Логопед: дислексия - не приговор
Мы уже говорили о том, что в настоящее время снижается интерес к чтению у детей. Существует много психологических и педагогических приемов, способствующих развитию интереса к чтению. Но не для всех детей эти приемы эффективны. В каждом классе есть учащиеся, которым никак не «дается» чтение. Очень часто в этих случаях специалисты ставят диагноз дислексия. Что это и о чем говорит этот диагноз?
Согласно научному определению «дислексия – это частичное специфическое нарушение чтения, обусловленное несформированностью высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера». Проще говоря, если у ребенка есть нарушения восприятия, памяти, речи, то, скорее всего, он столкнется с трудностями при обучении чтению.
В англо-американской клинической психологии диагноз «дислексия» говорит не только о нарушении чтения, но и письма. В русском языке нарушение письма называется дисграфией. Дислексия, к сожалению, явление частое. Среди детей с нормальным уровнем интеллектуального развития такой диагноз стоит у 5-8%. У мальчиков это нарушение встречается в 3-4 раза чаще, чем у девочек. У детей с нарушением речи процент гораздо выше – до 50%.По мнению физиологов и неврологов, существует генетическая предрасположенность к дислексии, которая может наблюдаться у нескольких членов семьи. Диагноз дислексия обычно ставится к концу 1 класса, но часто отдельные проявления дислексии остаются и в более зрелом возрасте.
Группы риска
Для того чтобы справиться с этой проблемой, надо знать о причине ее возникновения. Причин может быть много: психологические, физиологические. Остановимся на самых распространенных. Кто же находится в группе риска?
- • 30% - результат патологии беременности, родов;
- • физически слабые, часто болеющие дети, быстро истощаемые, не выдерживающие большой нагрузки;
- • дети с различными неврологическими заболеваниями, перенесшие черепно-мозговые травмы;
- • дети, у которых отмечается задержка развития тех или иных функций: речевого развития, моторных функций;
- • медлительные дети (темп деятельности);
- • леворукие дети (особенности функционирования отдельных отделов головного мозга);
- • дети с нарушением слуха и зрения;
- • дети билингвисты (общение в семье на двух и более языках).
В зависимости от причины нарушения чтения, помогать в решении этой проблемы будут различные специалисты: невролог, невропатолог, логопед, сурдопедагог. Не будем останавливаться на тех случаях, когда нарушение чтения возникает в результате снижения уровня интеллекта, различных органических поражений головного мозга, нарушений слуха и зрения.
Важное значение для овладения навыком чтения, а также и письма, имеет сформированность всех сторон речи:
- • правильное произношение всех звуков речи;
- • четкая артикуляция (четкие движения губ, языка, щек и тд);
- • фонематический слух;
- • достаточный словарный запас;
- • сформированный по возрасту грамматический строй языка (умение образовывать различные части речи, а также согласовывать слова в предложении. Например: осень-осенний.., высокое дерево, а не высокая дерево, большой мяч, а не большая мяч и т.д.);
- • развитая связная самостоятельная речь.
Между речевыми нарушениями и ошибками при чтении существует тесная связь: нарушение произношения приводит к искажениям слов. Ограниченный словарный запас, недостаточно развитая связная речь приводит к непониманию содержания прочитанного текста. Что такое нарушение произношения всем известно. А вот что такое нечеткая или вялая артикуляция? Многие из вас слышали, как говорит человек, практически не открывая рта. О таких людях мы говорим: «промямлил». Нечеткая артикуляция влияет на технику чтения. И это явление должно насторожить родителей прежде, чем ребенок начнет обучаться чтению, до того как учитель в школе обозначит проблему: нарушение чтения.
Хочется более подробно остановиться на нарушении фонематического или речевого слуха. Фонематический слух позволяет понимать речь и различать ее звуки. Ребенок, испытывающий трудности при дифференциации сходных по звучанию звуков (твердых - мягких, глухих- звонких и.т.д.), а значит и обращенную речь будет воспринимать в искаженном виде. Дети с нарушением фонематического слуха с трудом овладевают чтением. Трудно читать, если нечетко слышишь звучащую речь. Сформированность зрительно-пространственных представлений позволяет успешно овладеть процессом чтения. Именно они позволяют безошибочно определять букву и называть соответствующий ей звук, те ребенок четко запоминает расположение элементов букв, что позволяет не путать их при чтении.
Какие ошибки при чтении должны насторожить учителей и родителей:
- • пропуск букв, добавление ненужных букв (искажение слов);
- • побуквенное чтение;
- • замена букв;
- • перестановка букв в словах;
- • недостаточный темп чтения;
- • непонимание прочитанного текста.
В этих случаях говорят о дислексии. Но надо помнить следующее: все дислексические ошибки считаются специфическими и носят стойкий характер. Рекомендации учителя: «Больше читать» с проблемой не справятся. Здесь нужна помощь специалистов: логопеда, психолога или нейропсихолога (в зависимости от проявления дефекта).
Если же ошибки встречаются редко, от случая к случаю, то это, скорее всего, результат невнимательности или усталости. В этих случаях необходима консультация психолога. Он посоветует, как организовать учебную деятельность или организует специальные психологические занятия с ребенком.
Сейчас в школе много внимания уделяется скорости чтения. Она зависит не только от сформированности техники чтения, но и от темперамента, который у каждого человека имеет свои особенности. Кроме этого скорость чтения зависит от подвижности органов артикуляционного аппарата, от особенностей функционирования определенных отделов головного мозга и даже от настроения ребенка в момент чтения. Скорость и качество чтения зависят также от комплекса врожденных способностей.
Психологи, дефектологи и физиологи уверены в том, что для детей с диагнозом «дислексия» противопоказаны проверки чтения на скорость. Такие проверки уже давно вызывают нарекания со стороны специалистов. Для детей-дислексиков – это большой стресс! Но, если так необходимо провести проверку, уважаемые педагоги, старайтесь делать это не так демонстративно для ребенка (не делайте установку на характер проверки)чтобы не травмировать психику детей.
Предрасположенность к дислексии можно выявить на ранних этапах развития ребенка, до того, как он начнет обучение в школе. Для этого, уважаемые родители, задайте себе следующие вопросы:
-
Когда мой ребенок начал говорить первые слова? (После двух лет поздно).
-
Когда появилась фразовая речь? (После трех лет - поздно).
-
Как малыш выговаривал сложные слова? (Переставлял слоги, звуки, сокращал слова – это нарушение слоговой структуры слов). По первым трем вопросам нужна консультация логопеда.
-
Трудно ли ребенку заучивать стихи? (Если ответ положительный, то вам необходима помощь психолога и невролога).
-
При чтении ребенок «перескакивает» через строку? (Если такое происходит, то ребенку нужны специальные психологические занятия).
-
Испытывает ли ребенок трудности при чтении? (Если ответ положительный, то ваш ребенок находится в группе риска по дислексии).
Читая эту статью, многие родители задаются вопросом: «Что же делать?». Сегодня не буду останавливаться на тех упражнениях, приемах и методах, которые используют в своей работе специалисты, чтобы помочь ребенку решить проблему с чтением. Это дело нейропсихологов, логопедов и неврологов. Главное, при первых тревожных сигналах, обратиться к этим специалистам. А в занятиях с ребёнком самый важный момент – их регулярность. А вот длительность занятий зависит от стойкости и сложности нарушений: кому-то достаточно нескольких месяцев, а некоторым понадобятся годы. Направленность работы может ограничиться развитием фонематического слуха на занятиях с логопедом, а может вестись по разным направлениям и с разными специалистами.
Следует отметить, что самостоятельно полностью решить эту проблему родителям не удастся. Но кое-что и родители могут сделать. Так, развить четкую артикуляцию помогут специальные упражнения. Вот некоторые из них:
-
Произнесение гласных звуков: а-о-у-и, а-у, у-и и т.д.
-
Облизывание губ, сначала верхней губы, потом – нижней.
-
Круговые движения языком по губам.
-
Проговаривание скороговорок.
Подобрать речевой материал несложно, но помните, что начинать надо с коротких и самых простых скороговорок типа: «На тапке заплатка». Потом уже переходить к более сложным типа: «Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон»
Чтобы избавиться от ошибок, связанных с пропусками букв и слогов, перестановки слогов в словах психологи С.Н. Костромина и Л.Г. Нагаева предлагают такой прием: чтение текста через «прорезь», то есть через специальное приспособление, которое несложно изготовить самостоятельно из плотной бумаги. Оно представляет из себя полоску приблизительно шириной 2-3 см, закрывающее верхнюю и нижнюю строки. Ребенок читает только то, что видит в окошечке. Этот прием позволяет «включить» контроль за правильным чтением и не «перескакивать» через строку.
Существует еще один очень простой прием следить за строкой – это подкладывать линейку под ту строку, которую читает ребенок.
Психологи же помогут справиться с этой проблемой путем специальных упражнений для развития периферического зрения, то есть расширение поля зрения. Они организуют специальные занятия или порекомендуют упражнения для развития внимания, мышления и других психических функций, влияющих на качество чтения.
Еще одна рекомендация по работе с детьми-дислексиками. Этим детям надо подбирать тексты для чтения небольшие по объему или же разбивать текст на части и читать с перерывами.
Выводы:
Помните, что работа над устранением дислексии непростая. Главное что нужно знать, что дислексия – это не приговор. Это нарушение корректируется специалистами. В работе над этим нарушением необходимо следовать системе и соблюдать регулярность занятий. Со стороны педагога необходимо проявить особое внимание к детям-дислексикам. А от родителей требуется терпение, доброта, поддержка и огромное желание помочь своему ребенку.