Кинообзор: «Ветер крепчает»
Мальчик Дзиро мечтает о полетах и красивых самолетах, способных обогнать ветер. Вот только пилотом ему не стать — он с рождения близорук. Но Дзиро не расстается с мечтой о небе, он начинает придумывать идеальный самолет и со временем становится одним из лучших авиаконструкторов мира. На пути к успеху он не только встретит много интересных людей, переживет Великое землетрясение в Токио и жестокие войны, но и обретет любовь своей жизни — прекрасную Наоко.
Мы собрали в одном сюжете несколько отзывов об этом фильме. Дорогие читатели, вы тоже можете оставлять свои впечатления после просмотра этого мультика в комментариях к данной статье.
irecommend.ru
Я являюсь безоговорочной поклонницей творчества Хаяо Миядзаки, известного во всём мире японского режиссёра и аниматора. Поэтому, конечно, я не могла пропустить это событие. К тому же, это последняя работа мастера, так он прощается с нами.
"Ветер крепчает" - необычное для Миядзаки аниме. Слишком реалистичное, слишком взрослое. Хотя по прежнему сказочное, не смотря на весь реализм. Основанная на реальных событиях история рассказана мастером блестяще, от начала до конца мы мечтали, взлетали и падали вместе с героями, смеялись и плакали, стремились, достигали, теряли. Это стоит посмотреть, причём, похоже, это действительно больше мультфильм для взрослых.
В "Ветре" как раз немного сказки, и вся она упакована в сны героя. В дневном режиме перед нами обычный байопик про великого инженера, который в изгибе рыбьей кости прозревает рисунок самолетного крыла. Нечто вроде советского "Укрощения огня", просто вместо Сергея Королева героем оказывается авиаконструктор Дзиро Хорикоси (1903-1982), создатель лучшего японского истребителя времен Второй мировой "Зеро".
Но если Королев проходит создателем "оружия победы", Хорикоси, получается, создатель "оружия поражения". Япония капитулировала, ее армия была уничтожена. Мы заранее знаем итог. Все, чему он дал крылья, было разбито, сброшено с неба на землю, сожжено на земле.
Это позволяет зрителю не строить иллюзий. Миядзаки рассказывает, как, обожая свою работу, человек теряет все и в самый главный момент его успеха его караулит несчастье. И потому, что историю, в том числе и авиации, пишут победители, и потому, что построить истребитель легче, чем вылечить любимую от туберкулеза. Герой талантлив, порядочен, умен и трогателен, он защищает слабых, он верен дружбе и любви, за это он не получает никакой награды, кроме посмертного рукопожатия приснившегося ему в детстве итальянца Джованни Капрони, тоже авиаконструктора, тоже едва не объявленного военным преступником у себя на родине.
"Ветер крепчает" был заявлен как самое последнее творение Миядзаке как режиссёра. Если так, то этот фильм стал воистину его лебединой песней, прекраснейшей жемчужиной в коллекции. Самый взрослый, самый зрелый на мой взгляд, его фильм. Биографический, исторический, выдержанный в самых лучших традициях японской мультипликации и в духе Мэтра аниме в частности. Всё те же знакомые образы, круглые глаза, плавные линии, нечёткая детализация. Всё то, что так полюбилось за долгие годы в качестве ценителя творчества Миядзаке. И даже, на этот раз, немного больше: реальная жизнь как она есть, со всеми взлётами и падениями, погоня за мечтой, вкус победы и горечь от потери. Шедевр с первой до последней секунды.
Поэтому лишь смотреть и восхищаться, никак иначе
После нескольких блестящих, но совсем уж детских картин («Рыбка Поньо на утесе») 72-летний титан японской анимации Хаяо Миядзаки переключил передачу — его новый фильм, исторический байопик творившего между двумя мировыми войнами авиаконструктора Дзиро Хорикоси, предназначен уже для взрослых зрителей. С детства грезящий самолетами, из-за слабого зрения Дзиро вынужден идти в инженеры — по примеру своего кумира, итальянца Джованни Капрони, которого герой часто встречает в своих фантастических (и пророческих) снах. С 1920-х и до 1940-х, от университета до ответственных заданий для японской армии, Дзиро, не отступая от взятого курса, идет к мечте об идеальном самолете, пока дома его ждет терпеливая красотка-невеста.
Когда Дзиро брэйнстормит аэродинамические идеи и запускает прототипы в бесконечно голубое небо, «Ветер крепчает» оживает у нас на глазах — а его рисованная анимация затягивает и удерживает внимание лучше, чем любая трехмерная графика. Но даже волшебство Миядзаки и его коллег по студии «Гибли» оказывается не в состоянии исправить некоторые недостатки материала. Гений Дзиро божественен, но сам он — наверное, самый безликий из всех персонажей в фильмографии Миядзаки; кроме того, фильм, до того неторопливый, в финале слишком резко уходит в мелодраму. И все равно — найти другой такой фильм (игровой ли, мультипликационный ли), который бы так честно и наглядно показывал аморальность прогресса, решительно невозможно. Самолеты Дзиро будут нести смерть — но менее элегантными они не становятся, как не уменьшается от этого и симпатия Миядзаки к своему герою.
«Ветер крепчает» — последний, как он объявил, полнометражный мультфильм Хаяо Миядзаки — вышел самым взрослым и, наверное, поэтому самым грустным (единственным грустным) из всех его творений. Нельзя сказать, что в нем нет детской открытости миру и веры в красоту, единство и простоту всего сущего, но все это скорее находит себе место во снах и галлюцинациях, нежели в холодном и равнодушном к благим намерениям реальном мире. Победа героя остается его личной победой: вокруг — экономическая депрессия, гонка вооружений, туберкулез, а на его прекрасных самолетах убиваются камикадзе.
Но несмотря на моменты скептицизма и разочарования, «Ветер крепчает» остается нежным и трогательным фильмом, который и сюжетом, и настроением утверждает свободу отдельного человека созидать вне зависимости от идиотского пути человечества в целом.
На самом деле я почти разочарована. Нет, рисовка совершенно потрясающая, фирменная миядзаковская, какие пейзажи, ах, какие механизмы - сказка. Но... но и все. Мультфильм взрослый без всяких допусков. Не потому что там что-то "такое", а потому что банально скучно и бессюжетно. Ни намека на интригу, ни тени волшебства. Если бы не друг Дзиро (не помню, как его зовут), который хоть иногда шутил, я бы заснула, наверное.
Нет, я в курсе, что это история реального Дзиро Хорикоси, но... Просто смотреть два часа "про жизнь" и потом задаться вопросом - на что же стоило, на самом деле, потратить 10 лет этой жизни - на строительство какого-то самолета или на близких людей? Детям было скучно.
С другой стороны, зал (небольшой, правда), был полон, много молодежи ("тинейджеры" - это про них), и вот они смотрели. И потом девочек видела в слезах. Моя вера в человечество возрождается, когда такое наблюдаю, на самом деле.
«Ветер» – не волшебная сказка и не мифологический триллер. Здесь нет удивительных монстров, увлекательного сюжета и коварных злодеев. Зато здесь есть потрясающая, всепоглощающая любовь к Японии, к самолетам и к поколению родителей Миядзаки. Эта любовь проявляет себя в каждой сцене, каждом кадре, каждой дотошно воссозданной исторической детали. Она плещется на экране, изливается в зал и затягивает не хуже драматичных приключений. Миядзаки всегда был не только рассказчиком, но и поэтом, и «Ветер» – это его «Евгений Онегин», поэтичная энциклопедия предвоенной жизни со всеми причудами и контрастами.
Кадры из фильма предоставлены «Централ Партнершип»