Кинообзор: «Александр и ужасный, кошмарный, нехороший, очень плохой день»
Фотографии предоставлены студией Disney
_Уже неделю в российском прокате идет новый фильм студии Disney «Александр и ужасный, кошмарный, нехороший, очень плохой день» – экранизация одноименной книги американской детской писательницы Джудит Виорст, вышедшей в 1972 году. Сюжет истории разворачивается вокруг череды безумных событий, с которых начинается, казалось бы, совершенно обычный день 11-летнего мальчика Александра. У него все валится из рук и идет наперекосяк. Александр невольно начинает задумываться, неужели неудачи преследуют его одного? Отчаявшись, что никто из родных не воспринимает его неприятности всерьез, мальчик загадывает желание: «Пусть моя семья тоже узнает, что такое по-настоящему ужасный, кошмарный, нехороший, очень плохой день». Несмотря на все трудности, самое невезучее семейство Куперов находит в себе силы сплотиться, свыкнуться с обстоятельствами и даже посмеяться над ними. _
Мы собрали несколько отзывов об этом фильме. Вы тоже можете оставлять свои впечатления после просмотра этой картины в комментариях к данной статье.
www.film.ru
Глупая, но смешная детская комедия о неприятностях, свалившихся на голову большой американской семьи. Поначалу все даже хуже, чем у Виорст, потому что кошмарный день переживает вся семья (мама, папа, старший брат, старшая сестра, Алекс и братик-младенец), и проблемы у них взрослые. Мама, например, чуть работы не лишается, хотя днем ранее надеялась на повышение, а сестра, так мечтавшая о выступлении в спектакле, теряет голос, накачивается наркотическим сиропом от кашля и разносит сцену вдребезги. Но в итоге все оборачивается к лучшему, семья от напастей сближается, и героев захлестывает такой хеппи-энд, что Алекс даже шутливо желает, чтобы таких дней было побольше. «Александр» – кино для малышни – все бегают, падают, валяют дурака. А потом осознают ценность семьи, милуются, обнимаются, и добро торжествует.
Жутко наивный, но очень милый, непосредственный и незаметно очаровательный фильм. Забавная семейная комедия с пристойным юмором. Стив Карелл, как обычно, молодец, но и юные актеры не подкачали. Следить за приключениями этих детишек и подростков было забавно. В общем и целом, это семейная комедия положений, с самой капелькой мелодрамы и приличным куском вполне съедобного позитива. Ведь смех и улыбка при просмотре (современной) комедии – это очень хорошо.
«Александр и ужасный, кошмарный, нехороший, очень плохой день» – экранизация детской книжки, опубликованной более 40 лет назад. Как часто бывает с подобными проектами, от литературного первоисточника в кино осталось довольно мало. Сохранился, в частности, главный герой – мальчик Александр. Ребенок растет в семье, состоящей из оптимистичных, настроенных на успех людей. И только у Александра жизнь состоит из проколов и неприятностей: он постоянно что-то роняет, теряет и пропускает. Ночью перед днем рождения мальчик загадывает желание: пусть родственники тоже столкнутся с ужасным днем и поймут, наконец, каково это – быть неудачником. И желание исполняется.
В этом, в принципе, и есть основное отличие книги от фильма. В первоисточнике речь действительно шла об ужасном дне самого Александра; в экранизации же рассказывается о кошмарных сутках его оптимистичных родственников. Такая перестановка открывала перед кинематографистами определенный потенциал: можно было, например, снять кино о том, что повальный оптимизм – не лучшее явление и что иногда стоит остановиться, чтобы погрустить или подумать о жизни. Однако в «Александре» акценты расставлены немного иначе. Если коротко, то это фильм о том, что радоваться жизни надо даже тогда, когда обстоятельства этому препятствуют, потерпите, и все исправится. То есть посыл, в общем-то, абсолютно такой же, как и в сотнях, если не тысячах других семейных комедий.
Но в целом «Александр» – кино несерьезное, даже легкомысленное, то есть именно такое, которое идеально подойдет сверстникам главного героя фильма. Для родителей, впрочем, тоже припасли несколько «взрослых» шуток.
Новый диснеевский проект «Александр…» по книге известной детской писательницы Джудит Виорст – тот редкий случай, когда кассовая судьба фильма не столь важна в сравнении с тематической нишей, которую он занимает в предоскаровский осенний кинопериод. Жизнь, не говоря уже о кинематографе, в последнее время стала слишком серьезной, так почему бы не разбавить ее каплей безумия? И пусть фильм Мигеля Артеты уступит по сборам и «Бивню» Кевина Смита, и претенциозному фэнтези «Дракула» – сердца тех зрителей, которые дойдут-таки на «Александра» в кино, он непременно завоюет.
Буквально с первых кадров «Александр» покоряет своей очаровательной непосредственностью и обезоруживает абсолютной наивностью, а к финалу и вовсе влюбляет в себя множеством забавных гэгов, яркими героями и вполне традиционной, но вместе с тем неоспоримой моралью. Семья – какой бы придурошной она ни была – превыше всего, а плохие дни жизненно необходимы для того, чтобы больше ценить хорошие. Из сюжетной завязки а-ля «Один дома» о ребенке, обозлившемся на мир взрослых, Артета сумел слепить добрую и веселую комедию для всех возрастов, в которой эхо шумных гулянок прошедшего лета плавно перетекает в предвкушение уютных рождественских праздников. Выйди «Александр» в прокат на пару месяцев раньше или позже, он, вероятно, имел бы больший успех; но и сейчас, каким бы прожженным циником вы себя ни считали, он может стать отличным лекарством от осенней хандры.
Большинству людей так или иначе смешно смотреть, как другие попадают в мелкие неприятности, строя страдальческие лица и говоря нелепости. Хотя, вовсе не мелкие: хорошенько покорежить машину на уроке вождения, сломать декорации и нос коллеге на школьном представлении, шокировать работодателей горящими рукавами и пропустить вопиющую опечатку (на удивление сохранившуюся даже в переводе) в критический для карьеры день. Все это желающим еще в трейлере покажут, а вот о чем умолчат, так это о неожиданно реалистичном поведении членов семьи Куперов в промежутке между достаточно правдоподобными (ну, разве что произошедших в один день) жизненными ситуациями. Даже Стив Карелл здесь предстает не в обычной для него роли эксцентричного недоумка, а на редкость благоразумным и спокойным папой, заменяющим маму-карьеристку. С другой стороны, воспитав трех детей и высиживая четвертого, человек просто-таки обязан не только приспособиться к любым бытовым сюрпризам, но и подрастающее поколение к этому готовить.
Старую книжку про мальчика, на которого навалилась череда несчастий, уже экранизировали однажды почти дословно в 30-минутном мюзикле. На этот раз сценарист-дебютант сумел превратить простенькую притчу о том, что любая черная полоса в жизни сменяется белой, в полномасштабную историю о важности сочувствия между близкими. Настоящее семейное кино, с убедительной актерской игрой и почти без шуток на тему физиологии или насилия.
Перед зрителем предстала картина дня одной обычной американской семьи: любящие родители, сын-выпускник, дочь играет в школьной постановке, забавный малыш. Но на фоне забот и суеты семья забывает про Александра, у которого вот-вот наступит день рождения. У самого же мальчика дела обстоят не так гладко: в школе ребята не планируют прийти к нему на праздник, предпочитая более популярного друга, жвачка попала в волосы, и день вообще как-то не клеится. И вот в 12 часов ночи, задувая свечку на импровизированном торте, Александр желает, чтобы его родные хотя бы на один день очутились в его шкуре, почувствовали, каково это, когда у тебя ужасный, кошмарный, нехороший, очень плохой день. Как известно, мысли материальны, и вскоре Александр понимает, насколько точно воплотилось в жизнь его желание. Так, несмотря на трудности, крепкая и дружная семья всегда сможет найти выход из многочисленных, порой забавных и даже разрушительных обстоятельств. Стоит лишь сплотиться для их решения.
Смотреть рекомендуется всей семьей.