Лето на даче: лучшие воспоминания
Даша Булычева ведет свой блог dasha-boo.livejournal.com, в котором рассказывает о том, как живет ее семья – муж Антон и сын Матвей. Все лето Даша публиковала фотографии и небольшие истории о том, что происходило на их подмосковной даче. Своими самыми теплыми воспоминаниями Даша поделилась с читателями «Летидора»:
– Мы с мужем Антоном во многом очень похожи: оба любим читать, у нас довольно большая домашняя библиотека, рисуем сказочные миры, нам нравится одна и та же музыка, мы любим небольшие душевные компании, а еще лучше себя чувствуем, когда нам удается побыть втроем. Нам нравятся самостоятельные путешествия, мы вместе объехали Индонезию, Таиланд, два раза Вьетнам, были в Индии, Китае. Все трое влюблены в Крым и бываем там каждый год не меньше месяца, а иногда живем там всю осень или весну. Первый раз наш сын Матвей путешествовал в 4 месяца – в декабрьской тихой апельсиново-лимонной Турции. Путешествуем на машине по городам и весям России: Кострома, Плес, Суздаль, Переславль-Залесский, Коломна, Боровск, Таруса, Никола-Ленивец, Петербург, Таганрог, подмосковные усадьбы…
Все эти поездки и перемещения, помимо новых впечатлений, конечно, связаны еще и с желанием пространства. В Москве мы живем в очень маленькой трехкомнатной квартире вместе с моими пожилыми родителями. У нас хорошие отношения, мы уважаем личные границы друг друга, но все-таки сложно 365 дней в году сидеть в этих нескольких квадратных метрах, наблюдая небо лишь из окна. Глаз устает от унылого скопления серых и желтых многоэтажек. Поэтому осенью и весной мы чаще всего путешествуем, а с мая по сентябрь живем на даче.
Ох, когда мы переезжаем на нашу старую дачу, маленький зеленый щитовой домик 50-х годов сразу кажется мне огромным домом, а участок в 11 соток – целым царством. Здесь растут березы, столетний дуб, молодые ели и сосна, здесь под деревьями можно найти грибы, а по веткам скачут белки. Здесь под душем живут лягушки, под гостевым домиком – уж, под окнами комнаты, с южной стороны, греются на солнце ящерки, сюда по вечерам приходит столоваться семейство ежиков, а в заросшей деревьями канаве на границе с садом шуршит водяная крыса. В мае и июне тут поют соловьи, на ели вьют гнездо пестрые дрозды, а над терраской, под крышу, заселяются трясогузки. Все здесь живет, поет, дышит и цветет, и какая это радость – после городской тесноватой квартиры на 12-м этаже, после серенького панельного дома, окруженного такими же серенькими панельными домами.
Это лето подарило нам даже больше, чем я могла себе загадать. Еще весной мы посмотрели шведский фильм о детях из Бюллербю – по книге Астрид Линдгрен, и похоже, что кино задало настроение всему нашему лету. По крайней мере, Матвей не раз с восхищением говорил: «Мама, это же совсем, как в Бюллербю!», имея в виду скорее не события, а ощущения.
У меня какая-то очень тесная связь с моим собственным детством, счастливым детством. На даче я почти всегда не тридцатитрехлетняя барышня, а девочка лет двенадцати. И я занимаюсь там всем тем, чем и тогда, двадцать лет назад. Сижу и читаю книжки на любимой ветке дуба, пишу дневник, сидя на чердаке, строю шалаш из старых простыней, стреляю из рогатки каштанами – просто так, в никуда… И к этому (вот она радость от того, что ты – сам уже взрослый) добавляются вещи, о которых я в детстве только мечтала и вот теперь смогла осуществить. Мы устраиваем с Матвеем книжный пикник на дубу, завтракаем оладьями на крыше, а потом оттуда же выдуваем мыльные пузыри, я могу, наконец, выкинуть старые галоши, непарные башмаки, непонятные железяки и прочий настоящий хлам, который заполнял половину чердака все мое детство, вымести и вымыть его, и устроить там домик – с гамаком, с картами на стенах, разноцветными половиками и фонариками. А какой тайник с моими позабытыми игрушками из детства мы нашли под полом чердака!
А еще лучше – летние выходные, когда мы наконец-то целых два дня можем побыть втроем. Мы катаемся на аттракционах в соседней Электростали – хохочем и дурачимся, сидя рядышком в ракушке «Вальса» или вагончике «Веселых горок». Мы едем купаться на какое-нибудь отдаленное озеро и в машине подпеваем с Антоном дурацкими голосами радио – а Матвей смеется. Мы запускаем на лугу воздушного змея, нанизываем землянику на травинки, едим дыню посреди поля, гадаем на поездах, делаем скворечник, запускаем медвежонка Фоззи в плавание на самодельном плотике, ловим банкой прудовых жителей – чтобы рассмотреть их поближе, ездим кормить кур и коз, смотрим диафильмы поздним летним вечером, повесив между двух берез экран-простыню и расставив в «зрительном зале» фонарики и свечи, играем под арбуз в настольные игры в саду…
Лето, лето…. Летом никак не возьмешь в толк – что же мы делаем в московской квартире зимой? Чем занимаемся? Никак не вспомнить – во что целыми днями играет там ребенок? Тут Матвей, сидя на траве, мастерит машинки и домики из деревянных чурбачков и кусочков, разрисовывает цветными мелками стены нашего дома, упоенно ныряет и лежит звездой на спине в чудесном, только этим летом обнаруженном нами карьере с голубой прозрачной водой, строит в песке замки и укрепления, бегает с сачком за бабочками, кормит ежиков, прокладывает по всему саду железную дорогу, делает человечков из желудей и маленьких сморщенных яблочек, сооружает в бассейне лодки из тазов, пластиковых бутылок, пенопласта и старого забора (а паруса – из школьных старых же географических атласов), рисует, сидя на сосне и придумывает еще сотни занятий, которые никак не совместимы с городской квартире.
Мы колесим на велосипедах по окрестностям – велосипед я купила, благодаря Матвею – не бегать же бегом за ним по дорогам. И как же замечательно он расширил дачные горизонты! Никогда бы не подумала, что вокруг нашего, казалось, бесконечно однообразного поселка, со множеством СНТ, столько полей, лесов и водоемов. И некоторые – всего минутах в 20 от дома. Мы ездим собирать букеты – Матвею почему-то особенно нравится это занятие, с восторгом бродим среди белых ромашковых морей или желтых сурепковых океанов, сидим в высокой траве и любуемся тем, как закатное солнце высвечивает лепестки и изогнутые стебли цветов.
А утром можно сесть на велосипед и уехать на карьер – встречать рассвет. И это каждый раз воспринимается каким-то необыкновенно обыкновенным чудом: волшебный предрассветный тихий час, пробуждение мира, ощущение себя Ежиком в тумане и ожидание появления (вот-вот!) белой лошади. Привычный пейзаж каждый раз предстает новым и необычным. Туман начинает обретать цвет: мягко и нежно, пастельно и сливочно, персики и розы, дыни и георгины… Медленно и торжественно поднимается солнце и почему-то сразу хочется петь, и столько сил и радости внутри – и почему мы так редко встаем на рассвете?
К нам каждую неделю приезжают гости, и пяти- шестилетние дети, встретившись, отделяются от взрослых и начинают жить своей, почти автономной жизнью. Они готовят на садовой «кухне» обеды для своих плюшевых детей – из ягод, шишек и листьев, рыцарями носятся по саду с самодельными луками и мечами, ищут клад под дубом, с таинственным видом пьют нектар из цветов или сочиняют сложный химический состав из песка и глины, стащив из дома все подушки, устраивают в батуте боксерский ринг, а потом бегут в бассейн и, хохоча, поливают друг друга из шланга…
А когда стемнеет, взрослые, уложив детей, собираются под шатром из ветвей, зажигают фонари и фонарики или разжигают костер, и начинается долгий летний вечер: с разговорами и загадыванием желаний под падающую звезду.
Кажется, что лето будет длиться и длиться... И в эти, такие тягучие и, одновременно, такие быстротечные дни совсем не идут занятия, которыми так приятно заниматься, например, серенькими дождливыми осенними буднями. Еще будет время для основательных обедов из трех блюд, для глубокого погружения в творческий процесс, для похода в музеи или для сидения над тетрадками. Когда Матвей был младше, мне почему-то казалось довольно важным регулярно и понемножку заниматься с ним счетом, писать буквы, складывать буквы в слова… И виделось, что лето – это замечательное время для того, чтобы сев под сосной и раскрыв книжку, читать по слогам: «Ма-ша ела ка-шу». Прошлым летом мы брали с собой на дачу старые книжечки издательства «Педагогика»: «Малышам о…», рассказывающие о геометрии, природе, географии, физике и пр.
Но этим летом мне почему-то совсем не хотелось ничем серьезно и специально заниматься с сыном. Иногда, когда мы сидели у него в домике на чердаке, он мне по собственному желанию читал какие-нибудь небольшие рассказы из старой серии «Мои первые книжки», стопка этих тоненьких книг лежит тут же, в крышке из-под старой швейной машинки. Математика у нас на даче вышла и случается тоже спонтанно – друзья оставили нам игру «Турбосчет», а из Швеции Матвею прислали маленькую коробочку с математической игрой – с мюклами и Финдусом – миром Свена Нурдквиста, истории которого Матвею ужасно нравятся.
Иногда мы обмениваемся с Матвеем письмами, отсылая их друг другу по веревочной почте, в коробочке с нарисованным конвертом, или оставляем друг другу записки по утрам. Летом сын сам как будто забывает о мультфильмах, но иногда, чтобы скоротать дождливый день, просит ему включить что-нибудь, и это все чаще какие-то познавательные мультфильмы – например, сериалы «Волшебный школьный автобус» или «Как все устроено».
Каждый вечер мы читаем ему книги перед сном или смотрим диафильмы. Выйдя в сад, попадаем в мир ежей, ужей, лягушек и белок, на полях, окружающих поселок, пасутся коровы, лошади, козы и овцы. Насекомых мы изучаем с помощью коробки-микроскопа, в которую можно посадить жука, поразглядывать, а потом отпустить восвояси. Чтобы не так часто отвечать «не знаю» на вопрос Матвея: «А кто/что это?» я стала больше читать о растениях и пернатых.
И как же мне нравится этот естественный, очень «наш», ритм, который так просто понять, если просто остановиться в тишине и прислушаться к себе.
У нас нет какого-то абсолютного мнения насчет школы, мы не пропагандируем ее и не отрицаем. Матвей пока чаще всего склоняется к тому, что учиться он хочет дома, мы думаем над тем, чтобы он пошел учиться очно, понял (и мы вместе с ним), подходит ему это или нет, и тогда бы уже сделал осознанный выбор. Я понимаю про систему, но так же верю в хороших учителей. Мне самой не хочется, чтобы школа диктовала нашей семье, как жить, но с другой стороны я не могу предсказать, что Матвею в школьном коллективе будет некомфортно…
Но пока, пока еще до школы год и к чему загадывать – как оно будет? Все так быстротечно и так переменчиво. И не хочется искусственно торопить время, не хочется забегать вперед… Я люблю это лето и хочу запомнить каждый его день – только этим летом я по-настоящему прочувствовала это. И мы, покидав в рюкзак баранок и яблок, садимся на велосипед и катим в поля – просто лежать в высокой траве и смотреть на небо.