Лайфхак для родителей: Чем занять малыша: от 0 до 6 месяцев
О том, чем занять ребенка, который уверенно ходит, бегает, прыгает, лазает, написано много материалов и сказано много слов. А вот как играть и чем занимать малыша, который едва-едва держит головку, только начинает ползать, пытается сидеть или делает неуверенные первые шажочки? Оказывается, можно придумать массу игр, занятий и упражнений, которые доставят удовольствие и принесут пользу малышу.
С рождения и до трёх месяцев малыш видит на расстоянии до 30 см, внимательно следит за движущимися предметами, разглядывает яркие и блестящие предметы, изучает лица родных людей и улыбается окружающим. Он поворачивает голову на звук, слушает, когда ему что-то говорят или поют. Двигает ручками и ножками, крепко хватает взрослого за палец, удерживает погремушку в ручках. Конечно, с таким крохой не поиграешь в подвижные игры, но существует масса игр с позиции «лежа на спинке».
Назови меня по имени
Подойдите к кроватке и ласково назовите малыша по имени, чтобы он обратил на вас внимание и задержал взгляд. Когда малыш вас «поймал» глазами, перейдите на другое место и вновь позовите кроху. Повторите это 4-5 раз, чтобы не наскучить малышу. Затем наклонитесь к малышу, погладьте его по головке, поцелуйте и еще несколько раз повторите его имя, сопровождая свои действия улыбкой и ласковыми словами. Хорошо, когда в эту игру играют и мама и папа. Таким образом, малыш будет учиться различать их голоса.
Игра тренирует зрение и слух, обучает различать и узнавать людей, укрепляет шейные мышцы и устанавливает эмоциональный контакт между малышом и родителями.
В эту игру можно играть, когда вы меняете ребёнку памперсы, делаете массаж, или малыш принимает воздушные ванны. Возьмите кроху за ручку и нежно подуйте на неё, приговаривая «ветерок дует на ручку». Потом повторите то же самое с другой ручкой, тихонько «обдуйте ветерком» ножки, животик, шейку, спинку и т.д. Не забывайте называть части тела малыша. В конце подуйте на всё тело малыша и скажите ему, что он самый красивый!
Во время игры развивается сенсомоторный аппарат, малыш учится чувствовать и осознавать собственное тело.
Положите малыша на спинку и наденьте ему носочек, на кончик которого нужно пришить маленький колокольчик. Если ребёнок сначала лежит неподвижно, то покажите ему, как «включить» звоночек: потрогайте его за ножку, обратите внимание на звон. Малыш, услышав звон и блеск, будет дергать ножками, тянуть к колокольчику ручки. Во время игры можно надевать крохе разноцветные носочки, менять их местами, прикрепить колокольчик к рукавичке.
Игра укрепляет мышцы ног и рук, тренирует зрение и слух, знакомит малыша с причинно-следственными связями (движение ножки - звон погремушки).
Малыши очень любят игры, во время которых предметы внезапно появляются и исчезают. Но будьте осторожны и не напугайте кроху резкими движениями или звуками. Малыш лежит в кроватке. Сядьте рядом, позовите его по имени, чтобы он вас заметил. Спрячьтесь, закрыв лицо пелёнкой. Затем опустите пелёнку вниз или выгляните из-за нее по очереди слева, справа, сверху со словами «ку-ку». Можно прятаться и появляться из-за бортика кроватки. Кроха будет смеяться от радости и удивления!
Игра тренирует зрение, обучает находить источник звука, определять местонахождение людей и предметов, развивает реакцию предвосхищения.
Малыш лежит на спинке. Погладьте ему ножки кончиками пальцев, пощекочите пяточки. В ответ он вытянет пальчики на ногах. Ухватите кроху за мысочки. По очереди потрогайте пальчики, начиная с мизинца и напевая песенку. На последней строчке сделайте вид, что вы хотите «съесть» большой пальчик - это вызовет восторг крохи! Так же играть можно с пальчиками рук, считать пальчики, понемногу знакомя малыша с числами.
Во время игры малыш учится ощущать свое тело и тренирует внимание.
Купите в магазине спорттоваров большой резиновый мяч, диаметром 75 см. На этом мяче можно делать много различных упражнений, развивающих мышцы и укрепляющих косточки крохи. Для самых маленьких подойдут перекатывания на мячике, лежа на спине и на животике. Расстелите пеленочку на шар, положите малыша на животик/спинку и, придерживая его головку, аккуратно начните перекатывать мяч из стороны в сторону. Так же малышу можно «попрыгать» вместе с мячом - просто аккуратно надавливайте малышу на спинку, чтобы мяч начал пружинить.
Это упражнение помогает уменьшить колики.
Попробуйте постучать кулачками малыша по мячу, взяв их в свои руки.
Упражнение помогает раскрыть кулачки младенцев.
Поднесите кроху к мячу, так чтобы он мог попрыгать на нем ножками, попинать мяч. Делая все эти упражнения, не забывайте разговаривать с малышом, петь ему, объяснять свои действия. Пусть пока он вас не понимает, но зато он привыкает к вашему голосу и учится узнавать его.
Упражнения разрабатывают моторику и укрепляют чувство равновесия и двигательный аппарат.
Как видите, даже с крохой до трех лет можно придумать массу игр и занятий, которые помогают родителю и малышу весело провести время, наладить эмоциональный контакт, работать над развитием физических и психологических навыков ребёнка. Не говоря уже о многочисленных развивающих игрушках, погремушках, музыкальных инструментах, кольцах для прорезывания зубов, игровом коврике. Можно повесить над кроваткой разноцветный мобиль, привязать воздушные шарики (по одному и каждый день менять цветы), картинки смайликов, в общем все, что, на ваш взгляд, может заинтересовать вашего малыша.
Малыш растёт и развивается с каждым днём, он миновал трехмесячный рубеж. Теперь он улыбается и смеется, тянет в рот и кусает все предметы, любит, когда его носят на руках, чтобы он мог изучать большой мир, держит головку, умеет поворачиваться и приподниматься на ручках, может стоять, если его поддерживает взрослый, знает сове имя и прислушивается к словам, отвечая различными звуками. Чем же можно занять малыша, которому нет еще и полгодика?
Возьмите ребёнка на руки и поднимите вверх на вытянутых руках. Не спеша повернитесь вокруг своей оси, обойдите комнату, квартиру. Во время «путешествия» издавайте звук, похожий на гул самолета, показывая крохе различные предметы, которые вы видите, приветствуя людей, встречающихся на пути. Изменяйте скорость и высоту «полета» в зависимости от реакции малыша. Проговаривайте направление полета: вниз-вверх, влево-вправо.
Игра укрепляет чувство равновесия и вестибулярный аппарат, помогает изучать и запоминать окружающие предметы, улучшает зрение.
Примите положение сидя на полу, соединив ноги, согнув их в коленях и немного вытянув их вперед. Положите малыша себе на ноги, так чтобы головка была на ваших коленках, а его ножки упирались вам в грудь. Крепко возьмите ручки ребёнка, перекатитесь на спину, так чтобы малыш оказался в стоячем положении. Вернитесь в исходное положение. Покачайте малыша в таких «качелях», приговаривая нежные слова или напевая песенку.
Такие покачивания укрепляют вестибулярный аппарат, развивают чувство равновесия, успокаивают и расслабляют малыша.
Держа ребёнка на руках, встаньте у окна, или посадите малыша на подоконник, аккуратно придерживая. Наблюдайте за движущимися предметами - собаками, людьми, машинами. Все время объясняйте крохе, что вы видите, что происходит на улице, имитируйте звуки. Малыш совершает открытие каждую минуту! В игру замечательно играть на прогулке, где изучаемых предметов в десятки раз больше.
Игра развивает зрительную активность и умение следить взглядом за движущимися предметами. Обучает фокусировать взгляд на движущихся предметах и опознавать их.
Зеркала всегда привлекают внимание малышей. Это может быть большое настенное зеркало, маленькое мамино зеркальце или специальное детское мягкое и безопасное зеркало. Возьмите малыша на руки и встаньте у зеркала. Начните ласково разговаривать с ребёнком, обращая внимания на отражение. Как только малыш заметил себя в зеркале, помашите отражению, потрогайте его, прикоснитесь кулачком к кулачку, пяточкой к пяточке. Продолжайте играть, принимая различные позы и показывая всякие жесты перед зеркалом.
В ходе игры малыш учится узнавать свое собственное тело, контролировать движение частей тела, тренируется различать лево и право.
Начинайте игру, посадив малыша на колени лицом к себе. Спросите ребенка, где находится какая-нибудь часть лица/тела, например «Где у Ванечки носик?» . Коснитесь его носика и скажите «Вот носик». Затем спросите, где носик у мамы? Ручкой малыша коснитесь своего носика и скажите «Вот мамин носик». Продолжайте играть, указывая различные части тела и называя их.
Игра помогает установить эмоциональный контакт ребёнка с родителем, отработать моторные навыки, знакомиться с собственным телом, узнавать различные части тела, развить сенсорный аппарат.
Приготовьте фонарик, разноцветный целлофан и резинку. Наденьте целлофан на фонарик и закрепите резинкой, чтобы свет получился цветным. Приглушите свет в комнате, сядьте с малышом, включите фонарик и обратите внимание ребёнка на световое пятно. Начинайте перемещать фонарик так, чтобы ребенок следил взглядом за светом. Расскажите какую-нибудь сказку, которая объяснит малышу, откуда взялся свет, называйте все предметы, которые освещает ваш фонарик, включите негромкую, спокойную музыку. На следующий день поменяйте цвет целлофана на фонарике, чтобы кроха учился различать цвета. Можно вырезать различные фигурки из картона и прикрепить их на фонарик, чтобы на стене появился силуэт. Так вы сделаете игру более познавательной.
Игра обучает малыша цветам, предметам, фигурам. Учит следить за движущимися предметами.
Налейте в ванную воды, чтобы она была чуть выше колен малыша. Возьмите ребенка подмышки и научите его шлепать по воде ногами. Посадите ребенка, придерживая спинку. Покажите, как нужно плескать по воде ручками, стучать по поверхности кулачками, разбрызгивая воду. Это вызовет восторг малыша. Дайте ребёнку различные пластиковые и резиновые игрушки. Он с удовольствием будет заниматься с ними, расплёскивая воду. Добавьте немного воды в ванную. Положите кроху, одной рукой поддерживая спинку, а на вторую положите головку ребёнка. Начинайте потихоньку двигать малыша по поверхности воды взад и вперед так, чтобы голова малыша оставалась над водой. Имитируйте шум парохода или поезда, напевайте песенку, разговаривайте с малышом, раскачивая его на самодельных волнах.
Такие игры приучают ребенка не бояться воды, знакомят с причинно-следственными отношениям и (удар-плеск), дают выход энергии малыша. Помимо этих игр малыша заинтересуют развивающие игрушки. Он с удовольствием и, уже не опасаясь ничего, будет качаться в качельке, пинать маленький резиновый мячик. В этом возрасте ребёнку уже интересны тряпичные куклы и мягкие игрушки, игровой центр, мягкие кубики ярких цветов и разных размеров, матерчатые книжки.
Проводя время с ребёнком, играя с ним в простые развлекающие игры или выполняя различные развивающие упражнения , не забывайте хвалить малыша за каждую новую преодолённую «вершину»; высказывай те ему свое одобрение, когда он растерялся в попытках что-либо выполнить; побуждайте малыша к новым играм и к познанию окружающего мира. Показывайте свою любовь, заботу и поддержку каждым жестом, ведь это то, что больше всего нужно вашему малышу.