, нужны сказки о пушистых и милых зверятах, а меня все время тянет в социальное. Я в основном пишу книжки для себя, на темы, которые мне самому интересны. Поэтому я с волнением жду отклика на нее. 

– Эта книга открывает совершенно новую серию книг, которые вы сами называете «само-проповедями».

– Да, готовятся к выходу еще и другие книги. Все они друг с другом не связаны, все представляют собой отдельные истории. Одна из них называется «Чудище среди чудовищ». Это история о том, как мальчик неким способом попадает в виртуальный мир компьютерной игры, где живут различные монстры и роботы. Он вдруг понимает, что находиться там не очень приятно. Это такой настоящий взгляд на виртуальный мир изнутри. Надеюсь, что история как-то повлияет на ребят, любящих всякие стрелялки. Также выходит сборник стихов «Дама из Амстердама» про вечно недовольную женщину, которая приезжает в Москву. Первые строчки я написал еще лет в 25 лет, а пару лет назад наткнулся на них и понял – надо писать, развивать эту тему. 

– Когда вы начали писать и писали ли вы в детстве?

– Я начал писать постепенно, еще когда был студентом Московского авиационного института.

 А когда-нибудь желание бросить и не писать, заняться чем-нибудь другим возникало?

– У меня в голове всегда множество задумок, некоторые из них даже оформлены письменно. Вот вроде бы закончил писать книгу, необходим отдых: начинаешь кататься на лыжах, уделяешь время любимым зверям, общению с людьми. Но рано или поздно садишься за письменный стол, и идеи сами лезут наружу, сами толкают к продолжению.

– По вашему мнению, каким должен быть современный образ доброты, чтобы им зачитывалось множество людей?
– Мне сразу вспоминаются Доктор Айболит, Старик Хоттабыч – образы, на которые можно равняться всегда. Добро – это вечное понятие, во временные рамки его не втиснуть. 

**– Не думаете ли вы, что мы перестанем читать обычные книги, что все уйдет в Сеть?
**

– Я люблю читать и держать в руках напечатанные книги. Всегда радуюсь, когда выходит новая книжка. Но вот как все сложится – точно не знаю, не берусь утверждать.

**– Будет ли продолжение у «Микрочеловечков»?
**

– Нет, мне кажется, что все сказано, как в басне. Так что продолжения этой истории я не вижу.

– Подскажите, чтобы писать увлекательные детские книги, надо самому быть в душе ребенком или просто очень хорошо понимать детей?

– Я действительно много общался с детьми, хорошо их понимал и понимаю до сих пор. А вот мой учитель Борис Заходер не любил такие встречи. Может быть, он в душе был ребенком. На этот вопрос нет однозначного ответа. У каждого это происходит по-своему.

– Критиковали ли вас когда-нибудь ваши юные читатели?

– Нет, они все время просят писать продолжение. Раньше советовали, присылали даже рукописные письма с сюжетами  и своими мыслями относительно персонажей.

– Есть ли в планах писать новые сценарии к мультфильмам?

– Мультипликационная индустрия сейчас находится в очень шатком положении, мультфильмы выходят одноразовые, коммерческие. За последнее время я написал множество книг. Если найдется кто-то, захочет снимать по ним фильмы, поддержит эту инициативу, то я готов принять участие в процессе.

– Есть книга, которую вам бы хотелось подправить, переписать?

– «Война и мир» Льва Толстого. Я бы с удовольствием ее сократил.



**– А из своих?
**

– Я из тех людей, которые любят свои произведения. Мне не хочется переписывать или что-то в них переделывать. Для меня они как дети, со своими недостатками, но горячо любимые.

– Как вы считаете, сейчас много талантливой молодежи, которая пишет для детей?

– Сложность заключается в том, что издатели не хотят работать с новыми именами, их трудно убедить, что перед ними действительно достойное для публикации произведение. Молодым талантам пробиться в этот литературный мир не просто.

– Поражает стиль, которым написаны «Микрочеловечки». Несколько он необычен именной для детского произведения и даже включает элемент словотворчества. Как бы вы могли объяснить, почему оно важно в детской литературе?

– Детские книжки должны быть шершавыми. В них должны быть оговорки, неправильные слова. Мне нравится, когда я могу слово сделать немного другим, так у меня получается живой разговор. Я люблю использовать новый, смелый язык, это позволяет относиться к себе иронично. Поэтому я считаю, что дети должны заниматься словотворчеством, это позволяет больше думать, размышлять и самостоятельно делать выводы.