Как правильно наряжать елку?
Идея написать что-то на тему украшения рождественской елки пришла ко мне во время посещения Санкт-Петербургского негосударственного музея кукол.
Пока дети наслаждались созерцанием всевозможных авторских игрушек и забавлялись общением с местным талисманом – настоящим живым королевским пуделем Артамоном, я рассматривала интересный с художественной точки зрения экспонат – стилизованную новогоднюю елку. К сожалению, фамилия художницы не удержалась в моем перегруженном мозгу, хотя смотритель музея мне ее и сообщила.
«Видите», - сказала мне она, «как грамотно развешаны игрушки? Наверху – звезда, чуть ниже – ангелы, под ними - дары природы. Яблоки, орехи, яйца, стилизованные фигурки младенцев. Еще ниже – животные, птицы. И в самом низу, буквально «под елочкой» - «мы с вами», то есть люди».
А ведь и правда! Сейчас, наряжая перед праздниками елку, мы тоже задумываемся о том, как лучше это сделать. Но руководствуемся совсем иными принципами, чем наши далекие предки. Хотим, чтобы она выглядела стильно или же «статусно».
Подбираем украшения по геометрической форме и цвету. Некоторые семьи, особенно те, у кого маленькие дети, возможно, предпочтут минимализму «высокой елочной моды» буйство цветов, красок и форм, так нравящееся ребятишкам. «Главное, чтобы игрушки были небьющиеся», - скажут третьи. И в чем-то будут очень правы.
Давайте заглянем немного в прошлое, чтобы узнать, откуда пошел обычай увешивать новогоднее дерево различными украшениями.
Нарядное зеленое дерево в блестках фольги и зажженными огнями свечей источает волшебный аромат волнующего, таинственного радостного праздника!
Под ним ребятишек ждут подарки, принесенные старым добрым дедушкой Морозом. Казалось, что на Руси так было всегда, испокон веков. На самом же деле традицию праздновать новый год 1 января и украшать к этому событию елку ввел в конце 17 века продвинутый царь-реформатор Петр 1, падкий на все европейское, а особенно немецкое.
Модная идея далеко не сразу пришлась по вкусу широким массам. Духовенство и вовсе было недовольно. Ведь до рокового указа вести счет годам от Рождества Христова, новый год на Руси отмечался 1 сентября после торжественного шествия и благословления патриархом сначала царя, а потом и всего православного люда.
В старушку Европу елочную традицию принесли нежно любимые Петром Великим немцы. Давным-давно еще некрещеные германские языческие племена под новый год выбирали в лесу елочку побольше, да постарше и украшали ее цветными лентами, яблоками – символом плодородия, яйцами, олицетворяющими саму жизнь и орехами, символизирующими божественное провидение.
Язычники полагали, что в той самой могучей ели живет великий и коррумпированный дух леса, алчный до жертвоприношений и иных «взяток». Эту премилую забаву германцы в свою очередь подглядели у священной Римской империи, с которой находились в состоянии войны.
И правда, примерно в это же время, в 20-х числах декабря в Риме праздновались так называемые сатурналии. Веселье сопровождалось жертвоприношениями в честь Сатурна, рабы на некоторое время уравнивались в правах со свободными гражданами, было принято дарить друг другу подарки: свечи, чтобы уютнее было коротать долгие ночи, и фигурки из теста: вместо негламурных человеческих жертвоприношений кровожадному богу. Одним из основных атрибутов сатурналий являлось вечнозеленое хвойное дерево, олицетворяющее бессмертие и вечную жизнь.
Таинственные друиды тоже поклонялись могущественным хвойным деревьям. Правда, они предпочитали сосну, которую считали символом высокого духа, способной очищать души людей. В праздник они раскладывали на ветках священного дерева хлеб, съедобные плоды и части тел жертвенных животных и людей.
Таким образом, в перенаселенной матушке Европе даже ленивые народы, и те занимались плагиатом. Как говорит моя свекровь: «что крестьяне – то и обезьяне». Подсматривали и нагло пользовались, не ссылаясь на авторские права, сценариями различных праздников. Походили друг на друга, как братья, боги и священные духи.
После крещения и принятия христианства, многие из обычаев просто несколько видоизменились, трансформировались. То же стало и с елью, которая теперь называлась Рождественской, и символизировала вечную жизнь, как более глубокое духовное понятие – рождение Спасителя, принесшего себя в жертву ради бессмертия души всех верующих.
Украшать елку кишками жертвенных животных стало не комильфо, их сменили разноцветные гирлянды. Привычные яблоки, орехи и яйца остались, но им пришлось потесниться. Верхний этаж «при новой власти» заняли ангелы небесные, а венцом древа жизни стала Вифлеемская звезда, знаменовавшая рождение Иисуса. Кстати, некоторые исследователи связывают образ доброго Деда Мороза, приходящего на рождество с подарками, с образами Волхвов, приносящих дары сыну Божьему. И хотя те Волхвы о морозе имели такое же смутное представление, как и мы о волхвах, возможно, в этой теории есть рациональное зерно.
Кто знает, может быть, в наступающем году вы захотите внести в празднование Нового Года раннехристианский колорит, украсив елку по строгим правилам. А могущественные боги услышат молитвы и пошлют вашей семье сытую жизнь, мудрость и прибавление в семействе! Ведь развешивая на елке жертвенные дары для богов, наши предки таким образом деликатно намекали последним что они хотели бы получить от них в новом году.
Опустив кровавые подробности, можно рассказать детям историю возникновения традиции новогодней елки, смастерить из фольги или папиросной бумаги легкокрылых ангелочков, напечь пряников в форме человечков, поросят и быков, развесить согласно инструкции настоящие орехи, выкрашенные золотой или серебряной краской, маленькие яркие яблочки, мандарины, конфеты, упомянутые пряники взамен жертвенным животным.
Из пустых целых яичных скорлупок получаются забавные елочные игрушки – пингвины, смешарики, колобки, angry birds. Макушку, вместо атеистического шпиля, можно украсить классической вифлеемской звездой с восемью лучами или советской пятиугольной.