Отдых

Книги Анатолия Алексина помогут вашему ребенку стать человечнее. И вот почему

Непохожий на других классиков советской детской литературы, любимый детский писатель Анатолий Алексин успел сказать нам удивительные и архиважные вещи. В его книгах вся правда о том, каково это – быть ребенком, ответы на боль, надежды и стремления мам и пап.

1 мая 2017 года ушел из жизни Анатолий Алексин. Ему было 92 года. Сегодня мы хотим почтить его память и напомнить всем детям и родителям о творчестве этого прекрасного знатока человеческих душ и характеров. Мы убеждены, что его произведения должен прочитать каждый школьник. Почему? Объясняет Анастасия Кокеева – колумнист «Летидора», прочитавшая всего Алексина от корки до корки.

«Все люди очень смешные. Они похожи друг на друга. И совсем непохожи. Каждый по-своему ходит, и по-своему спит, и по-своему смеется... И по-своему плачет. Не знаю почему, но мне интересно не чем они похожи, а чем отличаются. Я это хочу запомнить. А чтобы получше запомнить, повторяю всякие непохожие движения, фразы, гримасы, которые почему-то называют «выражением лиц».

Из поколения в поколение нормальные родители задаются вопросами: что дать почитать ребенку про первые отношения мальчика и девочки? Как помочь ему стать самостоятельным, но не потерять близость с семьей? Как научить дружить? Как помочь найти свое призвание и распознать таланты? Как воспитать человечность, порядочность, эмпатию? Отвечаем: читайте вместе с детьми книги Анатолия Алексина!

У него есть более детские и совсем взрослые рассказы, но на самом деле – его истории сплетены из такой тонкой материи, которая понятна и близка на самых разных уровнях – детском, родительском, бабушкином, учительском, любом.

То же касается его чувства юмора и языка, которым, к великому сожалению, современная литература уже не говорит.

Что ни рассказ, то крылатые выражения – буквы, точки, запятые, которые попадают прямо в сердце: «Студент, Юлькою увлеченный, но еще ею не «вовлеченный», «Тот, кто делает все, как все, неинтересен», «Книга, прочитанная не вовремя, может навсегда отбить вкус к самой себе».

Сказать, что его книги не теряют актуальности сегодня, – это ничего не сказать. Они словно специально написаны буквально вчера для современных родителей и детей. Его повести и рассказы хоть и описывают советское время, но совершенно не совковые. Умные и глубокие, но не назидательные. Живые, трогающие до глубины души, заставляющие плакать, смеяться, переживать за героев и задумываться над их проблемами – по сути такими же, которые переживают полвека спустя наши дети.

Алексин больше известен рассказами «А тем временем где-то…», «Мой брат играет на кларнете», «Очень страшная история», «Бабочка», «В стране вечных каникул», «Позавчера и послезавтра», «Действующие лица и исполнители», «Безумная Евдокия».

Но для меня самая пронзительная его история – «Коля пишет Оле, Оля пишет Коле».

В ней есть всё: и вопрос, может ли дружить мальчик с девочкой, и детская боль потери мамы, и муки одиночества и непохожести на других, к которой обычно так жестоки дети, и такая робкая тихая первая любовь, что бывает только в юности. И огромная сила – мамы, перед которой отступает папина болезнь (доктора, которые прописывали отцу таблетки и капли, «к сожалению, не были знакомы с мамой и не знали, что она умела делать достижимым всё»), Олиной честности, справедливости и веры в чудо, Колиной любви к птицам и… к Оле. Все думали, что «он любит переговариваться с птицами, потому что ему нечего сказать людям». Ему было что сказать. И она смогла это услышать.

Кажется, перенеси их переписку с бумажных писем в соцсети, и сегодняшнее непионерское поколение будет зачитываться этими сюжетами.

Хотя, возможно, историю про Олю и Колю имело бы смысл экранизировать. Или как минимум выложить их переписку в «В Контакте»… Словом, надо что-то делать, чтобы настоящие истории жили и находили свой путь к современным Олям и Колям.

Наша жизнь не изменилась. Она получила новую упаковку: Феликсы так же объявляют конкурс на лучшее название города, а Лёвы Звонцовы устраивают жаркие дискуссии на школьном радио. Только называется это теперь модным маркетинговым словом «механики».

Дупло старого дерева заменил «В Контакте», а Колину маму сегодняшние взрослые назвали бы адептом ЗОЖ...

Она за натуропатию и «расстилала коврики» для гимнастики. Врачи так же не успевают спасти мам от аппендицита, а папы вскоре после этого женятся.

«В моём вагоне был только один взаправдашний пассажир – чёрный кот, по имени «Паразит». Это бабушка его так назвала за то, что он однажды съел целую миску куриных котлет. Больше кот никогда ничего не таскал, а имя за ним так и осталось. Только называли мы его не как-нибудь грубо, а, наоборот, очень даже ласково: Паразитиком или даже Паразитушкой».

Шэрьте эти Истории с большой буквы, без сожаления удаляйте из своей ленты/жизни пустые истории-однодневки, читайте вслух, учитесь смеяться и плакать вместе с вашими детьми! Учитесь говорить с ними о смыслах. У Анатолия Алексина.

Фото: МИА «Россия сегодня»