Как рассказать детям о репрессиях, Застое и Средневековье?
Мы привыкли к тому, что исторические книги для детей подразумевают приключения средневековых рыцарей и доисторических или, на худой конец, древних новгородских мальчиков, однако теперь уже появляются иные книги отечественных авторов, посвященные куда более недавней истории.
Одна из них – «Сахарный ребенок» Ольги Громовой – только что вышла в издательстве «КомпасГид». В подзаголовке сказано, а в послесловии подробно объяснено, что эта правдивая история, рассказанная Стеллой Нудольской, героиней книги. Стелла, или как ее обычно все звали, Эля, родилась в чудесной семье. Любящие папа и мама всячески заботились о ее образовании. Родители рассказывали ей сказки, учили языкам и поэзии, дарили подарки, а, главное, хотели, чтобы она выросла хорошим человеком – то есть таким, который «все делает сам, ничего не боится и сам развязывает все узлы».
Но детское счастье продолжалось недолго. На дворе стояли страшные годы сталинского террора, и отец девочки был арестован (только много лет спустя она узнает, что он погиб в лагере). Скоро настала очередь Эли и ее мамы – они как члены семьи изменника Родины (а тогда это называлось страшным словом ЧСИР) попали в лагерь в киргизской степи. Маму поставили на тяжелые работы, а девочке пришлось спать на земле, видеть полевые цветы только по другую сторону колючей проволоки и терпеть жестокие побои охранников. Даже когда маму и дочку выпустили из лагеря, они все равно были вынуждены остаться на поселении там же в Киргизии. Работу найти было почти невозможно, поначалу выжить им удалось только благодаря тому, что нашлись добрые люди из переселенцев, давно обосновавшихся в этих краях.
Как бы ни тяжело приходилось Эле и ее маме, они старались хранить бодрость духа, пели любимые песни, читали друг другу любимые стихи на память. А главное, они сумели стать настоящими друзьями с теми людьми, которые жили вокруг них – местными киргизами, ссыльными крестьянами с Украины, немцами Поволжья, выселенными в эти места, а позже, во время войны, эвакуированными и беженцами.
Эля с мамой выучили киргизский и украинский («не хочешь учить их язык – значит, задаешься»), мама помогала малограмотным людям писать письма, читала им вслух. И они тоже помогали, как могли, приносили одежду и обувь для Эли, подкармливали, выхаживали во время болезни. И звали ее, светловолосую, белокожую, Кант Бала – сахарный ребенок.
Все же, несмотря на страшные тяготы, это история детства, в которой есть место веселым играм со сверстниками, обычным радостям детства, учебе в школе. Хотя в школе не просто, в школе много друзей, но есть и враги, которые то и дело норовят обидеть. Но есть и те, которые сразу же бросаются на защиту.
В книге Людмилы Раскиной «Былое и думы собаки Диты» (Издательство «Розовый жираф») повествование ведется не от лица девочки, а от лица ее любимой собаки. Собака Дита не только главная героиня, но и рассказчик. Она – гордый член семейства, состоящего из Па, Ма, Ба и девочки Рыжуши. Время действия – семидесятые, которые очень сильно отличаются от тридцатых и сороковых. Семидесятые не грозят внезапными арестами и страшными лагерями, все куда спокойнее, хотя политика все равно присутствует в жизнь семьи. В один прекрасный день, например, в английскую спецшколу напротив дома, где учится Рыжуша, привозят жену американского президента, госпожу Никсон, и из-за этого папу заставляют сломать построенный им красивый навес на балконе – все балконы должны быть одинаковыми. Да и сталинское время снова и снова врывается в повествование рассказами о судьбах дедушек и бабушек. Все же книжка не о политике, она о дружбе девочки и собаки и о жизни самой обыкновенной московской семьи в самой обыкновенной московской квартире.
Третья книга в жанре воспоминаний о детстве это «Приключения Джерика» Натальи Нусиновой (Издательство «Самокат»). И время похожее, снова семидесятые, и очень похожая семья, и главное, тоже любимая-разлюбимая собака. В этой книге тоже тесно переплетены история семьи и история страны. О чем тогда говорили люди, что их волновало, чего они боялись и чем гордились? Наталья Нусинова выросла в семье известного киносценариста Ильи Нусинова (вместе с Семеном Лунгиным он писал сценарии к таким замечательным фильмам, как «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» и «Внимание, черепаха!»). Чудесная, любящая семья – родители, бабушка и дедушка, девочки Наташа и Таня, счастливое детство и самый замечательный на свете пес Джерик, ставший настоящим киноактером. Но и здесь страшные истории сталинских арестов, которые не миновали поколение бабушек и дедушек.
И в конце книжки даже есть маленький словарик не вполне уже понятных современным детям слов: коммуналка, примус, пионеры. Для того, чтобы по-настоящему узнать историю своей страны, такие детские книги просто незаменимы. Где еще современным детям прочитать не о войнах и космических полетах (об этом – в учебниках истории), а и о том, чем были наполнена жизнь их собственных бабушек и дедушек?
Но негоже забывать другие страны и другие, куда более давние, времена. К счастью, средневековые приключения по-прежнему интересуют современных писателей. Новая книга Марины Аромштам «Кот Ланцелот и золотой город», только что изданная в «КомпасГиде», рассказывает о бедном английском виллане Дике Виттингтоне (а это не только историческое лицо, но и герой известной английской легенды). Оставшись круглым сиротой, деревенщина Дик мечтает пробраться в Лондон. В далеком Лондоне, ему верится, все покрыто золотом. Там даже в гороховую похлебку золото добавляют. А в родной деревне только злой сэр Гриндли и его прихвостни, только голод, холод и постоянные унижения. У Дика ничего нет, кроме заветной монетки, которую дала ему сестра перед смертью. Зато он умеет разбирать голоса колоколов. А те (дин-дон) обещают Виттингтону, что он рано или поздно станет мэром. И не просто мэром, а лорд-мэром самого Лондона!
Но до Лондона далеко, и по дороге тринадцатилетнего Дика грабят, он попадает в тюрьму, чуть не умирает от голода. Его, полуживого, подбирает у своего порога богатый лондонский купец, у которого нашлась для Дика и работа, и спальное место на чердаке. Одно плохо – чердачные мыши его совершенно замучили. И тут нашлось, наконец, применение заветной монетке. Отдал ее Дик за кота, который не только избавил его от одиночества и мышей, но и принес ему удачу и благосостояние. Стал-таки Дик лорд-мэром города Лондона. Недаром он назвал своего кота настоящим рыцарским именем – Ланцелот.