Как всё устроено: начальная школа в Германии
Какого цвета была ваша школа, какой вы ее запомнили? Мне 35 лет, я училась в школах соцлагеря и Союза (в военном городке в Будапеште и в Одессе, еще тогда не украинизированной), поэтому мои школьные годы – серые, коричневые и черные, как советская школьная форма.
Нет-нет, у меня было счастливое детство, «заграничные» вещи и полосатая жвачка из тюбика, часто - добрые учителя, разноцветные мелки и художественная школа, оригинальные школьные костюмы, которые шила мама. Конечно же, ни у кого таких юбочек и пиджачков не было, только у меня, и я этим очень гордилась, оказываясь (конечно, неслучайно) в самом центре классной фотографии. Но «школы» было намного больше, чем разноцветных личных воспоминаний. А ведь они-то и были самыми важными. Теперь, во взрослом возрасте, я с удовольствием вспоминаю, как прогуливала физику в солнечный день, как ехала в художку на дребезжащем одесском трамвае, но не свои хорошие отметки по всем предметам подряд. Думаю, еще капелька бунтарства – и я бы сбежала от хороших оценок и самой себя, но этого не случилось, поэтому такая цветовая гамма у этого рисунка, у огромного куска жизни – серый, черный, коричневый.
К счастью, моей дочери повезло больше. Она знает немного об истории Союза, от меня и из книг, и проводит свои дни в совсем иной системе координат: в яркой, разноцветной (разрисованной детьми) школе. Ей не приходится рисовать на полях свои самые главные и яркие рисунки, она бежит в школу, а не из нее.
Школьные порядки
Наша начальная школа Braunenberg расположена в Южной Германии, в земле Баден-Вюртемберг, соседке Баварии. Здесь никогда не было «совка» (территория бывшего ФРГ), поэтому не только школьная система, но и жизнь вообще - космически другие, нежели в странах бывшего соцлагеря, и познается эта разница именно в мелочах.
У каждой земли в Германии свои законы, календари праздников и каникул и даже учебники. В других немецких школах могут быть свои порядки, но система все равно одна. Она присутствует везде и, прежде всего, именно в начальной школе, где формируется базовое знание ребенка о жизни. Знание выстраивается не хаотично, системно, практично и комплексно. Многие предметы тут сдвоены-строены (в сравнении с нашими). На уроках немецкого (как родного) преподают и язык, и литературу, BSS (движение, спорт, игра) в большей степени, чем наша физкультура, ориентирован на игру и любимые немцами виды спорта (здесь в лидерах - футбол). Религия как предмет у нас фактически равна творчеству: дети рисуют, лепят, поют, делают поделки, которые с гордостью несут домой. На уроках MNK (человек, природа, культура) затрагиваются абсолютно все сферы нашей жизни - анатомия человека и сексуальные отношения, природоведение, искусство и культура различных народностей… Дети изучают ПДД, географию, историю не только своей страны, но и отдельной земли, в которой живут, рисуют и чертят, постигают азы кулинарного мастерства, разбирают схемы многоуровневой очистки питьевой воды, производства яблочного сока и джинсов, делают первые физические опыты с водой и светом, учатся толерантности в общении с детьми разных национальностей.
Наглядный пример системного мышления немца – планы совместных активностей, например, графики дежурств в классе: кто сегодня убирает, кто моет доску.
Такие графики всегда висят в классе, и дети с малых лет знают о своих обязанностях. Такие планы сопровождают немца всю жизнь. Например, если вы живете в многоквартирном доме там, где живем мы, вы в 99% случаев будете участвовать в так называемых Kerwoche – уборке общих помещений, и вам обязательно вручат план дежурств. Примечательно, что Kerwoche входит в обязанности всех, кто снимает квартиры у швабов. Конечно, есть, наверное, дома и без подобных правил, но я о таких не слышала, немцы любят чистоту и порядок. В прошедшее воскресенье, когда подошла наша очередь Kerwoche, я собрала все свои ароматные моющие средства и до блеска надраила окна и лестничные пролеты на нашем этаже. Признаюсь, мне было очень приятно понимать, что после моей уборки в нашем общем доме станет приятнее и чище! Тем более, что наступает зима, и всем нам, жильцам, сейчас очень нужен уют. Так что ничего против такой системы я не имею, я только за.
Сами немцы говорят не о педантизме, но о перфекционизме как характеристике нации. Этот перфекционизм можно встретить в любой сфере жизнедеятельности, и он, по-моему мнению, здорово работает на экономику страны, именно поэтому так славится немецкое качество. В результате, здесь буквально процветает индустрия, и я абсолютно все, что нужно семье - от продуктов питания до одежды, бытовой техники и автомобиля - могу приобрести именно немецкого производства, не переплачивая за импорт.
Чтобы понимать устройство школы, необходимо для начала представить себе город и землю, поскольку в каждой земле - свои порядки. Мы живем в Аалене, земле Баден-Вюртемберг.
В Германии и, в частности, в нашей земле проживает много мигрантов, заметную долю из них составляют турки и русские.
Политики-турки присутствуют даже в кабинете канцлера Ангелы Меркель, поэтому учитывать различие культур, религий, мировоззрений Германия, фактически, обязана. В итоге тут царит реальная, осознанная и сформированная на протяжении десятков лет национальная и конфессиональная толерантность.
Мы это почувствовали на себе с первых дней проживания в стране, когда сдавали ааленским чиновникам документы на рабочую карту *Blue Card и встречались с директорами двух начальных школ, обсуждая, как и где лучше организовать первичную интеграцию ребенка, который год учил язык частным образом, но все же владеет им далеко не блестяще. Чиновники поразили меня своей вежливостью, директора школ потратили на нас довольно много рабочего времени и обе школы были готовы принять нас в свои ряды. Что неудивительно, Аален позиционирует себя как город интернациональный.
Ежегодно город проводит фестиваль культур народов мира. На главную улицу города выходят буквально все, готовят тут же, на огне, свои блюда, угощают, торгуют, поют… В Аалене есть и школа для мигрантов с фокусом на интеграции, Shiller Schule. Директор школы заверил нас, что из такой интеграционной школы в любой момент можно перевестись в обычную, если ребенок делаем успехи в немецком. Но в итоге мы все же выбрали обычную немецкую начальную школу неподалеку от нашего дома, в одноименных горах Braunenberg. Здесь больше коренных немцев, и значит, у нас больше шансов быстро выучить язык.
Дорога в школу занимает у Олеси 15 минут, и я радуюсь, что она заодно прогуливается и дышит свежим воздухом (фотография летняя, тогда мы только готовились к поступлению).
Почему мы выбрали для русскоязычного ребенка обычную немецкую школу? Тут важна предыстория, место действия которой - самолет AirBerlin, следующий рейсом "Мюнхен-Москва".
Я разговорилась с русской девушкой, которая уже давно живет в Германии, и она мне рассказала историю своей сестры, которая отправилась в в школу для интеграции мигрантов и в итоге за год вообще не выучила язык, потому что общалась только со своими. Именно тогда, в самолете, я решила, что отправлю дочь в обычную немецкую школу, и вот, Олеся уже второй месяц приносит из школы хорошие отметки.
В нашей начальной школе обучают только малышей, до 4 класса включительно, то есть, это именно и только Grundschule. Мы решили, что этот вариант оптимален и создаст ребенку максимальный комфорт на первом этапе (в Германии есть и смешанные школы, как у нас, для детей всех возрастов, вы всегда сможете сделать выбор, главное - ваша уверенность в том, что ребенок «потянет» выбранный вам тип школы.
Сначала мне было очень страшно за мою Олесю. Она - девочка нежная, не агрессивная и творческая, и, как всякий творческий ребенок нуждается в понимании учителя. В российских школах мы это понимание встречали, (не люблю жаловаться на учителей, которые заняты с 30-ю детьми, мне иногда и с одной девочкой трудно), но там ощущалось стабильное давление, например, нам снижали оценки за почерк, который мы не могли мгновенно и без стресса изменить. В новой немецкой школе все началось совсем с иной ноты и иного настроения. В погожий солнечный денек, в дверях нашего дома я впервые столкнулась с нашей немецкой учительницей, которая лично разносила по домам свое первое приветственное письмо с подписью и списком тетрадей, обложек и других мелочей, которые нужно купить к 9 сентября (первый школьный день). Я признаюсь, опешила. После коммуникаций с российскими учителями такая близость и позитивность учителя показались мне приятным сном.
Школа с ученой совой на фасаде действительно оказалась дружелюбной. В нашем классе учится 27 человек, их них - 6 или 7 турецких девочек, родившихся здесь, но дома говорящих строго на турецком, поэтому их немецкий часто очень несовершенен. Олеся стала вторым ребенком с русскими корнями. Мальчик Даниэль, родившийся в Германии от русских родителей, говорит на-немецком уже без акцента, а вот многих русских слов уже не помнит, и именно Даниэль поначалу помогал Олесе записывать домашнее задание, переводить комментарии учителя, за что спасибо ему и низкий поклон. Впрочем, ребенку в нашей школе трудно не понять, что задали на дом, под "домашку" выделена отдельная доска с щенком Снупи, и все дети отлично знают, что задания на дом написаны именно здесь.
В самом начале я уже сказала о том, как любит свою новую школу дочка, как она в нее бежит. Важно, что ее обучение в новой стране не стало стрессом и для меня самой. Более того, я чувствую себя лучше, чем в России, где в разных школах (мы сменили четыре, потому что переезжали), государственных и частных, атмосфера была сложной, напряженной и нервозной. Разумеется, эта атмосфера проникала в класс извне, в России - нервная жизнь, у людей нет стабильности и покоя для того, чтобы просто сделать вдох и жить (сужу по себе и своему кругу общения – менеджменту, работающему в Москве). Поэтому в каких-то классах дети не дружили, в каких-то классах с учителями не ладилось... Вспоминаю скандалы на родительском собрании, помню, мне всегда казалось, что родители приходили на собрания сбрасывать стресс. В Германии у меня совсем иные ощущения от реальности и школы как ее пазла. Каждый из нас, и учителя, и я, заинтересованы в отсутствии стресса, покое и комфорте. При этом у меня есть мобильный номер учительницы, я всегда могу ей звонить, и регулярно получаю от нее и других преподавателей письма: о новых кружках, успеваемости по конкретным предметам, даты тестов... То есть, все сделано, в том числе ДЛЯ МОЕГО комфорта и удобства. Наша учительница так сформулировала это правило: keinen Stress, Lernen muss Spass machen! (никаких стрессов, учеба должна приносить радость, удовольствие).
И этот принцип проявляется во всем. С первых дней учебы дочка начала посещать занятия школьного хора. Конечно же, от пения нужно получать удовольствие, поэтому к пению абсолютно расслабленно и самым дружелюбным образом приглашаются буквально все: «Петь может каждый!»
Эти слова нашей учительницы об удовольствии от учебы - не пустой «пионерский» девиз, она использует любую возможность подбодрить детей на словах, запиской, смайлом. Не поверите, но ей самой в кайф, когда они отлично справляются! Когда у детей были трудности с английским, она поделилась проблемой с ректором (директором) школы (который еще и математик, и возглавляет местный детский джаз-банд), и он провел на английском половину своего математического урока. Дети обожают ректора, он играет на гитаре, руководит школьным хором... Моя дочь рассказывает о нем взахлеб, хотя математика в России была ее самым нелюбимым предметом. Ссориться, драться, скандалить тут не модно, не приятно, да и незачем, атмосфера дружелюбия и покоя расслабляет, и даже новый ученик скоро станет своим, его примут, как и всех остальных. Кстати, простые правила взаимодействия в классе многократно повторены: на стенах, в учебнике, в устном общении на уроке, их невозможно не заметить или забыть.
Надписи стоит перевести: (слева - направо)
• Я не травмирую других. Ни словом, ни делом.
• Я выполняю свои задания настолько хорошо, насколько могу, и всегда имею при себе свои рабочие материалы.
• Во время учебы я не отвлекаю своих одноклассников, не мешаю им.
И так далее.
Важно, что игровая подача, творческие задания на проверку этих жизненных правил делают подобные упражнения интересными и даже захватывающими. «Расскажи, как ты справишься с тем, что дети сильно намусорили в классе и свалили уборку на дежурных», «твоя семья обсуждает предстоящий отпуск, и у каждого - своя мечта, что предложишь ты?», «у подруги разводятся родители, как ты сможешь ее утешить, поддержать?» - чем не настоящая школа жизни?
На большой перемене, когда дети играют на улице, в классе царит художественный хаос: сразу со звонком дети бросают все и бегут на волю, играть.
Об уборке в священной паузе речи не идет, для уборки есть ПЛАН (поэтому я говорю о системе) дежурств. То есть, без необходимости ребенка дергать не будут. Когда мы с классом гуляли в лесу, мальчишки отстали и шли очень медленно, последними, задерживая всех. НО учительница ни разу не сделала замечания, периодически останавливала группу и терпеливо ждала. При этом у нее двое детей, семья, и она могла бы торопиться домой. Немецкий учитель не будет толкать в спину, он даст ребенку возможность выбора. Периодически мне кажется, что в формировании такого взгляда на мир участвует сама природа.
Ключевая задача в школе – социальная адаптация. В России я посетила не одну частную школу, разговаривала с учителями о своем ребенке, и, в целом, лучшее, что все они могли мне дать - «особое внимание к нему», тот самый «индивидуальный подход», который как раз и является манком для родителей, ищущих человечных учителей, условий для комфортного развития. Под соусом этого «внимания» частные школы и заключают свои контракты. На самом деле, если и платить (в чем нет нужды), то совсем за другое. Частная школа со своим особым вниманием может быть опасна именно этими исключительными условиями, которых ребенок не встретит в жизни. Поэтому еще в России мы ушли из приватной школы в обычную. Но самое главное (что бесценно и поэтому должно быть бесплатным) – социальная адаптация. Российская школа и вуз космически далеки от реалий настоящего дня, рынка труда, моих 2 высших образования и карьера директора по маркетингу в крупной компании лишний раз меня в этом убедили. Теория, которой в советской, да и российской школе детей заполняют до краев, не помогает работать, жить, общаться с людьми, работодателями и коллегами, дипломатически разрешать конфликты, искать компромиссное решение, различать опасности и избегать их... При этом накопленные, но не активные знания неизбежно выветриваются, вытесняются новыми... А полянка для социального опыта остается пустой, работающие родители вряд ли в силах в одиночку ее заполнить. Немецкая школа транслирует прежде всего практическое и социальное знание, обучает коммуникационным приемам. Далее начинается профессиональное обучение, в котором немцы стараются как можно глубже погрузиться в свой предмет и стать конкурентоспособными профессионалами. Что тут сказать? Я со своими разноцветными российскими дипломами, среди которых и красный есть, только за сближение школы и жизненной практики. Дипломы не играют решающей роли в судьбе, к счастью, моя семья это понимает, и мы готовы к самым различным сценариям профессионального развития дочери.
Такими мы сегодня пришли из школы. Дети бинтовали друг другу руки, пальцы, головы, оказывая первую помощь. Конечно, нечто подобное есть и в России, но я рассказываю сейчас об элементе системы, не об отдельном уроке ОБЖ. Вчера на комплексном предмете MNK (Mensch, Natur, Kultur – человек, природа, культура) дети изучали процесс производства яблочного и морковного сока, чистили и резали яблоки в специальной машине.
Школьные учебники наполнены практическими знаниями о жизни: как перейти дорогу, почему не стоит садиться в машину к незнакомцу, даже если он просит помочь в поиске его любимой собачки, ПДД для велосипедистов (школа обязана обучить ребенка езде на велосипеде, как и правилам), рассказ о различных типах семей (один папа, мама-одиночка, полная семья и так далее), конечно, основы сексуального воспитания с реалистичным описанием процесса... Ребята постоянно учат наизусть, пересказывают, разыгрывают по ролям жизненные диалоги, в которых ученик должен найти компромиссное решение в споре. И все это - без сюсюканий и шепота за спиной. Дети легко впитывают эти практически знания, в итоге им самим, а также их родителям уже в средней школе становится легче не только учиться, но и жить.
Эта классическая формулировка очень точно отражает суть демократии в Германии. Страна со страшным болезненным прошлым зорко следит и отстаивает свою демократию, права человека, его свободы. Наверное, поэтому в нашей школе именно дети создали дизайн своей школы, стали творцами пространства, в котором им предстоит расти. Пожалуй, эта стена - единственная, оформленная взрослыми.
А вот и детский дизайн.
А вы бы хотели учиться в такой школе? В профессиональном дизайне используют термин friendly, описывая нечто дружелюбное (цветовую гамму, иллюстрацию), так вот: более friendly- дизайна я не встречала.
Внутри школа, конечно, тоже здорово разрисована.
Кажется, скоро рисунком покроется каждый сантиметр, потому что рисование - игровой и стабильный элемент обучения, вне зависимости от предмета. Если рисунок не помещается на столах, его вешают на прищепке под потолком.
Обычным делом считается, например, и такое задание: раскрашивание копий своих собственных черно-белых фотографий в самые немыслимые цвета. Почему нет? Ведь тот же Ван Гог придавал лицам синий, зеленый, малиновый оттенки… В этой системе координат даже наличие беспредметной живописи Пауля Клее в детском учебнике 4 класса кажется вполне логичным. У фантазии ребенка нет и не должно быть границы. Он обязательно должен отлетать свое в самых смелых фантазиях и мечтах. Именно к свободе, а не к абстрактной школьной дисциплине имеет отношение и система рассадки учеников.
Дети сидят за большими столами по 6-7 человек, сами решая, с кем сесть. Садятся, как правило, именно с друзьями, и учитель в этот вопрос вообще не вмешивается. Если у вашего ребенка проблемы со зрением (наш случай), вам порекомендуют носить очки. Рассадка позволяет очкарикам видеть текст на досках с любого места. При этом «задних парт» в принципе нет, есть столы, там «живут» только детские рисунки. Кстати, фотография, как и все остальные, на 100% документальная, я снимала дочь в классе на большой перемене. Школьная форма тут, как видите, отсутствует. Мы закупили дочери на осенних распродажах массу одежды спортивного типа, чтобы было удобно прыгать-бегать на переменках. Платья у нас тоже есть, но они – для особого случая.
Если вот именно так (а для России, похоже, с ног на голову) перевернуть восприятие самой системы обучения, то учитель и директор школы сами захотят делегировать детям решение множества простых житейских задач, и без боя сами отдадут детям стены под рисунки - буквально везде, куда дотянется детская рука с кисточкой.
Эта внутренняя свобода и эта готовность получать удовольствие от прожитого дня, заложенные в самом учителе, обязательно автоматически передадутся школьнику, сыграют огромную роль в его жизни, как и, например, искренняя любовь родителей, которую они не скрывают, целуясь при детях. И тут мне почему-то вспомнилась фраза «В СССР секса нет».....
Следующая грань свободы ребенка в школе – свобода получать свою порцию здоровья ВО ВРЕМЯ учебы. Сначала скажу о тяжести рюкзака. Детям не нужно тащить с собой все подряд, у каждого в классе есть своя полка с коробкой для творчества (краски, карандаши) и учебниками. Если по предмету не задали задания, нести домой этот учебник не нужно.
Мы с ребенком занимаемся дополнительно, поэтому скопировали нужные листочки, в итоге дочь ходит в школу налегке. Далее - еще один абсолютно принципиальный момент. ВСЕ перемены дети проводят на улице.
Здесь полно места для игр, скакалок и даже футбола с волейболом, есть и столы для чтения и завтрака.
Летом дети ходят с учителем в открытый бассейн, он от школы буквально – в 2 шагах.
Я всегда очень переживаю за здоровье и качество жизни дочки, как и любая другая мама, поэтому пребываю буквально в восторге от этого решения – проводить перемены на улице.
Детям выдаются различный игровой инструментарий из спортзала, если же большой мяч - один, а детей – 27, то делается.... да-да, угадали, ГРАФИК игры в мяч для двух или трех групп, и конфликт исчерпан, в любом случае свободного пространства и большой детской площадки хватит на всех.
Кстати, в Германии мы стали меньше болеть. Думаю, это связано не только с более мягким климатом (погода в гористой местности очень нестабильна, и всегда есть возможность промочить ноги, подхватить кашель или насморк), но и школьным подходом. Большой вопрос в связи со здоровьем у меня вызывала система школьного питания. В Braunenbegrschule, на большой перемене дети покупают свежую выпечку, воды не продают, потому жидкость нужно дать ребенку с собой. Выпечка вкусная, свежайшая, но питаться каждый день булочками мы не готовы, поэтому я даю Олесе и воду, и йогурт с собой. Говорят, можно заказывать на школу обеды, но мы живем недалеко, и продленка нам не нужна, поэтому не участвуем.
Вернемся к свободе, о которой я так много пишу. Еще одна грань этой свободы: после окончания Grundschule, вернее, уже зимой 4 класса дети с родителями вольны выбирать путь, которых обычно три:
Гимназия (продвинутый уровень, для наиболее способных к обучению), Hauptschule (ее переводят как «главную», но я бы перевела иначе, как основную, потому что именно эта школа – самая доступная, массовая, и Realschule, откуда возможен переход в Гимназию (подробнее о системе образования можно прочесть здесь). Любопытно, что ранее именно учитель решал, куда далее пойдет ученик, сейчас это ограничение во многих землях снято, и в нашей школе, например, мы сами будем решать, какой тип школы выбрать. К совету учителя прислушаемся, потому что знаем, что он будет здравым.