Отдых

Лучшие летние игры на чтение

Лучшие летние игры на чтение

Как вы учились читать в детстве? Возможно, пытались зубрить буквы и слоги? Вам помогали в этом родители, а может, это было в детском саду или в школе? Сегодня большинство родителей вроде бы уже в курсе, что детям проще всего учиться в игре. Только вот как это осуществить на практике?

Именно на игровых ситуациях основана методика обучения чтению Ольги Николаевны Тепляковой, известного педагога-психолога и одного из основателей проекта «Галка-Игралка». Ее методика, существующая уже не первое десятилетие, предназначена для малышей от 2 лет и их родителей, требует минимум временных и денежных затрат и помогает начать читать в увлекательных играх, а не в нудной зубрежке.

Как же правильно строить такие игровые занятия и органично вплетать в них чтение? Попробуем разобраться.

1. Слово как знакомый образ, а не набор букв

Что значит для маленького ребёнка алфавит? Какие-то значки и закорючки, с точки зрения малыша в них мало смысла и совсем никакого эмоционального заряда. А вот слово «мама» уже намного более значимо. Поэтому мы начинаем играть не с букв, а сразу со слов. Причем слово в игре — это целый образ, с которым мы активно действуем, а не просто набор букв или слогов. Каждое слово связано с другими словами и образами, и его можно «оживить» в играх множеством разных способов. Для большинства родителей это не совсем привычный подход, но на примере многих мам «Галки-Игралки» мы знаем, насколько здорово он работает.

Чтение и письмо может стать естественным продолжением рисования, ведь в обоих случаях мы переносим образ на бумагу. В играх мы нередко рисуем, подписываем нарисованное и перечитываем — буквально учимся читать руками. Для малышей, не очень опытных в рисовании, подойдет метод «из руки в руку». Мама придерживает ручку ребёнка с правильно вложенным фломастером или кисточкой и направляет его движения, со временем давая ему все больше самостоятельности. Все рисунки надписываем интересными, но короткими надписями.

leto.png

Карточки участвуют во многих играх на чтение. Это как у Домана? — подумают многие. Но нет, карточки мы не рассматриваем как отдельный объект, который нужно показывать. Написанные слова становятся частью предметной и творческой деятельности, коммуникации в игре. Карточки можно прятать, дарить, нанизывать на шнурок, катать на машинке — манипулировать, как с предметами.

Как сделать карточку? Очень просто: вырезаем прямоугольник светлого картона и ярким фломастером пишем на нем слово печатными буквами. Слова для игр лучше выбирать простые и знакомые малышу.

cards.png

Годовалых деток, по нашему опыту, уже вполне могут увлечь игры с карточками. В этом возрасте все больше начинает проявляться интерес к различным надписям. Рисовать «рука в руке» можно начинать с малышами до года. Но и 5-6 летнему ребёнку такие игры на чтение в усложненном варианте будут очень интересны. Отметим также, что в зависимости от возраста игра может длиться от 1 до 10 минут, этого вполне достаточно. И главное — самому взрослому получать удовольствие от занятий и не ждать, что ребенок сразу же начнёт активно участвовать в игре и зачитает. Просто наблюдая за вами, он вовсю учится и воспринимает новую информацию.

А теперь, когда мы разобрались с важными методическим моментами, давайте поиграем! На дворе лето, хочется побольше времени проводить на свежем воздухе. И как раз для таких случаев мы подготовили подборку самых интересных летних игр на чтение.

Многие детки очень любят «печь» куличики и кексики из песка, «варить кашу» в ведерке. Предложите ребёнку поиграть в магазин или ресторан и добавьте в эту ролевую игру немного чтения. Разложите рядом с готовыми «блюдами» карточками с их названиями и перечитывайте в процессе игры, проводя пальцем. Как вариант, можно взять формочки в виде зверей, карточки с их названиями, и поиграть в зоопарк.

Попробуйте в озере, в ручейке или в луже запустить кораблики и положить в них небольшие карточки с именами пассажиров. Это могут быть звери или «мама», «папа», «Саша». Покажите малышу: «Смотри, на кораблике мама плывет!» Также можно сделать флажок с именем ребенка и прикрепить — это будет его персональный кораблик!

Разложите на травке карточки с названиями ягод: «малинка», «черничка», «брусничка», можно положить и «грибок». Теперь ребенок может отправляться по ягоды и грибы с ведерком или корзинкой. Если детей несколько — отлично, им понравится собирать наперегонки. Вы можете ходить вместе с ребенком и каждый раз прочитывать название найденной ягодки, а можете в конце порадоваться собранному урожаю, доставать карточки из корзинки по одной и читать.

Перед прогулкой вам нужно будет подготовить непрозрачный «волшебный» мешочек и несколько карточек. Напишем на них, что нужно сделать («попрыгать», «помяукать» и т.п.) или найти («цветочек», «собака», «совочек») И на улице поиграем с ребенком в фанты. Можете вытаскивать задания по очереди с ребенком, вместе прочитывая их и тут же выполняя, а если с вами гуляют соседские ребятишки, позвать и их в игру.

mama.png

Летом на прогулке можно увидеть столько всего интересного! Это могут быть и цветы, и бабочки и птицы. А если вы живете загородом — ягоды, грибы или даже белочка. Как придете домой, обсудите увиденное, похвастайтесь папе: «А мы кормили птичек в парке!» Спойте малышу песенку про птичек, любую, какую знаете, или сочините сами — это несложно! А если будет настроение, можно вместе с малышом сесть за стол и нарисовать фломастерами или акварелью «рука в руке» наших птичек, клюющих зернышки. Сделайте простой рисунок без лишних деталей и не затягивайте, чтобы ребенок не успел утомиться. В конце добавьте эмоциональную надпись, например, «Кушайте, птички!» и не забудьте указать авторство: «Рисовал Саша».

Эту игру можно провести прямо на улице, а можно и дома. Очертите двумя линиями (мелками на асфальте, палочкой на песке или фломастером на куске обоев) дорожку, нарисуйте следы на ней и походите с малышом по ним туда-сюда. А когда нагуляетесь по дорожке, достаньте приготовленные карточки с простыми словами: «топ», «топ». Наложите на следы по принципу «лото» и прочитайте постепенно все карточки на дорожке.

Возьмите с собой на прогулку пару любимых машинок, а также подготовьте 2 карточки со словами, которые образуют фразу, например «машина» и «едет». Положим каждую карточку в отдельную машину и повезем их друг за другом. Так же можно тренировать фразовую речь, разложив слова по вагонам игрушечного поезда.

Понравились игры? Поняв общие методические принципы, мамы обычно сами могут придумывать не менее интересные варианты игр на чтение. Как правильно строить такие игровые занятия и как увлечь ребенка чтением с ранних лет, обсудить вместе с Ольгой Николаевной Тепляковой можно в творческой школе чтения «Галка-Читалка».