Как все устроено: начальная школа в Канаде
Система образования в Канаде неоднородная, к тому же еще и разнится от провинции к провинции. На провинциальном уровне принимаются многие законы о функционировании и финансировании школ, об их ответственности и правах и так далее. Но в самом общем виде устройство школьного мира выглядит так:
– Общеобразовательные школы (то самое бесплатное общее образование, которое нам хорошо известно)
– Католические школы. Самая распространенная в Канаде религия. Несколько веков назад в Канаде была создана существующая до сих пор система католического образования. В таких школах детям преподают и обычные предметы, и религию.
– Частные школы. Оплачивая обучение в частных школах, взамен родители получают возможность выбрать как «уклон» (Монтессори, спортивная), так и «избранное общество» для своих детей – сюда уж точно попадают только дети из семей с достатком выше среднего, ну, и некоторое количество других «бонусов» вроде ношения школьной формы, столовой в школе и тп.
– Домашнее обучение тоже возможно, но не очень распространено. Прибавьте к этому факт, что Канада – страна двуязычная; каждый из этих типов школ возможен в варианте, когда основное обучение ведется на английском, а французский изучается как второй язык, и наоборот.
Как организовано обучение?
В канадской школе распространено несколько ступеней, по которым двигаются ученики:
– «Дошкольная школа», называемая Kindergarden. Детей сюда принимают в неполных пять лет, и обучают два года, после чего они идут в первый класс. Учеба в это время – на 100 процентов «игровое обучение».
– Начальная школа, классы с первого по шестой.
– Средняя школа, 7-8 классы.
– Старшая школа, 9-12 классы.
Как правило, за время учебы канадский школьник меняет три здания: в первом он учится начиная с занятий в Kindergarden и вплоть до 6-го класса, во втором собирают учеников 7-8-х классов, ну, и в третьем проходит самая сложная часть обучения в канадской школе вплоть до ее окончания. Зато классы, учителей и одноклассников ученик меняет каждый год. В канадской школе каждый год классы формируются заново, поэтому за время учебы школьник успевает перезнакомиться буквально со всеми.
Системы прописки в Канаде не существует, но именно по месту жительства определяется, в какую именно школу пойдет ваш ребенок. У каждой школы – свое место в провинциальном рейтинге (в зависимости от того, насколько хорошо написали в этом году ученики тесты по основным предметам). Выше рейтинг – дороже дома в районе, который «приписан» к этой школе.
На фото – типичное здание канадской начальной школы. Два (бывает и один) этаж, канадский флаг у входа. Территория вокруг (границы отмечены) – школьная собственность. В Канаде это не пустые слова: как хозяин обязан ухаживать за своей «землёй», так и «чужой» обязан соблюдать правила. К примеру, нельзя зайти и поиграть на школьной детской площадке, или срезать дорогу через школьное поле, или ехать на велосипеде – для большей безопасности вам нужно будет идти пешком, ведя велосипед рядом.
Типичное явление для канадской школы, к сожалению – «трейлеры». Когда классы перестают вмещать учеников, часть занятий проводится в таких вот вагончиках. Благоустроенных, естественно, с канализацией и отоплением. Родители все равно не слишком довольны, а дети ничего, для них это как приключение.
Еще один типично канадский способ оптимизировать размещение учеников – это «сдвоенные» классы: например, класс 1/2 или 3/4. В таких группах учатся дети из двух классов одновременно – из старшего все подряд, из младшего – те, кто сможет «потянуть» более самостоятельное обучение. Учитель при этом дает часть времени одинаковый материал, часть – две разных программы, но главное различие – в тех работах, которые выполняют дети; к младшим требований поменьше.
Занятия в начальной школе начинаются в 9:10 утра и заканчиваются в 3:30. Каждое утро возле входов в школу выстраивается длинная цепочка рюкзаков: в школу учеников запускают только по звонку. Учитывая, что входов обычно 5-6, особой суматохи не возникает.
Где теснота и шум – так это в коридорах школы: тут расположены вешалки для одежды и рюкзаков, коробки для сменной обуви. С собой в класс ученик начальной школы берет только дневник (и иногда – любимую игрушку, младшеклассникам разрешают).
В классе, куда ни посмотри – плакаты, рисунки, наглядные пособия. Стены используются на все сто процентов.
Пол – пространство для игры, построения сложных конструкций (часто всем классом дети сооружают или супер-город, или чудо-монстра). В классах для «дошколят» парт вообще нет – несколько столов со стульями, и много «станций» для игры – тут и компьютер с игровыми программами, и уголок «природы» – выращивают растения, наблюдают за муравьями или улитками, и большой контейнер с песком, куда можно заливать воду и возиться вдоволь, развивая мелкую моторику.
В классах постарше парты появляются, но ученик сидит за ней, только когда нужно писать. Для обсуждения учитель чаще всего собирает детей в кружок – они садятся на полу со скрещенными ногами, он – в удобном кресле-качалке рядом.
Каждое утро начинается с канадского гимна (все стоят, но можно подпевать) и школьной радиопередачи. Потом начинается учеба. Предметы обычно объединены в кластеры: так, на уроках «науки» изучают физику, химию, биологию, под словом «арт» скрываются занятия рисованием, лепкой и компьютерной графикой. С первого класса школьники изучают «социальные науки» – и если обществоведение и история начинаются ближе к средним классам, то уже первоклассник в Канаде знает, как важно ждать своей очереди, делиться с друзьями, и правильно сортировать мусор для его повторного использования.
Очень большая часть учебного процесса отводится искусству презентации. Оценивается качество проекта и умение рассказать о нем перед классом. При этом использовать можно любые выразительные средства.
Канадская версия «из чего только сделаны девочки..и мальчики» – презентации на французском о том, кто что любит.
А еще в канадских школах очень много спорта. Спортивные занятия – три-четыре дня в неделю. Это и традиционная физкультура (в нехолодное время – на улице), и разнообразные спортивные игры: за один только год ученик может попробовать себя, например, в бадминдтоне, футболе, бейсболе, теннисе и танцах.
Чему определенно можно позавидовать – так это оснащенности местных школ. Как пример – на фото – кабинет музыки совершенно обычной канадской средней школы в небольшом городе.
В канадской школе весело. Редкая неделя обходится без какого-нибудь специального события. То государственный праздник, то масштабный школьный (к примеру, юбилей школы или спектакль/концерт, который ставила вся школа), а то и просто – Пижамный День. В этот день все, и ученики, и учителя, приходят в школу в пижамах, любимых тапочках и с подушками-пледами-игрушками в обнимку. Есть Шляпный День, и День Любимого Книжного Персонажа.
этот огромный квилт, занимающий пол-школьной сцены, шила вся школа. Квадраты ближе к центру рисовали в классах, а пестрые квадратики по краям – индивидуальные работы.
Фрагмента килта
А вот начало учебного года, к слову сказать, к праздникам не относится. Учеба в Канаде начинается в первый понедельник сентября, после Дня Труда, и ни специальных нарядов, ни букетов для учителей нет и в помине. Заканчивают учебу, кстати, тут гораздо позже – обычно в последнюю неделю июня.
Перед началом уроков в первый учебный день
Социализация, вовлечение в общение и обучение правилам бесконфликтного сотрудничества вообще значат в местных школах как минимум так же много, как и собственно академические оценки. Насколько хорошо или плохо учится ребенок – забота скорее его и его родителей. Концепция такая: учитель дает знания, а уж сколько ребенок «взял», зависит от его/ее желания и возможностей. В Канаде вообще не принято критиковать, и школы – не исключение; табель с оценками учитель в конце четверти и года в конверте – таким образом, просмотреть его может только ученик и его родители, и сами дети абсолютно не делают упор на то, насколько хорошо или плохо учатся их одноклассники.
Канада – страна иммигрантов, и потому появление в школе – в том числе в середине учебного года – ребенка, ни слова не говорящего по-английски – явление вполне обыденное. Механизм отработан до автоматизма: порция анкет на заполнение родителям, «друг» – для нового ученика или ученицы (обычно выбирается из школьников, которые говорят на том же языке, что и новичок). На первых порах главное занятие «студента» (именно так, students, называются в Канаде школьники) – овладение языком; поэтому примерно половину всего учебного времени он проводит не на обычных занятиях, а в классах ESL – English as a Second Language. Как результат, даже дети, начинающие учить язык «с нуля», начинают более-менее свободно общаться через несколько месяцев.
Давайте посчитаем. В начале учебного года родителям младшеклассников выдается список с пожеланиями того, что нужно для учебы. Обычно это канцелярия – можно уложиться в долларов 20. Частично компенсировать нужно стоимость экскурсий, это от 5 до 15 долларов за каждую. 10 долларов стоит красивый цветной ежедневник, называемый планировщиком – он здесь играет роль дневника.
Все остальное – на действительно добровольной основе. Формы нет. Вы можете купить футболку с логотипом школы, но не обязательно. Также необязательна покупка школьных завтраков, но почти все родители платят за то, чтобы в еженедельный «день пиццы» их ребенок получил свою пиццу и молоко. Регулярно в школе проходят фото-дни, но опять же, ваше дело, выкупать фотографии (а в конце года – yearbook, то есть альбом на память, или пропустить.
В публичных канадских школах дети приносят еду с собой. Специальные коробочки для ланча выпускаются в тысяче и одной вариации: например, вот эта, с фотографии, «экологически чистая»: всю еду можно раскладывать по отделениям, не используя упаковку.
Для сторонников того, чтобы ребенок ел горячее – термоски: тепла хватает до того момента, когда школьник сядет за перекус.
Как-то особенно сильно в Канаде чувствуется включенность школы в жизнь всего общества. Дальше всего канадская школа от принципа «Со своим уставом в чужой монастырь не ходи»: школьники живут в одном ритме с тем, что происходит вокруг. Была Олимпиада – и во всех канадских школах дети обсуждали, кто и как сыграл, подсчитывали медали, болели «за наших». А еще, на занятиях часто выступают гости. «Бюджетники» – полицейские, пожарные; защитники животных – те приходят в класс с мини-зоопарком. Как следствие «цельности с обществом», совсем иначе ведут себя и канадские учителя. Нынешний канадский учитель (среди них, кстати, много мужчин) – вполне себе компанейский товарищ, который «берет» не статусом, а тем, что он (или она) много знает, интересно ведет предмет и мастерски управляет процессом обучения.
Как и во всем канадском обществе, в местных школах большую роль играет волонтерство. Как правило, в канадских семьях детей заводят одного за другим, с разницей в два-три года. Мама – если позволяет финансовое положение семьи – сидит дома до тех пор, пока самый младший из них не пойдет в первый класс. Так что мамы «киндергарденцев» – самые частые волонтеры. Они помогают дома (готовят, например, тесто для лепки), в школе (сортируют, организуют, складывают), и в классе на занятиях – например, читают с детьми или помогают решать задачки. И конечно, волонтеры просто незаменимы на выездных мероприятиях.
Визит на ферму – рассматриваем животных и делаем ставки на поросячьих бегах
В теплое время года такие «вылазки» совершаются раз в месяц, а то и чаще. Увлекательные – глаза у детей горят – походы в театр, библиотеку, ферму или зоопарк, пожарную станцию или в госпиталь – сопровождаются мини-лекциями о том, как всё устроено, а также «что такое хорошо и что такое плохо».