Ксения Проценко: "Получилось настоящее чудо"
Художник и фотограф Ксения, мама четырехлетнего Васи и полугодовалого Гриши, в этом году во второй раз ставит камерный рождественский спектакль для детей. Мы поговорили с ней о праздничных традициях, вдохновении и практической стороне этой прекрасной затеи.
- Откуда взялась история про рождественскую мистерию для детей? Это семейная традиция или просто красивый ритуал для праздничного настроения?
- С детства Рождество было самым главным зимним праздником. Каждый день мы молились, каждое воскресенье ходили в церковь, церковные праздники всегда были важными событиями. Я участвовала в Рождественских спектаклях лет с шести - как раз тогда мама стала вести воскресную школу в храме под Электросталью, где мы жили. И эти спектакли, вместе с пением колядок, чтением рождественских стихов, рождественской кутьей в Сочельник, литургией седьмого января, ну и подарками под елкой, конечно, стали краеугольным камнем праздничного настроения.
В детских спектаклях (вначале в маминой воскресное школе, потом дома в компании знакомых детей, потом еще в одной воскресной школе) я играла главные роли, а когда стала постарше, то аккомпанировала на фортепиано.
Когда я выросла, то этих рождественских постановок мне очень не хватало. Только один раз, когда я училась в институте на одном из первых курсов , мне повезло: я была ангелом в красивейшей бессловесной мистерии на рождественский сюжет, которую поставила режиссер Рая Гершзон в костеле на Малой Грузинской.
Теперь же подрос сын, и я стала искать, на какой бы рождественский спектакль его можно было бы сводить. И ничего не нашла! Есть, скажем, прекраснейшие вертепные спектакли, но на них действует ограничение по возрасту – от 5-6 лет. Этот вакуум я решила попробовать заполнить самой.
- Как праздновали Новый год и Рождество у тебя дома, когда ты была маленькой? Какие воспоминания остались у тебя об этом?
- Когда я была маленькой, Нового года для нашей семьи не существовало. Елку мы наряжали аж в первых числах января. К Рождеству мы долго готовились и масштабно праздновали. Пекли фигурное печенье (обязательно в виде рождественской, а не пятиконечной звезды), разучивали колядки и потом ходили колядовать. Обязательно ставили рядом с елкой вертеп, устраивали под стеклом на столе выставку из рождественских открыток. Вечером шестого января мы шли в церковь, а после службы ужинали кутьей из пшеницы, мака, меда и изюма и пили компот узвар. А на следующий день ждали подарки, рождественская служба в церкви и, конечно, рождественская Елка со спектаклем.
Каждый год мы всей семьей фотографировались под елкой вместе с самодельной звездой на палке – теперь я очень люблю рассматривать эти фотографии.
- Что из этих ритуалов сохранилось в твоей собственной семье, и что ты открыла для себя, уже будучи взрослой?
- Елка, подарки, вертеп, служба в церкви, пение колядок – все перешло в мою семью. Тем более что как раз на Рождество мы ездим в гости к моим родителям.
Появляется и что-то новенькое: я отвечаю на вопросы этого интервью, а тем временем в духовке печется рождественский кекс с сухофруктами. Потом в темном и холодном месте он будет ждать Рождества.
И еще мне нравится идея адвентовских календарей. В детстве я очень дорожила американской открыточкой с изображением городской площади, где каждый день надо было открывать одно окошко или дверку. А теперь, благодаря Интернету, я обнаружила, что подобный календарь может включать в себя еще и подарочки и – эта идея мне особенно импонирует – задания, которые надо каждый день выполнять и так создавать рождественское настроение. И мне очень хочется теперь сделать эту традицию у нас в семье постоянной.
**- Ты верила в Деда Мороза? А что о нем думает Вася?
-**
Родители рассказывали мне, что на Рождество подарки приносит святой Николай или Ангел Хранитель. Мое дошкольное детство прошло в маленьком закрытом мирке, и никаких вопросов про деда Мороза у меня не возникало.
Сейчас все совсем по-другому: у нас половину полки в книжном шкафу занимают книжки на рождественские или новогодние сюжеты, где-то фигурирует дед Мороз, где-то Санта-Клаус, сложно не запутаться. В этом году я придумывала так: дед Мороз и Снегурочка приносят подарки на Новый год, а Санта Клаус (он же святой Николай) со своими помощниками гномами – на Рождество. Мне кажется, маленькие дети одновременно могут и верить в сказку, и понимать, что это – сказка. Вася относится к деду Морозу так же, как к игрушечной белочке, которую он каждый день переставляет на одну ступеньку повыше на лесенке, ведущей к Рождественской елке: он спрашивает белку, родилась ли она в лесу, хочет подсмотреть, как она ночью подкладывает ему очередной пакет с заданиями, и при том прекрасно знает, что я сшила эту белку из старой перчатки.
- Как тебе живучая советская традиция "ёлок" с девочками в костюмах снежинок, мальчиками-"зайчиками" и Дедом Морозом-Снегурочкой?
- Это звучит смешно, но в детстве почти не подозревала об этой традиции, и открываю ее теперь для себя вместе со старшим сыном. Массовые елки мне малосимпатичны, а камерные утренники, на занятиях-развивалках или в приятных детских центрах, мне кажутся симпатичными. В детстве я мечтала о маскараде – и теперь я все жду, когда, наконец, появится возможность придумать и сделать костюмы сыновьям (но только не в виде зайчиков!).
- Публичный рождественский спектакль кажется довольно сложной затеей тому, кто сам ничего такого не организовывал. У тебя был какой-то опыт в этом деле?
-
Ничего подобного я раньше не делала. Зато в детстве я наблюдала за тем, как подобные спектакли организовывала мама и другие знакомые, и много-много раз придумывала, как я бы все сделала, если б умела прекрасно шить, мастерить и имела в своем распоряжении отличных актеров и настоящую сцену. Можно сказать, я воплощала свою детскую мечту о режиссировании рождественского праздника.
- Расскажи, пожалуйста, вкратце технологию процесса: люди, декорации, костюмы, свет, сцена, репетиции, приглашения, билеты …?
- Думаю, самое главное, что позволило спектаклю состояться – это "Живой журнал", сайт со множеством блогов. В моем ЖЖ сложился очень приятный круг общения, и с рождением сына в нем появилось много мам с маленькими детьми.
Месяца за два-полтора до Рождества я написала запись с предложением поставить кукольный интерактивный спектакль для своих детей. Сразу же нашлись желающие участвовать. Мы разделили обязанности и договорились, кто каких кукол делает, устроили несколько встреч, где вместе мастерили реквизит, обсуждали нюансы постановки и репетировали. Мне очень повезло: у подружки оказалась просторная квартира в самом центре; совсем недавно там был сделан ремонт, и одна из комнат была пока совершенно без мебели - просто идеальное место для наших встреч.
Когда стало ясно, что желающих посмотреть спектакль будет много, я договорилась об аренде зала: в детском центре для первого показа, и в фотостудии – для второго.
Мы все собирали с миру по нитке: кто-то принес на спектакль свет, кто-то купил подарки, кто-то перед спектаклем собирал деньги за билеты (нам надо было окупить все издержки).
- Кто придумал сценарий?
-
Сценарий – мой. Это очень простенький пересказ евангельского сюжета, без истории про Ирода, и с концовкой из расхожей рождественской легенды про зверей и елку, которые приносили свои дары новорожденному Младенцу. Изюминка постановки – в интерактивности. Это модное сейчас слово лучше всего передает мою главную задумку: дети вместе с родителями должны стать настоящими участниками действа. Они помогают Марии с Иосифом прийти в Вифлеем, вместе с волхвами идут за звездой, украшают скромную колючую елочку. Мне хотелось сделать наглядной каждую деталь, каждый поворот сюжета. Дать понюхать ладан и смирну, передать ощущение времени между Благовещением и Рождеством, сымитировать езду на осле и т.д.
- Как ты нашла актеров, музыкантов и других участников труппы? Кто эти люди, среди них были профессионалы? Или все они - обычные родители?
- Мы все родители, и праздник делали для своих детей. Конечно, слаженности нам не хватало, но небольшие заминки и накладки не помешали создать у присутствующих ощущение настоящего рождественского чуда.
- Что оказалось самым трудным и самым неожиданным в этой затее? А что самым радостным?
- Неожиданно трудно было привезти весь реквизит в место показа, и сделать это дважды. Картонная ширма-задник каким-то чудом влезла в багажник нашей машины. Вообще, очень сложно устраивать подобные мероприятия и готовиться к ним, не имея своего подходящего помещения.
А самое радостное – то, с каким интересом и как искренне приняли наш спектакль дети. И еще один приятный бонус: подготовка к спектаклю оказалась поводом к тесному общению с прекрасными людьми.
- Как спектакль принимала публика - дети, родители? На какой возраст вы ориентировались?
-
Я уже сказала, что возраст, на который я ориентировалась, был возрастом сына. Прошлой зимой ему вот-вот исполнилось три года. Для большинства заданий я вдохновлялась форматом развивающих занятий для этого возраста. В итоге на показах были и двухлетние дети, и шестилетние, и всем было интересно. Даже девятилетней девочке понравилось.
- Можешь вспомнить свои собственные ощущения после премьеры?
- Можно сказать, я летала как на крыльях! У нас все получилось – это же настоящее рождественское чудо.
- Какие практические уроки ты получила из этого опыта постановки? Что нового будет в спектаклях, запланированных на январь этого года?
- На этот раз показов будет три, мы хотим чуть жестче ограничить количество детей (иначе сложно сохранить интерактивность) на каждом показе. Все будет происходить в одном и том же зале. Надеюсь, на этот раз мы сможем больше репетировать. И еще мы хотим завершить праздник чаепитием.
- Немного дурацкий вопрос, но не могу не задать его как мама двух малышей. У тебя недавно тоже родился второй, но ты не изолировалась от внешней активности, как это делают многие мамы младенцев; наоборот, осенью ты устроила волшебный парад фонариков, теперь вот - новый спектакль. Как ты все это успеваешь? Что придает тебе сил и энтузиазма, есть ли у тебя какие-то универсальные методы поддержания этого духа в себе, своих близких и своем доме?
- Мне кажется, от внешней активности можно изолироваться, когда ребенок один. А когда их двое – то это просто-напросто невозможно. Я этому только рада, как и тому, что старший наконец дорос до всяких интересных мероприятий. В осеннее сумеречное время мне стало очень не хватать какого-то волшебства, так родился праздник фонариков. Я собиралась устроить камерный поиск гномов и их кладов в вечернем парке, а получился, действительно, парад. Но участникам, вроде, понравилось.
Я очень люблю книжку «Полианна», про девочку, которая все время играла в игру, основанную на евангельских словах «Всегда радуйся!». Я тоже стараюсь в нее играть, и детские праздники этому очень помогают.
Фото: Личный архив Ксении Проценко