Отдых

Личный опыт: яхтенный детский лагерь для девочки-подростка

Личный опыт: яхтенный детский лагерь для девочки-подростка

Стоит ли выбирать активный отдых для девочки-подростка? На что необходимо обратить внимание, чтобы выбрать хорошую программу детского лагеря?

Некоторое время назад мы опубликовали рассказ родителей-яхтсменов Отдаем ребенка в парусную школу. Сегодня опытом вовлечения ребенка в яхтинг делится мама сама никакого отношения к парусному спорту не имеющая.

Для нашей семьи качественный отдых всегда был достаточно важен, особенно  отдых детский. Старшей дочери сейчас 13 лет. Начиная с 3-х, мы дважды в год стараемся куда-нибудь выезжать всей семьей. Пляжный отдых «все включено» в ее сознательном возрасте был честно протестирован один раз. «Спасибо, мне достаточно!» Однако самостоятельно обеспечить развлечения активному общительному ребенку родителям не под силу. Поэтому лет с 7 ребенок активно скитался по лагерям.

Наша девочка никогда не отличалась спокойным темпераментом, ее энергию нужно было как-то использовать в мирных целях, и она с удовольствием занималась всеми предложенными ей видами деятельности. Формат лагерей, куда она ездила, не предполагал усиленных тренировок, с нагрузками она вполне справлялась, при этом хватало и сил, и внимания и на творчество, и на общение со сверстниками. В ее «лагерной жизни» были горные лыжи, сноуборд, скалолазание, велосипедные походы, лошади, спортивное ориентирование и сплавы на байдарках. Кажется, все варианты активного отдыха она попробовала. Но всегда хотелось чего-нибудь нового.

Ксюше было 10, когда нам предложили попробовать лагерь с яхтенной программой. И, честно говоря, впервые возникли сомнения. У нас в семье никто не был знаком с яхтингом. Нам казалось, что парусный спорт нельзя рассматривать в качестве развлечения на две недели, это именно спорт. Нужна серьезная подготовка, тренировки, теоретические знания. Как это освоить за две недели? Тем более, что сама барышня никогда не интересовалась яхтами и парусами и никакая морская романтика в ее интересах не присутствовала. Но мы все-таки решились на этот эксперимент.

Конечно, все эти родительские сомнения были также знакомы и организаторам программы. Но она была подготовлена с учетом того, что это не спортивный лагерь, подготовка и мотивация у детей разная, и с каждым нужно уметь работать, каждому должно быть интересно. Надо сказать, в таком возрасте большинство школьных знаний носят теоретический характер, и пока не ясно, зачем это все нужно и пригодится ли вообще. А тут им пришлось осваивать строение яхты, правила техники безопасности, тип и направление ветра, его влияние на движение яхты, порядок действия в различных ситуациях на воде. И все это сразу проверяется на практике.

Управление яхтой требует одновременно и высокой концентрации внимания, и определенной физической нагрузки. Ну и конечно, командная работа. Времени на выяснения отношений нет, нужно действовать быстро и четко, принимать и понимать своих партнеров без эмоций, по-взрослому.

Самым запоминающимся событием смены по рассказам дочери стал яхтенный поход (на первой для Ксюши программе – на два дня, а затем и на три). Это прекрасная возможность проверить свои навыки. Весь день на воде с перерывом на обед, ночевка в палатке, песни у костра и обратный путь на базу (которую ребята уже привычно именовали домом). А в завершающие два дня состоялась уже и настоящая парусная регата!

Несмотря на то, что всегда присутствует элемент соревнования, победа – все же не основная цель. Да, ребята старались прийти к финишу первыми, но в итоге никто не проиграл. И в данном случае главным, действительно, было участие. Смена проходила всего две недели, но дети многому научились даже за это время и уже строили планы на следующее лето. И мы, родители, уже не сомневались, яхтенная программа – это для нас.

Следующим летом многие дети были уже не новичками, и для них была предусмотрена возможность усложнения программы, чтобы им было интересно. А на третий год наша 12-ти летняя дочь уже смогла быть капитаном 4-х местной яхты. Инструкторы настоятельно советуют ей заняться этим спортом серьезно. Говорят, что у нее есть способности, но она пока не готова, да и такие занятия очень сложно вписать в наш обычный ритм жизни – школа, танцы, английский, фотостудия. Программы выходного дня могли бы стать самым идеальным для нас вариантом. Может быть и мы, родители, смогли бы рискнуть и пройти под парусом пару сотен миль, под руководством опытного 13-ти летнего капитана.

Алексей Илюхин – руководитель программы «Та Сторона, где Ветер…» : «далеко не все в нашей команде – яхтсмены, но все мы в ЧАРЛИ очень ценим эту парусную программу. В первую очередь, за ее педагогический эффект. На мой взгляд, на парусных программах во время обучения и занятий очень правильно распределено время на подготовку к получению удовольствия (теория, изучение матчасти, вооружение судна, затем – разоружение и приборка лодки) и самого процесса получения удовольствия – плавания, похода, гонки. В первые дни до 2/3 времени, отведенных на занятия, ребята проводят не на воде, а в учебном классе или готовя/сдавая лодку. Со временем, соотношение времени меняется, но, все равно, у ребят остается четкое ощущение: хочешь получить кайф – следует как следует потрудиться. И очень хорошо, если эта установка переносится и на другую деятельность, входит в жизнь ребенка, подростка как норма