Отдых

Как настольные игры учат общению детей и взрослых

© Depositphotos

Когда миллиарды людей по всему миру находятся в вынужденной самоизоляции из-за пандемии коронавируса, вместе с новыми тревогами появились новые возможности.

Родители, которым не хватало времени побыть с детьми, теперь получили его сполна. Сейчас самый подходящий момент, чтобы вместе отточить навыки старого доброго человеческого общения лицом к лицу.

Вопрос в том, как это сделать. Ответ на него дают настольные игры.

Общая реальность

В Китае, где карантинные меры были введены раньше, чем в других странах, и постепенно снимаются, обнаружилась любопытная статистика: в регионах, где люди находились в длительной самоизоляции, после ее отмены резко выросло число разводов.

Причина самая тривиальная — неспособность нормально общаться друг с другом, ведь одно дело, когда это приходится делать только утром и вечером, и совсем другое — когда ты должен как-то сосуществовать с человеком на небольшом пространстве двадцать четыре часа в сутки.

Несомненно, похожую проблему испытывают не только китайские пары и не только супруги — сейчас многие родители вынуждены общаться с детьми двадцать четыре часа в сутки. И что уж греха таить, немало мам и пап, искренне любящих своего ребенка, тем не менее, мечтают поскорее вернуться в офис, не выдерживая этого прессинга.

Но пока такой возможности нет, остается только одно — научиться общаться.

Правила успешного общения давно известны. Неважно, кто твой собеседник — взрослый или ребенок, в любом случае во время коммуникации важно уметь его услышать.

© Depositphotos

Как утверждает Джулиан Трежер, известный оратор и специалист по звуковой коммуникации, мы слушаем 60% времени, но при этом запоминаем лишь 25% услышанного. Но без эффективного слушания не будет и полноценного общения, оно превратится в монолог, до которого собеседнику нет дела.

Поэтому Джулиан Трежер советует во время беседы помнить и соблюдать четыре правила:

  1. сосредоточиться на собеседнике;

  2. подчеркивать свое погружение в процесс слушания с помощью междометий типа «угу», «надо же» и так далее;

  3. обобщать сказанное, делать выводы, резюмировать;

  4. задавать вопросы, выслушав слова собеседника.

Все это достаточно очевидно, но в общении с детьми есть одна проблема: очень сложно найти такую тему, которая была бы интересна и эмоционально близка и взрослому, и ребенку.

Под «детские» скучно подстраиваться старшему поколению, «взрослые» непонятны младшему, к тому же дети не всегда готовы открыто говорить с нами.

Тем не менее существует общая реальность, где правила хорошего слушателя начинают работать сами по себе, без приложения титанических усилий, и живет эта реальность в коробках с настольными играми.

© Depositphotos

Игра априори считается развлечением, и это действительно так — но не только.

По отзывам продавцов-консультантов настольных игр, покупатели старшего возраста очень часто обращаются к ним с запросом «Я хочу подружиться со своим ребенком». Но общение — процесс двухсторонний, и родителям обязательно нужно в него вовлечься, причем искренне и с интересом, чтобы получить отклик.

Вот, к примеру, мы то и дело слышим сетования о том, что дети много времени проводят со смартфонами или планшетами и что отвлечь их от гаджетов ради живого общения проблематично. С другой стороны, в этом есть лукавство: смартфон у ребенка не берется из ниоткуда, его дают родители, чтобы тот не мешал, не отвлекал, не отнимал время, не капризничал — проще говоря, чтобы дал спокойно позаниматься своими делами.

И просто отнять смартфон мало: нужно одновременно найти совместное занятие и самому в него вовлечься — хотя бы на первых порах.

И настольные игры, если их подобрать правильно, хороши тем, что это вовлечение становится интересным и желанным для обеих сторон.

От теории — к практике

Какие возможности открывают игры? Очень многие, причем не только для детей, но и для взрослых, которые играют вместе с ними.

Например, такие импровизационные игры, построенные на объяснении слов или разгадывании загадок, как «Экивоки», «Штука», «Спойлер», или народные игры вроде «Шляпы» и «Коровы».

игра «Штука»

© издательство «Экивоки»

Они дают незаменимый опыт, который пригодится во всех сферах, где успех зависит от навыков общения, использования речи, невербальных маркеров и так далее. И этот опыт многоплановый, что как нельзя кстати, ведь коммуникация обычно идет по нескольким каналам, а кроме того, для ее успеха требуется определенная подготовительная работа, хотя и неосознанная.

Информационное поле чудес

Общение будет эффективным тогда, когда собеседники находятся на общем информационном поле. Беседы взрослых и детей очень часто проваливаются именно из-за этого: детям непонятен культурный фон, накопленный взрослыми, а взрослым неинтересно от него отказываться или сложно, а то и невозможно донести его до детей. И наоборот, взрослые, определенно, отстают от своих детей в темпах освоения новых мемов и трендов.

И догнать юное поколение не представляется возможным, ведь детское ухо заведомо будет определять мем как «протухший», если его освоили «даже родители».

В играх этот процесс выравнивания фона для общения проходит гораздо проще, в результате они становятся пространством для обмена жизненным опытом и культурным багажом.

Иногда это помогает совершать удивительные открытия не столько о самих культурных реалиях, сколько друг о друге.

игра «Экивоки»

© издательство «Экивоки»

Авторы «Экивоков» как раз большое внимание уделили тому, чтобы игроки могли объяснить ту или иную загаданную фразу, даже если они не знают источник цитаты или не понимают смысл мема. Игроки могут просто повеселиться, объясняя что-то смешное, а потом, если обстоятельства сложатся, обсудить, что за этим выражением стоит. И вот тут им гарантирована целая тема для беседы.

А при создании игры «Спойлер» авторам пришлось помучиться, чтобы подобрать таких персонажей для загадывания, чтобы они были не только интересны с игровой точки зрения, но как можно более широко известны.

Это не так просто, как кажется на первый взгляд — многие популярные персонажи и личности через несколько лет забываются, и требовались серьезные усилия, чтобы найти баланс между известностью и актуальностью.

Проверка связи

Настройка канала связи — еще один вид незаметной, но необходимой для успешного общения подготовительной работы. Когда игрок — хоть ребенок, хоть взрослый — объясняет слово, но другие его не понимают, он начинает задумываться: может быть, дело не в них, а во мне?

В результате приходит осознание: необходимо приложить усилия, чтобы быть понятым.

Например, все сталкивались с непробиваемой стеной односложных ответов: «Есть будешь? — Да», «Ты в порядке? — Да». В «Экивоках» это превращено в искусственное игровое ограничение, которое нужно преодолеть: чтобы отгадать слово, все задают вопросы, а ведущий может отвечать только «да» или «нет».

Понятно, что успех во многом зависит от того, насколько точно будут заданы вопросы. Но игра показывает, что и от отвечающего зависит очень много, если он хочет быть понятым.

Во-первых, в распоряжении отвечающего есть широкий спектр интонаций: твердое «да», неуверенное «д-да…», радостное, скучающее, тревожное — дадут совершенно разную информацию. Во-вторых, отвечающий учится предвидеть, как повернется направление поисков в зависимости от его ответа. У него нет задачи дать объективное описание того предмета, который загадан на карточке. Важнее — понять, какая картинка вырисовывается в голове отгадывающих, какие знания у них на поверхности, а до каких вопросов они будут копать слишком долго. Важно избегать соблазнов сказать «и да, и нет» — такой ответ часто заводит в тупик.

Таким образом, отвечающий направляет поиск, отсекает тупиковые ветки коммуникации и помогает идти по правильным.

А вместе с тем усваивает, что понимание — процесс обоюдный.

игра «Спойлер»

© издательство «Экивоки»

Расскажи мне о себе

Часто ли мы говорим более пространными фразами или даже рассказами? Если понаблюдать за собой и окружающими, то можно обнаружить, что мы находимся в рамках бытовых клише, дежурных шуток и междометий.

Игра «Спойлер» провоцирует выйти за эти рамки, подгрузить жизненный опыт, фантазию, кругозор и юмор.

Авторы игры в ходе тестирований сделали огромное количество впечатляющих открытий: обладателями искрометного юмора, нетривиального культурного бэкграунда и остроумия оказались те, от кого этого вообще не ждали. Потому что в общих компаниях эти люди или отмалчивались, или оставались в рамках светской болтовни.

Правила игры и задания очень просты. Каждому игроку загадывают персонажа, всем известного с раннего детства: Мальвина, Ежик в тумане, Чебурашка и т.п. Чтобы отгадать, какой вам достался персонаж, нужно взять карточку с ситуацией, зачитать ее вслух и внимательно выслушать развернутые ответы других игроков.

«Чем меня можно шантажировать?» — спрашивает игрок, не подозревающий, что он Мальвина. «Какой мусор остается после меня?» — спрашивает Кот Матроскин. «Кем я устроился работать в ресторан фастфуда?» — спрашивает Гамлет.

игра «Спойлер»

© издательство «Экивоки»

Вот тут-то и открывается пространство для личных «спойлеров»!

Отвечающие на вопросы начинают говорить больше, воображать развитие ситуации с загаданным персонажем, делиться личным опытом, проявлять чувство юмора, спорить и дополнять версии друг друга… А также и управлять информацией, ведь по правилам игры, игроки обязаны говорить чистую правду, но имеют полное право недоговаривать, говорить экивоками и нагнетать интригу, потому что никто не хочет, чтобы конкурент слишком быстро догадался, что он за персонаж.

Такая игра помогает увидеть своих близких, в том числе детей и родителей, в новом свете, снимает любые ярлыки, ведь, по сути, говоря о вымышленных персонажах, мы передаем информацию о самих себе.

Отражаясь в их образах, мы отчасти — раскрываемся, отчасти — создаем новый имидж, и он, как правило, гораздо привлекательнее и интереснее привычного шаблона, за которым порой не видна наша подлинная личность.

Мы такие разные

Игры учат нас осознавать разницу наших возможностей и принимать ее. Зачастую они связаны с возрастом — как, например, способность управлять временем, расставлять приоритеты и т. п.

Управление временем актуально не только для детей, но и для взрослых, особенно в ситуации самоизоляции, когда самоконтроль просто необходим. Это очень хорошо видно на примере задания, когда нужно за минуту объяснить слово с помощью рисунка. Чтобы успеть, требуется отсечь неважное и сосредоточиться на важном.

Дети до 12 лет обычно справляются с этим не очень успешно, поскольку тайм-менеджмент — априори более взрослый навык.

игра «Экивоки»

© издательство «Экивоки»

А вот другой пример показывает, что иногда возраст совсем не гарантирует преимущества в игре. Казалось бы, что сложного в том, чтобы прочитать слово задом наперед (есть такое задание в игре «Экивоки»)? И так ли уж сложно перевернуть услышанное (прочитанное медленно, по частям) слово в уме обратно и назвать его правильно?

На самом деле сложно, ведь не стоит забывать, что чтение — это автоматизм и чем чаще мы пользовались этим навыком, тем сложнее выйти за рамки привычки. Среди взрослых встречается очень много людей, для которых чтение слов задом наперед представляет собой вызов.

А вот для детей, которые сравнительно недавно научились читать, это может быть гораздо проще.

Перевернуть слово назад в уме — вопрос рабочей памяти.

«Объем рабочей памяти — в среднем 4 элемента, и когда это слоги, то проблем быть не должно, а когда буквы, то с длинными словами просто обязаны появиться проблемы»,

– говорит Мария Фаликман, профессор департамента психологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ.

На чьей стороне преимущество в решении такого рода задачек — большой вопрос. Ни пол, ни возраст тут ничего не решают.

© Depositphotos

Показательно, что создатели «Экивоков» получали от вполне взрослых игроков просьбы печатать слово сразу перевернутым, потому что им трудно читать бессмыслицу справа налево.

У этого явления есть вполне научное обоснование. Как объясняет Мария Фаликман, читая слово, мы воспринимаем его не как последовательность букв, а как единое целое. При этом буква в составе слова опознается точнее, чем сама по себе или в составе случайного буквенного набора. Поэтому чтение слова наоборот — это разрыв шаблона. Наш опыт дает нам подсказки в виде готовых блоков, но они оказываются бесполезными, поскольку при чтении наоборот мы видим незнакомые сочетания. Приходится прилагать усилия, испытывать дискомфорт, но чем сложнее задача и чем больше нового мы осваиваем, тем больше связей между нейронами выстраивается в нашем мозгу и тем гибче становится наша психика.

То есть такая практика нас развивает, учит преодолевать собственные автоматизмы и заезженные последовательности действий.

Поэтому взрослым тоже полезно играть в такие игры вместе с детьми. Им стоит почаще попадать в ситуации, когда возраст не дает им преимущества перед ребенком. И не стоит бояться утраты авторитета — наоборот, это может помочь преодолеть границы, установить более доверительный контакт, покажет, что вы разные, и в итоге даст вам дополнительную возможность лучше слышать и уважать друг друга.

игра «Экивоки»

© издательство «Экивоки»

Стать другим — стать собой

И наконец, игра — это вселенная, которая не только предписывает правила и ограничения, но и заставляет принять на себя необычные роли, радикально отличающиеся от привычных.

Она разрушает иерархии и выстраивает новые связи, а также создает ситуации, которые крайне редко возникают в обычной жизни, что позволяет показать себя с неожиданной стороны.

Например, ситуация жесткой конкуренции за дефицитные ресурсы. В семье нас учат делиться, а игра заставляет действовать «не по-христиански».

Это отличный способ познакомиться заново, увидеть, на что способна мама, если ей не хватает жетончика на покупку очередного домика, и сжалится ли над вами ваш ребенок, когда вы в шаге от финансового краха. Мы видим себя вне привычных социальных ролей, общепринятой этики.

Что от нас остается, когда сброшены привычные маски и социальные роли? Какими становятся наши отношения, когда нашу судьбу решает безжалостный кубик? Нечто неизменное и, наверное, важное — вы по-прежнему друг другу необходимы, ваши отношения — ценнее того, что было в игре. Появляется ощущение единства, а также общие воспоминания.

Словом, игра работает не только то время, пока фишки двигаются по игровому полю или ведется подсчет очков. Ее эффекты сохраняются гораздо дольше, и поэтому к играм хочется возвращаться снова и снова.

Фото: издательство «Экивоки»; Depositphotos